Файл: Понятие, функции и задачи криминалистики. Криминалистика .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признаки почерка:
Общие – дают возможность выделить групповые признаки. Отражает степень форсированности письменно двигательного навыка
Выработанность почерка. Под выработанностью почерка принято понимать уровень владения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Это комплексный критерий, отражает уровень техникой владения письма. Может быть высокой, средней, низко выработанный. Красота не имеет значение.
Мало выработанный почерк – характерные признаки: низкая координация движений; простое строение почерка (иногда – простое с элементами упрощения); малый и средний темп; степень связности от малой до средней.
Средне выработанный почерк – характерные признаки: степень координации движений – средняя и высокая; строение преимущественно простое, приближенное к прописям; темп выполнения средний (реже высокий); степень связности от средне до большой.
Высоко выработанный почерк – характерные признаки: высокая степень координации движений (большая точность движений при их согласованности); простое строение почерка с элементами упрощения или усложнения; высокий (средний) темп выполнения письменных знаков
Координация движения при выполнении одинаковых знаков;
Темп письма;
Строение почерка. Простое строение (стремится к прописному), упрощенный (по отношению к прописному – отсутствуют элементы), усложненный (присутствуют дополнительные документы).
Признаки которое отражают структуру движения
Преобладающая форма движения. Угловатая форма (преобладающая), петлевой, дуговая;
Направления движения;
Наклон почерка – право наклонный, лево наклонный, смешанный наклон, без наклона (вертикальный);
Размер почерка (малый – высота букв менее 2 мм; средний – высота букв от 2 до 4 мм; большой – высота букв более 4 мм);
Разгон – протяженность движения по горизонтали. Малый, средний, большой (размашистый);
Связанность (сплошная, отрывистый, высокая, малая, средняя). Тесно связана с выработанностью почерка и зависит от степени навыка. Это устойчивый признак и совершенствовать его нелегко.
Нажим.
Топографические признаки почерка
– это признаки отражающие пространственную ориентацию - размещение отдельных абзацев, строк относительно текста документов:
Размер полей (малый, большой);
Наличие красной строки;
Форма полей (прямолинейная, криволинейная; дуговая, выпуклая; лево наклонная, право наклонная; вертикальная);
Интервалы между строками (малый (если входит малая буква между строк), большой (если заглавные)).
Частные – позволяют текст идентифицировать. Могут выражать отдельные отклонения от прописного.
Форма движения и соединение букв и элементов:
Прямолинейная форма движения при выполнении букв;
Дуговая форма движений;
Извилистая форма движений;
Петлевая форма движений.
Направление движения при написании букв и элементов:
Прав окружное, Левоокружные;
Очередность: Сверху внизу - Снизу-вверх; Справа на лево - Слева на права.
Протяженность движений по вертикали и горизонтали;
Связанность движений (интервальный, слитный);
Кол-во движения (уменьшено, увеличено);
Относительное размещение точек начала, точек окончания элемента и пересечение элементов;
Последовательность движения при выполнении отдельных элементов;
Сложность движений (упрощенное, усложненное).
Подготовка и производство судебно-почерковедческой экспертизы
Предмет – установление с помощью специальных познаний определенных фактов обстоятельств при исследовании рукописных документов, записей или подписей.
Объект – рукописи, содержащие почерковые реализации: подлинники рукописных документов, их фрагменты, краткие записи (буквенные цифровые), подписи.
Подготовка:
Вынести постановление о производстве почерковедческой экспертизы.
В постановлении указываются: 1) Обстоятельства дела: где, когда, в связи с чем изъяты (обнаружены) данные документы, а также какие известные сведения об условиях их исполнения (необычная поза и т.д.); 2) Краткие сведения о лицах, образцы почерка или подписей, которые предоставляются для сравнительного исследования, в частности их возраст, образование, каким языком владеют, нет ли заболевания (расстройств), влияющих на письмо; 3) Исследуемые документы, а также образцы должны быть полностью перечислены в постановлении о назначении экспертизы.
Подготовка материалов: Следственный осмотр документов; Изъятие образцов для сравнительного исследования; Формулирование вопросов, решаемых криминалистической экспертизой.
Виды образцов: Экспериментальные – после возбуждения уголовного дела и специально для экспертизы (рукописи и подписи, выполненные по предложению следователя); Свободные – до возбуждения уголовного дела и не связаны с производство экспертизы (рукописи и подписи выполненные до расследуемого события); Условно-свободные – после возбуждения уголовного дела и не связаны с экспертизой.
Задачи, которые решает экспертиза:
-
Идентификационные – установление одного единственного лица, которое выполнило документ; Диагностические; Классификационные;
Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Это смысловая сторона.
Признаки письменной речи:
-
Стилистические (литературные, публицистикой, научный, официально-деловой) – характеризуют язык, архитектонику текста, стиль изложения. -
Лексические (лексико-фразеологические) характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определённых профессий, местности и т.п. -
Грамматические.
Идентификация автора по письменной речи производиться на основе сравнительного исследования совокупности грамматически, лексических и стилистических особенностей его письменно-речевых навыков
Идентификационные задачи, решаемые экспертом – является ли определенное лицо:
-
Автором определенного документа; -
Автором соответствующего документа; -
Автором нескольких разных документов;
Диагностические:
-
Является ли язык исследуемого документа родны для его автора; -
Носителем какого наречия (говора) языка является автор; -
Каков образовательный уровень автора документа; -
Обладает ли автор документа навыками научного (публицистического, делового) стиля письменной речи; -
Составлен ли текст документа с намеренным искажением речи;
-
Автороведческое исследование документов: понятие, задачи, значение. Основы идентификации авторов текстов.
Авторове́дческая эксперти́за — исследование текста (чаще всего — печатного) с целью установления авторства (атрибуция произведения) или получения каких-либо сведений об авторе и условиях создания текстового документа.
Предметом автороведческой экспертизы являются сведения об авторе и условиях создания текстового документа. Объектом автороведческой экспертизы является письменная речь автора (составителя) текста. В более широком смысле объектом признаются тексты документов. В качестве текста могут выступать, по отдельности либо в совокупности, различные записи (например, дневниковые), письма, официальные документы, литературные произведения, тексты публичных выступлений и так далее
[1]. В отличие от почерковедческой (графической) экспертизы, где исследуется графическое исполнение текста, в данном случае анализируются его лингвистические особенности.
Задачи экспертизы разделяются на две группы:
Идентификационные — установление или проверка авторства
Подтверждение авторства определённого лица
Исключение авторства определённого лица
Проверка того, что автором всего текста был один и тот же человек.
Проверка того, что написавший текст является при этом его настоящим автором.
Диагностические
Определение личностных характеристик автора, таких как:
Образовательный уровень.
Родной язык, знание иностранных языков.
Происхождение, место постоянного проживания.
Область деятельности, профессия, хобби.
Пол, возраст, социальное положение, национальность и прочие социальные характеристики.
Наличие навыков определённого стиля письменной речи.
Определение факта сознательного искажения письменной речи.
Идентификационные задачи автороведческой экспертизы решаются в тех случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть авторство определённого лица (лиц) по отношению к тому или иному тексту, причём предполагаемый автор текста известен и непосредственно доступен. Наиболее очевидные примеры — доказательство или опровержение факта литературногоплагиата и доказательство авторства в делах, связанных с правами на литературные произведения. В таких случаях экспертиза заключается в сопоставлении проверяемого текста с текстами, бесспорным автором которых является проверяемое лицо.
Диагностические задачи экспертиза решает в тех случаях, когда необходимо установить личность автора какого-либо текста, например, определить автора анонимного письма или подложного документа. В этих случаях сопоставить исследуемый текст с другими текстами автора, как правило, невозможно, и экспертиза заключается в определении (на основании анализа текста) личностных характеристик автора, знание которых позволит выявить ограниченный круг лиц, подлежащих проверке уже другими методами. После установления личности подозреваемого в написании данного текста возможно решение уже идентификационной задачи — подтверждение или опровержение его авторства. Решаются и более специфические задачи, в частности, определение психического состояния автора в момент создания текста, выявление факта написания текста в необычных условиях, поиск текстов, написанных под диктовку другого человека.
Общие принципы
В целом автороведческая экспертиза базируется на представлении, что для каждого человека характерен уникальный комплекс особенностей речевого поведения, который может быть использован для идентификации и диагностики. Вся совокупность методов экспертизы направлена на выделение этих особенностей, их описание и сравнение.
Методы автороведческой экспертизы позволяют исследовать текст на пяти уровнях: пунктуационном, орфографическом, синтаксическом, лексико-фразеологическом, стилистическом.
-
Пунктуационный — особенности употребления автором знаков препинания, характерные ошибки. -
Орфографический — характерные ошибки в написании слов. -
Синтаксический — особенности построения предложений, предпочтение тех или иных языковых конструкций, употребление времён, активного или пассивного залога, порядок слов, характерные синтаксические ошибки. -
Лексико-фразеологический — словарный запас автора, особенности использования слов и выражений, склонность к употреблению редких и иностранных слов, диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов, арготизмов и так далее. Сюда же относятся навыки употребления фразеологизмов, пословиц, поговорок, «крылатых выражений». -
Стилистический — жанр, общая структура текста, для литературных произведений — сюжет, характерные изобразительные средства (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), стилистические фигуры (градация, антитеза, риторический вопрос и так далее), другие характерные речевые приёмы.
Установление автора анонимного текста.
Криминалистическое автороведение имеет ϲʙᴏими целями установление конкретного автора одного или нескольких анонимных документов (идентификационная задача), а также установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его образовательного уровня, профессии, наличия навыков определенного стиля письменной речи, его социально-демографического портрета и т.п. (классификационно-диагностическая задача).
Письменная речь как объект криминалистического изучения представляет собой сложную саморегулирующуюся систему основу кᴏᴛᴏᴩой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. К языковым навыкам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся пунктуационные, орфографические, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические. комплекс индивидуальных языковых и интеллектуальных навыков конкретной личности уникален и неповторим в каждой конкретной речевой ситуации и позволяет идентифицировать автора того или иного текста.