Файл: Понятие, функции и задачи криминалистики. Криминалистика .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 461
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третий способ – комбинированный способ. Сухой песок. Нижняя часть – насыпной способ. Затем заливным способом.
В отношении обуви устанавливается:
• ее размер;
• конструкция низа обуви (наличие или отсутствие каблука);
• мужская это обувь или женская;
• степень изношенности ее низа;
• особенности, индивидуализирующие конкретный экземпляр (повреждения, следы ремонта и пр.).
В случае обнаружения подозреваемого у него изымается и приобщается к материалам уголовного дела вся обувь, групповые признаки которой соответствуют информации, полученной в результате осмотра следов.
На идентификационную экспертизу направляются все материалы, в которых зафиксированы следы на месте происшествия: протокол осмотра, фотоснимки, схемы дорожки следов, оттиски или слепки, предметы-следоносители и, как правило, обувь подозреваемого.
Следы ног в носках (чулках) имеют определенную специфику. В комплексе следов чулка (носка) отображаются такие общие признаки, как структура ткани изделия, число нитей на единицу площади, толщина нитей, степень износа трикотажа. Частные признаки: дефекты производственного происхождения (значительное утолщение и утоньшение нитей, утолщение и утоньшение петельных рядов, неравномерная длина петель, спущенные петли, перекос петельных столбиков), дефекты износа и следы ремонта (порезы, разрывы, сквозные протертости, заплаты, штопка, ниточные швы).
В комплексе признаков строения стопы можно выделить следующие общие признаки, отображающиеся сквозь ткань носка (чулка): размеры подошвы стопы, наличие ее частей (пальцев, плюсны, промежуточной части, пятки), общие аномалии развития (неотображаемость частей стопы в следе). Частные признаки низа стопы: их наличие и размеры, форма (отображение) и взаиморасположение отдельных пальцев; особенности формы и расположения предпальцевой линии передней части плюсны; ширина промежуточной части; форма и размеры пятки; наличие, форма, размеры и расположение мозолей, наростов, складок, рубцов.
Фиксация следов ног в носках (чулках) производится по обычной схеме: описание в протоколе, составление схемы или плана, фотографирование, изготовление слепков и иногда оттисков, изъятие следов на предмете-следоносителе.
-
Следы транспорта и механизм их образования. Обнаружение и фиксация следов транспорта.
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки
По способу передвижения:
-
Самоходные - двигатель -
Несамоходные – живая сила необходима
По устройству хордовых частей:
-
Самоходные – колесный, гусеничный, полозьях -
Несамоходный – колесный или на полозья
По количеству осей:
-
Самоходные – две, реже три оси. -
Несамоходные – две, реже одну
Следы транспортных средства – это материально фиксированные отображения внешнего строения отдельных частей транспорта, отделившиеся части деталей транспорта и вещества, используемые при эксплуатации
Следы предметы – различные части транспортных средств, одежды потерпевших
Следы вещества – ГСМ, воды, тормозной жидкости
Следы отображения – последствия взаимного контакта транспортного средства, тела человека, поверхности дороги и окружающих предметов
По механизму образования:
-
Статические (вследствие давления одного предмета на другой) -
Динамические (скольжение) Динамические – фото макса
По характеру:
-
Объемные -
Поверхностные
По характеру:
-
Позитивные -
Негативные
Механизм
-
Следы столкновения – встречное, боковое, одностороннее. -
Следы переезда -
Следы наезда – как бы объединяют следы столкновения и неполный переезд
Основные параметры автомобиля, отражающиеся в следах
Колея транспортного средства – это расстояние между средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес или между средними линиями
Определение
Между соответствующими средними линиями следов
Между одновременными боковыми гранями отпечатков беговых дорожек одинарных колес
Между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин, спаренных колес, расположенных на одной оси
Измерение базы транспортного средства – расстояние между передними и задними осями автомобиля. Позволяет определить тип ТС.
Элементы рисунка протектора шины. Могут быть сфотографированы, зарисованы. Есть специальные альбомы протекторов.
Транспортно-трасологическая экспертиза
Вопросы:
-
Место столкновения -
Направления движения -
Угол столкновения -
Образованы ли следы -
Последовательность образования повреждений
Кроме следов-отображений, оставляемых колесами на грунте или асфальте, а также деталями автомобиля на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего или предметах, окружающих проезжую часть дороги (столбах, стенах, заборах), в результате ДТП остаются следы-предметы и следы-вещества.
К следам-предметам относятся, например, осколки разбитого фарного стекла, отвалившиеся детали автомобиля и т.п., а к следам-веществам – следы вытека-ющихиз агрегатов автомобиля жидкостей (ГСМ, охладители, тормозная жидкость), а также микроскопические осколки стекла и чешуйки краски.
Следы-отображения могут быть объемными (деформации – следы колес на грунте и деталей на других транспортных средствах; формования – следы колес в сыпучих веществах) и поверхностными (в основном это наслоения при движении испачканных колес по асфальту, но могут быть и следы-отслоения – при скольжении бампера по крылу другого автомобиля, когда отслаивается лакокрасочное покрытие).
По механизму образования следы качения являются статическими. Динамические следы колес, когда колеса идут «юзом» по поверхности асфальта, для идентификации непригодны, однако позволяют установить скорость автомобиля к моменту начала торможения.
Чаще всего исследуются локальные следы, но возможно также использование периферических следов, например обнаружение сухого участка асфальта на месте отсутствующего автомобиля в то время, когда окружающая поверхность асфальта, влажная от дождя, позволяет по форме и размерам участка хотя бы приблизительно установить марку автомобиля.
Характеристики следов автомобиля, используемые в транспортной трасологии, заимствованы из автотехники.
Колея – это расстояние между одноименными точками беговых дорожек одинарных колес или средними линиями спаренных колес. При движении по прямой следы задних колес частично или полностью перекрывают следы передних. Поэтому ширина колеи передних колес может быть измерена по следам на повороте.
База автомобиля
– это расстояние между передней и задней осями двухосного автомобиля. У трехосных автомобилей различается общая база, т.е. расстояние между передней и задней геометрической осью, проходящей через середину базы тележки (база тележки – расстояние между средней и задней осями).
устанавливаются марка (модель) автотранспортного средства, модель шин (хотя бы на задних колесах), степень износа и особенности шин, наличие повреждений (например, разбитая фара), посторонних следов (наслоения крови, мозгового вещества, волос, лоскутов одежды) на автомобиле. Кроме того, по следам можно установить обстоятельства происшествия: направление и скорость движения автомобиля, места наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством, начало торможения, остановки.
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются: вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам; вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.); количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы); место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены; размеры следов шип (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.); рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов; наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах; расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки); признаки, указывающие на направление движения автомашины; способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагаемых к протоколу; как упакованы изъятые следы.
При осмотре транспортного средства в протоколе должны быть указаны транспортное средство, его вид, модель, регистрационный номер, цвет, характер перевозимого груза, где находится транспортное средство (на проезжей части, тротуаре, в кювете и т.д.), вид следа(вмятина, разрыв металла, царапина и т.д.), расстояние между транспортными средствами, находящимися па месте происшествия, местоположение трупа и отделившихся деталей, частей.
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной - фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств: колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна; рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности; отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40-50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором.
Поверхностные следы шип (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.