Файл: Культурыпредшественницы в бассейне Средиземного моря.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Эрехтеойна и главного храма Парфенона.

У никальность Афинского Акрополя заключается в его скульптурном оформлении. Фронтоны акрополя были оформлены скульптурными изображениями различных сцен: мифических и праздничных шествий. Рельеф, имеющий высоту в 1 метр, не имеет себе равных по своей сложности, красоте и гармоничности.(Рис.11).[10]. Рис.11. Рельефы Акрополя

Наиболее известными скульпторами классического периода были: Мирон, создавший знаменитую скульптуру «Дискобол»; Поликлет – прославившийся своими скульптурами атлетов; Пракситель, ему не было равных в изображении божественных образов – «Эрот», «Апполон, убивающий ящера» и др.

Лучшим скульптурным творением греков считается скульптура «Апполона Бельведерского» (Рис.12), созданная мастером Лисиппом.[2,С.54 - 56].

В ысота статуи около 2,24 м. Совершенное тело Аполлона, идеальное лицо с устремленным в даль взглядом и по сей день представляют собой идеал мужской красоты и символ совершенства в изображении человеческого тела. Таким образом, скульптура приобретает более реалистический характер. Произведения искусства выполняются из мрамора и бронзы, отличаются своей монументальностью, гармонией, пропорциональностью и стремлением к идеальному образу.
Рис.12. «Аполлон Бельведерский», ок. 330 до н. э.
В литературе 5 века выделяются два основных жанра комедия и трагедия. Представителем классической греческой трагедии является Эсхил. В театральные постановки он ввел второе действующее лицо, декорации и маски чем сделал драмы наиболее оживленными и динамическими.

Его литературный язык отличается высоким стилем и довольно смелыми речевыми оборотами, сложными определениями и неологизмами. По некоторым данным его литературное наследие составляло от 72 до 90 пьес. Но до наших дней сохранились только семь: «Персы», «Семеро против Фив» и «Орестея» и др.[6,С.237 - 238].

Еще одним не менее знаменитым греческим трагиком был Софокл. Драматическое наследие Софокла насчитывает 123 пьесы. До нашего времени сохранились немногие его произведения: «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Царь Эдип», «Электа» и др. Его произведения отражали борьбу свободной человеческой воли против превратностей и несправедливости судьбы. Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему судьбой участи. Наиболее известна трагедия Софокла о легендарном царе Эдипе. [6,С.246-247].


Самым главным новшеством, которое внес Софокл в театр это было увеличение количества актеров до трех, что позволило более красочно передавать эмоциональную составляющую трагедии. Кроме того, для оживления сцен драматург ввел второстепенных персонажей. Язык написания произведений несмотря на возвышенность отличался простотой в понимании.

Последним из известных нашему времени трагических поэтов Древней Греции является Еврипид. Им было написано 92 пьесы из которых сохранилось 17 трагедий и сатировская драма «Циклоп».

Еврипид писал в собственной уникальной манере, из – за чего древние критики называли его «философом на сцене». В своих произведениях драматург прославлял науку, философию и просто созерцание природы.

В целом же его произведения представляют собой своеобразные энциклопедии жизни Греции. Трагедии характеризуются длинными монологами, которые произносят актеры, посвященные актуальным проблемам и темам того времени. Одной из таких тематик была политика и разрушительная Пелопонесская война. [6,С.254-266].

Особенность его творчества заключалась в том, что ему пришлось подстраиваться под уже устоявшиеся правила театральной деятельности. Но в поисках индивидуального стиля, драматург постоянно придумывал новые формы передачи произведений. Так, хор постепенно уходил на задний план. Он вводит сольное пение актеров и диалоги.

Таким образом, Еврипид стал новатором в области композиции пьес. А произведения трех великих древнегреческих драматургов не только ставили на сценах Греческого театра, но и пережив античность вошли в сокровищницу мирового искусства.

В классический период особое внимание уделяется развитию науки и воспитанию гражданина. В познании мира происходят изменения, появляются новые философские течения. Активное развитие получает философия. Античной философии присущ космоцентризм и антропоцентризм, то есть все учения философии направлены, на изучение космоса и природы, даже человек тут рассматривается как неотъемлемая часть природы. Второй основной чертой античной философии является эстетизм, предполагающий, что все в этом мире находится в гармонии друг с другом. И еще одной немаловажной чертой античной философии является ее рационализм, логическое объяснение происхождения мира. В этот период получают активное формирование и развитие первые философские школы античности.



Особое развитие получает атомистическая модель мира Демокрита. Здесь же появляется противоположное Демокриту направление Софисты. Главным представителем являлся Сократ, считавший, что в основе всего лежит только человеческий разум. В истории философии особая роль отводится таким великим философским мыслителям как Платон и Аристотель. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений.[3].

Подводя итог, следует выделить еще несколько характеристик Греческой культуры. Ей присуще такое качество как Агон- что означает соревнование, борьбу. И если изначально данное определение относилось к спортивным соревнованиям и военным действиям, то впоследствии оно охватило все сферы Греческой жизни. Соревновательный дух ярко прослеживался в театральных постановках, среди поэтов и философов. Наряду с присутствием агона, культура Древней Греции отличается своим изяществом и эстетичностью, которые выражаются во всей ее грациозности, упорядоченности и гармоничности. Именно такие отличительные качества Греческой культуры делают ее уникальной и неповторимой.


4.Эллинистическая культура

Данный период характеризуется многочисленными воинственными походами греков под руководством А.Македонского. В это время происходит активный рост городов и их благоустройства. Культура древней цивилизации также претерпевает изменения. Сложившаяся новая культура эллинистического периода оказала влияние на Древний Рим, Византию и весь мир в целом.

Эпоха эллинизма характеризуется стиранием границ между теорией и практикой, наукой и техникой. Развитие науки выходит на новый этап и характеризуется небывалым ростом и значимостью для других цивилизаций. Активное развитие получила математика, астрономия, оптика, геометрия и механика и др. Самыми знаменитыми учеными того периода стали Архимед, Евклид, Эратосфен и др.

Изменение в общественной жизни влечет и изменение мировоззрения. Что наиболее ярко выражается в формировании новых школ философии. Основными же течениями эллинистической философии стали эпикуреизм и стоицизм.

По мнению Эпикура главного представителя школы
эпикуреизма, философия представляет собой учение о счастливой жизни человека свободной от страданий. В своих учениях Эпикур выделял главной задачей философии – помощь человеку в преодолении страха перед смертью.

Представители школы стоицизма, считали, что наивысшая цель человека – это безмятежное существование, но путем искоренения страстных чувств. Именно стоики выдвинули идею о том, что все, что происходит с человеком зависит от «рока» как бы предначертано.[3,С.201, 214].

Возрастает и роль скептиков и киников. Представители школы кинизма(ранний период развития философии Эллинизма) считали, что природа определила необходимый для человека минимум в связи с этим жить нужно, отказавшись от удовольствий.

Образуется школа скептицизма - Скептики полагали, что ни одно из высказываний о сущности мира не может быть истинным, поэтому не нужно вообще высказываться. Все учения ставились под сомнение. Таким образом, можно сказать, что на школе скептицизма замыкается круг развития греческой философии.

Активное развитие научных знаний определили необходимость накопления информации в связи, с чем в ряде городов образовались первые библиотеки, самая крупная и знаменитая – Александрийская библиотека, открытая в 323 году до н.э. Ее основателем считается Птоломей I и философ Деметрий Фалерский. Изначально библиотека именовалась – Мусейон, сообщество философов, где почитали Муз. Она являлась составной частью дворцового комплекса в Брухейоне.[11].

Основу библиотеки составили труды Аристотеля, которые были куплены Птоломеем II. Кроме того, в состав библиотеки вошли различные собрания великих драматургов. Она подарила миру много великих ученых - Аристарха Самосского, Эратосфена, Фекрита и др. В ее стенах были написаны уникальные труды по геометрии, астрономии, литературе, философии.

По подсчетам историков царям Египта удалось собрать от 100 до 700 свитков уникальных текстов на различных языках мира.

В религии происходят также изменения, развивается культ монархов – обожествление царя; культ – судьбы и синкретизм. Происходит смешение греческих и восточных не только религиозных взглядов, но и в культуре в целом.

Такое смешение культур было обусловлено результатами походов и завоеваний А. Македонского. В результате чего возникла великая держава, охватывающая Балканский полуостров, острова эгейского моря, Малую Азию, Египет, Южные районы Средней и часть Центральной Азии вплоть до Инда. В результате объединения древнегреческой и древневосточной культур образовался синтез элементов древних цивилизаций.


Согдийцы единственные среди других народов Средней Азии сохранили древние художественные традиции, восходящие еще к эпохе эллинизма — такие, например, как производство терракот. Согдийские мастера изготавливали великолепные, весьма разнообразные серебряные чаши, блюда и кувшины, в которых заметно влияние греческих образов. Согдийские ремесленники умели хорошо обжигать посуду, ткать шелк, выделывать кожу, изготавливать красивую, отличного качества утварь.

В архитектуре Парфии можно проследить наследие эллинистических традиций, которые воплотились в местной форме – айвана, обширного зала для приемов. Довольно богатой предстает перед нами культура Кушанского царства, соединившая в себе эллинистическое искусство и буддизм. Реализм в изображении человеческих фигур, характерный для эллинистического искусства, пышные коринфские капители, листья аканфа, как основной элемент орнамента, служат здесь для оформления буддийской тематики. О том же синкретизме говорят статуэтки Анахиты из Хорезма, изображающие её в виде греческой Афродиты, изображения Будды и бодисатв, выполненные в реалистической манере эллинизма, и т. д. К началу кушанского времени относится фриз из Айртама, украшавший наружные стены здания (возможно, буддийского храма), с изображениями юношей и девушек — музыкантов и гирляндоносцев; напоминая во многом гандхарские памятники, он свидетельствует вместе с тем о наличии в окрестностях Термеза местных художественных традиций.

В эллинистическую эпоху меняется и устройство городов. Появляется все больше общественных зданий: гимназии, спортивные организации, городские советы, стадионы, библиотеки и др. Благоустройство дворов осуществляется мозаикой, а росписи стен все больше похожи на облицовку камнем, также присутствуют и сюжетные мотивы. Появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

Одним из самых грандиозных сооружений того времени стал Александрийский (Фаросский) маяк. Построен он был на острове Фарос архитектором Состратом в 280 году до н.э. Его высота составляла около 120 м и состоял из трех ярусов. Первый ярус представлял собой квадратное здание, стены которого были расположены по сторонам света. Второй ярус – был восьмигранной башней, в соответствии с направлением восьми главных ветров. Третий – был увенчан куполом, на котором стояла семи метровая статуя бога морей Посейдона. Огонь маяка было видно на расстоянии 60 км.[4,С.368].