Файл: Культурыпредшественницы в бассейне Средиземного моря.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Культуры-предшественницы в бассейне Средиземного моря

Крито – микенский (III – II тыс. до н.э.) период относится к культуре бронзового века. Центрами греческой цивилизации были о. Крит и город Микены, в которых и происходило формирование древней культуры.

Остров Крит и прилежащие ему города и острова историки называют минойской цивилизацией. Жителей Микены – ахейцами, которые и являлись предками будущих греков.

Крито – микенская культура на несколько столетий стала образцом художественной культуры для всей древней цивилизации. В этот период были созданы прекрасные памятники архитектуры, украшенные грандиозной настенной живописью и рельефами, неповторимые дворцы с прекрасными садами, расписные керамические вазы и различные атрибуты религиозного культа.

Ф ормирование культуры Крито – минойской цивилизации принято считать со II тыс.до н.э. Прежде всего она выражалась в архитектурных сооружениях, которые впоследствии стали памятниками мирового уровня. К древнейшим архитектурным памятникам можно отнести дворец Миноса в Кноссе (Рис.1).

Кносский дворец. Кносский дворец является знаменитым нам из мифов Древней Греции дворцом – лабиринтом, в котором обитал Минотавр. На постройку этого дворца

ушло не одно столетие.

Рис.1. Кносский дворец. Реконструкция

Его площадь составляет около 20 тыс. кв.м. Состоит он из множества запутанных помещений. Центр дворца представлял собой огромный двор, вымощенный гипсовыми плитами. По высоте, постройки дворца доходили порой до 4х этажей. Архитектурное сооружение имело три входа, которые были защищены бастионами. В западной части дворца располагался тронный зал и святилище для омовения, в восточной находились жилые комнаты и различные кладовые. [6,С.320-321].

Особенностью архитектуры Кносского дворца является не только его запутанность но и колонны, которые в отличие от восточного стиля расширялись не к низу, а наоборот к верху. Внутренние стены дворца украшены неповторимой фреской. Наиболее частыми сюжетами, которой являлись празднества, торжественные шествия, игры с быками.


Рассматривая культуру критского периода, особое внимание также следует обратить на неповторимую керамику, которая была представлена вазами стиля Камарес. Такое название они получили по имени пещеры, где и были найдены сосуды. Орнамент на вазах представлял собой сочетание геометрических фигур, в совокупности создающих ощущение движения и динамичности. [5,С.9].

Д о наших дней дошел прекрасный образец минойской вазописи – «Сосуд из Фиеста», созданный приблизительно в 1700 году до н.э. Расписанный несколькими рядами динамичных спиралей белого и желтого цвета на темном фоне. (Рис.2).

Рис.2. Сосуд из Фиеста.

прибл. 1700 г. до н.э.

Б лагодаря археологическим раскопкам можно с уверенность говорить, что уже в это время в Древней Греции была развита письменность. До нас дошли надписи хозяйственного характера на слоговом письме. Наиболее знаменитый памятник письменности – Фестский диск, покрытый с обеих сторон текстами.(Рис.3). К сожалению его, до сих пор так и не удалось расшифровать. Рис.3. Фестский диск.

С перемещением центра в Микены несколько меняется и направление в культурном развитии, она носит наиболее воинственный характер. Строятся многочисленные оборонительные сооружения, которые называют циклопическими. Опять же обращаясь к древнегреческой мифологии: считалось, что эти сооружения с мощными каменными стенами создали великаны –циклопы.

Наиболее знаменитым архитектурным сооружением Микен являются Львиные ворота – величественное сооружение и символ

могущества микенских царей.(Рис.4).

Рис.4. Львиные ворота в Микенах. XIV в. до н.э.

Они сложены из двух огромных плит поверх которых, располагается третья с геральдическим рельефом, изображающим двух львиц. По мнению археологов и историков, данная колона является символом богини Артемиды покровительницы города.[7,С.101].

Во время раскопок в Микенах были найдены богатые захоронения, среди которых погребальные маски, золотые и серебряные сосуды, монеты, украшения и оружие. В отличие от критской живописи, стены дворцов расписывались в другой манере, она носила более статичный и декоративный характер.



Крито – микенская цивилизация подарила миру неповторимые образцы архитектурных и художественных произведений, ставших не только памятниками мирового искусства но и легшими в основу развития всей греческой культуры.

2.Архаический период в развитии древнегреческой культуры

Время становления и развития античной культуры. Это ранний период развития Древнегреческой цивилизации, характеризующийся быстрым ростом полисов. Наиболее крупными становятся Афины, Спарта, Фивы и др., наряду с ними существует также множество более мелких городов. Именно активное взаимодействие Греков с другими государствами в этот период пробудили в их сознании необходимость народного единства. При этом Греки начинают заимствовать и опираться на опыт других цивилизаций. Так на зарождение науки: астрономии и геометрии оказали Древний Вавилон и Египет. Происходит развитие историографии, отцом древнегреческой истории считается Геродот, чьи труды стали образцами для последующих поколений.

Религия по-прежнему остается основополагающим фактором в развитии общества с характерным для нее политеизмом. Возглавляет Греческий пантеон Богов Зевс. Вместе с ним на Олимпе находятся не менее важные Боги: Афина, Афродита, Арес, Апполон, Поссейдон и др. Каждый из богов является олицетворением определенного природного явления, войны или мира. Все они глубоко почитаются, для каждого бога строятся индивидуальные храмы, в которых приносятся жертвы, преподносятся подарки и совершаются культовые обряды.

Особым фактором в культурном развитии Греции являются спортивные игры, которые устраивались в честь Богов. Наиболее значимыми из них были Олимпийские, в честь Зевса и проводившиеся раз в 4 года. Также существовали Пифийские, спортивные и музыкальные соревнования в честь Аполлона и Истмийские игры, в честь Посейдона[8].

Именно в период античности в Греции возникает первая философская система – натурфилософия. Главной своей задачей ее представители видели понятие сути всего окружающего мира и его закономерностей. Именно здесь получили свое развитие первые философские понятия о мироздании, которые легли в основу современной науки.

Отличительной чертой античной философии от восточной мудрости является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрел стройную логическую форму и характеризуется рациональным постижением мира.


Как правило, начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса, основателя милетской школы. Но наиболее представительными в области становления философской мысли являются Сократ, Платон и Аристотель, благодаря им Афины становятся на много тысячелетий центром философского учения.

К ультурное развитие Греции этого периода характеризуется возникновением театра. Это было одним и любимых мест для развлечения греков. театр представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Особенности архитектурного строения театров позволяли

Рис.5. Древнегреческий театр
создавать такую акустику что зрители сидевшие на самых последних рядах отчетливо могли все слышать.(Рис.5).

И скусство этого периода характеризуется уникальными архитектурными памятниками. Развивается особенный архитектурный язык – ордерная система. Ордер – это определенный порядок связи несущих и несомых частей здания в стоечно – балочной конструкции. При таком строительстве использовалась единая мерка -
Рис.6. Дорический стиль

пядь, локоть или ступня. Самой древней разновидностью ордерной системы является дорический стиль.(Рис.6).Он выражался в мощности и тяжеловесности колонн, которые располагались на фронтонах зданий.

Скульптура периода архаики тесно связана была с архитектурой и носила больше религиозное назначение, украшая фронтоны храмов. Ее отличительными особенностями было, то что она напоминала колонны: руки были прижаты к телу, а ступни стояли на одном уровне. Мужские и женские фигуры имеют сходные пропорции. Лишь к V в. до н.э. женские статуи кор и мужские куросы, приобретают естественность и свободу в движении.[9].

«Богиня с гранатом», созданная греческим мастером Самосом, является одной из наиболее хорошо сохранившихся скульптур архаического периода. несмотря не некоторую грубоватость, неправильность пропорций и некоторое напоминание колонны скульптура привлекает к себе внимание изяществом рук, придающих ей динамичность и выразительность.(Рис.7).

Рис.7. «Богиня с гранатом» из Каратеи

580 – 570гг.(Гос.музей Берлина)
Н
аиболее развитой областью искусства остается вазопись. Создаются мастерские, в которых изготавливались керамические сосуды различного назначения: для вина, воды, масла, как декоративны элемент или религиозного назначения. Соответственно они отличались по форме и узорам.
Рис.8. Чернофигурная роспись. Ваза - амфора

С вое развитие вазопись получила в Коринфе. Здесь преобладал восточный стиль. Керамические сосуды украшались образами животных и фантастических существ. Впоследствии центр сместился в Афины. Здесь зарождается новый стиль росписи – чернофигурный: черные фигуры изображались на светлом фоне, рисунок покрывали специальным лаком который создавал эффект зеркальности.(Рис.8).

Впоследствии развивается и краснофигурный стиль, здесь, наоборот светлые фигуры изображаются на темном фоне.(Рис.9). [1, С.125, 132].
Рис.9.Краснофигурная роспись. Ваза – кратер

Создаваемые греческими мастерами вазы и керамика античного периода отличалась стремлением к реалистичности изображений и гармонии между фигурами и формой сосуда, что представляет особую ценность для знатоков искусства. Именно в этот период произошло зарождение основных форм античной культуры, которые легли в основу культуры и искусства последующих периодов.

3. Классический период в развитии древнегреческой культуры

К лассический период культурного развития является самым знаменитым и всех периодов Древней Греции. Центром политического и культурного развития становятся Афины. Поскольку они отличались наибольшей развитостью и благоприятными условиями по сравнению с другими полисами, сюда стекались все деятели искусства и культуры. В связи, с чем именно в Афинах были созданы исторические памятники архитектуры и литературы, дошедшие до наших времен и вошедшие в мировой фонд искусства.

Самым знаменитым архитектурным творением классического периода стал Афинский Акрополь. (Рис.10). Он располагался на высокой отвесной скале, возвышавшейся над городом, и являлся

Рис.10. Афинский Акрополь

местом сосредоточивания всех святынь. Его ансамбль состоял из парадных ворот Пропилеи, храма Ники Аптерос