Файл: Правовое регулирование социального обслуживания граждан.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РОСТОВСКИЙ (Г.РОСТОВ-НА-ДОНУ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН


Выполнила студентка 33-ПСО учебной группы

3 курса очной формы обучения

Ломакина Ирина Викторовна

Научный руководитель старший преподаватель

Черевко Наталия Валентиновна

Заведующий кафедрой, обеспечивающей научное руководство

к. ю. н.

Тархова Ольга Юрьевна

г. Ростов-на-Дону

2015
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 7), Россия является социальным государством. Это значит, что при любых системных и структурных переустройствах экономики страны приоритетной задачей её политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан.

Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. И социальная защита населения и особенно ее наиболее уязвимых слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике, есть одно из самых важнейших направлений социальной политики государства 1.

Это в наиболее полном объёме отвечает требованиям основных международных правовых актов.

Главным здесь является положение, сформулированное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека: “Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства"2.

Это положение конкретизировано в п. 1 ст. 25 Декларации: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам", а также в статьях 9 и 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
3.

Из данных положений следует, что в России как социальном государстве каждому должен быть гарантирован необходимый уровень социального обслуживания, обеспечивающий здоровье и благополучие его самого и его семьи4. Кроме того, каждый имеет право на дополнительное социальное обслуживание в случае наступления у него чрезвычайных обстоятельств. При этом указанные гарантии должны быть закреплены законодательно. К этому нас призывает пункт 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), где подчеркивается обязанность государств-участников "обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

Нуждающимся в помощи признается тот, кто не в состоянии обеспечить собственными силами свое существование или помочь себе в особых жизненных ситуациях, а также тот, кто не получает достаточной помощи, чтобы иметь жизненно необходимые продукты и предметы. Такой нуждающийся имеет право на получение индивидуальной, адресной помощи, позволяющая принять участие в жизни общества, обеспечивает достойное существование человека.

При всей своей социальной значимости социальных услуг, как одной из форм удовлетворения потребностей субъектов права социального обеспечения, настоящее обширно и динамично развивающееся законодательство не кодифицировано.

В связи с этим наибольшую актуальность приобретает обобщение социальных услуг, которые действуют в отношении отдельных субъектов права социального обеспечения, обоснование возможности признания института социального обслуживания генеральным институтом (наравне с генеральным институтом пенсий) в науке права социального обеспечения.

Цель работы заключается оценке состояния системы социального обслуживания в праве социального обеспечения, в определении эффективности этой формы удовлетворения жизненно важных потребностей граждан.

Что бы достичь установленных целей, нужно решить следующие задачи:

  • проанализировать понятие и содержание социального обслуживания, в том числе и основополагающие понятия и термины, которые применяются в регулирования отношений в сфере по социальному обслуживанию;

  • изучить главные принципы правового регулирования отношений по социальному обслуживанию населения;

  • определить место правовых норм о социальном обслуживании в праве социального обеспечения Российской Федерации;

  • раскрыть виды социального обслуживания и классифицировать их;

  • проанализировать виды социального обслуживания: стационарное и полустационарное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социальное обслуживание, не связанное с помещением граждан в социальные учреждения;

  • определить особенности правового регулирования отдельных видов социального обслуживания в субъектах РФ;

  • проанализировать законодательство Российской Федерации и субъектов РФ, которые регулируют вопросы предоставления социальных услуг в электронной форме, предложить меры, обеспечивающие доступность социальных услуг в электронной форме для социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в их предоставлении.


Объект исследования - правовые отношения, которые возникли в связи с появлением прав на социальное обслуживание. Предмет исследования - нормативные акты и правовые документы, которые устанавливают право граждан на социальное обслуживание.

Анализ нормативно-правовых актов, научной, юридической литературы, которая относится к теме, является основополагающим методом исследования.

Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава I. Теоретические основы социального обслуживания населения в Российской Федерации
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания населения
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В общей системе социального обеспечения и социальной защиты социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном. В последние время появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб.

Основные из них - федеральные законы: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»5 и от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442-ФЗ)6. В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу - законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы, и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание граждан - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга в свою очередь, - это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

На соблюдении определенных основополагающих принципов должно основываться проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации. Принципами в этом случае являются выработанные практикой, которые закреплены или отражены в особых нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми осуществляется деятельность разных субъектов в рамках их компетенции по социальному обслуживанию граждан
7.

Основные принципы социального обслуживания граждан закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ:

  1. равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

  2. адресность предоставления социальных услуг;

  3. приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

  4. сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

  5. добровольности;

  6. конфиденциальности8.

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны.

Деятельность по социальному обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности предоставления социальных услуг, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

  • инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;

  • гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;

  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;

  • гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

  • иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи9.

Принцип приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг социального обслуживания граждан выражается в следующем:

  • в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;

  • в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

  • в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

  • в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

  • в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.


Принцип сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания10.

Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

  • самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

  • согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами.

Кроме того, решение вопроса о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности - сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации11.

Осуществление деятельности различными субъектами страны по социальному обслуживанию населения в соответствии с рассмотренными принципами, с одной стороны, обеспечит реализацию прав граждан, нуждающихся в помощи на достойное существование, а с другой - послужит укреплению мнения международного сообщества о Российской Федерации как стране с социально ориентированной внутренней политикой.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат - пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека - в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели - обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной