Файл: Понятие, функции и задачи криминалистики. Криминалистика .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признаки почерка:

Общие – дают возможность выделить групповые признаки. Отражает степень форсированности письменно двигательного навыка

Выработанность почерка. Под выработанностью почерка принято понимать уровень владения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Это комплексный критерий, отражает уровень техникой владения письма. Может быть высокой, средней, низко выработанный. Красота не имеет значение.

Мало выработанный почерк – характерные признаки: низкая координация движений; простое строение почерка (иногда – простое с элементами упрощения); малый и средний темп; степень связности от малой до средней.

Средне выработанный почерк – характерные признаки: степень координации движений – средняя и высокая; строение преимущественно простое, приближенное к прописям; темп выполнения средний (реже высокий); степень связности от средне до большой.

Высоко выработанный почерк – характерные признаки: высокая степень координации движений (большая точность движений при их согласованности); простое строение почерка с элементами упрощения или усложнения; высокий (средний) темп выполнения письменных знаков

Координация движения при выполнении одинаковых знаков;

Темп письма;

Строение почерка. Простое строение (стремится к прописному), упрощенный (по отношению к прописному – отсутствуют элементы), усложненный (присутствуют дополнительные документы).

Признаки которое отражают структуру движения

Преобладающая форма движения. Угловатая форма (преобладающая), петлевой, дуговая;

Направления движения;

Наклон почерка – право наклонный, лево наклонный, смешанный наклон, без наклона (вертикальный);

Размер почерка (малый – высота букв менее 2 мм; средний – высота букв от 2 до 4 мм; большой – высота букв более 4 мм);

Разгон – протяженность движения по горизонтали. Малый, средний, большой (размашистый);

Связанность (сплошная, отрывистый, высокая, малая, средняя). Тесно связана с выработанностью почерка и зависит от степени навыка. Это устойчивый признак и совершенствовать его нелегко.

Нажим.

Топографические признаки почерка
– это признаки отражающие пространственную ориентацию - размещение отдельных абзацев, строк относительно текста документов:

Размер полей (малый, большой);

Наличие красной строки;

Форма полей (прямолинейная, криволинейная; дуговая, выпуклая; лево наклонная, право наклонная; вертикальная);

Интервалы между строками (малый (если входит малая буква между строк), большой (если заглавные)).

Частные – позволяют текст идентифицировать. Могут выражать отдельные отклонения от прописного.

Форма движения и соединение букв и элементов:

Прямолинейная форма движения при выполнении букв;

Дуговая форма движений;

Извилистая форма движений;

Петлевая форма движений.

Направление движения при написании букв и элементов:

Прав окружное, Левоокружные;

Очередность: Сверху внизу - Снизу-вверх; Справа на лево -  Слева на права.

Протяженность движений по вертикали и горизонтали;

Связанность движений (интервальный, слитный);

Кол-во движения (уменьшено, увеличено);

Относительное размещение точек начала, точек окончания элемента и пересечение элементов;

Последовательность движения при выполнении отдельных элементов;

Сложность движений (упрощенное, усложненное).
Подготовка и производство судебно-почерковедческой экспертизы

Предмет – установление с помощью специальных познаний определенных фактов обстоятельств при исследовании рукописных документов, записей или подписей.

Объект – рукописи, содержащие почерковые реализации: подлинники рукописных документов, их фрагменты, краткие записи (буквенные цифровые), подписи.
Подготовка:

Вынести постановление о производстве почерковедческой экспертизы.

В постановлении указываются: 1) Обстоятельства дела: где, когда, в связи с чем изъяты (обнаружены) данные документы, а также какие известные сведения об условиях их исполнения (необычная поза и т.д.); 2) Краткие сведения о лицах, образцы почерка или подписей, которые предоставляются для сравнительного исследования, в частности их возраст, образование, каким языком владеют, нет ли заболевания (расстройств), влияющих на письмо; 3) Исследуемые документы, а также образцы должны быть полностью перечислены в постановлении о назначении экспертизы.

Подготовка материалов: Следственный осмотр документов; Изъятие образцов для сравнительного исследования; Формулирование вопросов, решаемых криминалистической экспертизой.


Виды образцов: Экспериментальные – после возбуждения уголовного дела и специально для экспертизы (рукописи и подписи, выполненные по предложению следователя); Свободные – до возбуждения уголовного дела и не связаны с производство экспертизы (рукописи и подписи выполненные до расследуемого события); Условно-свободные – после возбуждения уголовного дела и не связаны с экспертизой.

Задачи, которые решает экспертиза:

  • Идентификационные – установление одного единственного лица, которое выполнило документ; Диагностические; Классификационные;


Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Это смысловая сторона.

Признаки письменной речи:

  • Стилистические (литературные, публицистикой, научный, официально-деловой) – характеризуют язык, архитектонику текста, стиль изложения.

  • Лексические (лексико-фразеологические) характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определённых профессий, местности и т.п.

  • Грамматические.

Идентификация автора по письменной речи производиться на основе сравнительного исследования совокупности грамматически, лексических и стилистических особенностей его письменно-речевых навыков

Идентификационные задачи, решаемые экспертом – является ли определенное лицо:

  • Автором определенного документа;

  • Автором соответствующего документа;

  • Автором нескольких разных документов;

Диагностические:

  • Является ли язык исследуемого документа родны для его автора;

  • Носителем какого наречия (говора) языка является автор;

  • Каков образовательный уровень автора документа;

  • Обладает ли автор документа навыками научного (публицистического, делового) стиля письменной речи;

  • Составлен ли текст документа с намеренным искажением речи;



  1. Автороведческое исследование документов: понятие, задачи, значение. Основы идентификации авторов текстов.


Авторове́дческая эксперти́за — исследование текста (чаще всего — печатного) с целью установления авторства (атрибуция произведения) или получения каких-либо сведений об авторе и условиях создания текстового документа.

Предметом автороведческой экспертизы являются сведения об авторе и условиях создания текстового документа. Объектом автороведческой экспертизы является письменная речь автора (составителя) текста. В более широком смысле объектом признаются тексты документов. В качестве текста могут выступать, по отдельности либо в совокупности, различные записи (например, дневниковые), письма, официальные документы, литературные произведения, тексты публичных выступлений и так далее
[1]. В отличие от почерковедческой (графической) экспертизы, где исследуется графическое исполнение текста, в данном случае анализируются его лингвистические особенности.

Задачи экспертизы разделяются на две группы:

Идентификационные — установление или проверка авторства

Подтверждение авторства определённого лица

Исключение авторства определённого лица

Проверка того, что автором всего текста был один и тот же человек.

Проверка того, что написавший текст является при этом его настоящим автором.

Диагностические

Определение личностных характеристик автора, таких как:

Образовательный уровень.

Родной язык, знание иностранных языков.

Происхождение, место постоянного проживания.

Область деятельности, профессия, хобби.

Пол, возраст, социальное положение, национальность и прочие социальные характеристики.

Наличие навыков определённого стиля письменной речи.

Определение факта сознательного искажения письменной речи.
Идентификационные задачи автороведческой экспертизы решаются в тех случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть авторство определённого лица (лиц) по отношению к тому или иному тексту, причём предполагаемый автор текста известен и непосредственно доступен. Наиболее очевидные примеры — доказательство или опровержение факта литературногоплагиата и доказательство авторства в делах, связанных с правами на литературные произведения. В таких случаях экспертиза заключается в сопоставлении проверяемого текста с текстами, бесспорным автором которых является проверяемое лицо.
Диагностические задачи экспертиза решает в тех случаях, когда необходимо установить личность автора какого-либо текста, например, определить автора анонимного письма или подложного документа. В этих случаях сопоставить исследуемый текст с другими текстами автора, как правило, невозможно, и экспертиза заключается в определении (на основании анализа текста) личностных характеристик автора, знание которых позволит выявить ограниченный круг лиц, подлежащих проверке уже другими методами. После установления личности подозреваемого в написании данного текста возможно решение уже идентификационной задачи — подтверждение или опровержение его авторства. Решаются и более специфические задачи, в частности, определение психического состояния автора в момент создания текста, выявление факта написания текста в необычных условиях, поиск текстов, написанных под диктовку другого человека.

Общие принципы

В целом автороведческая экспертиза базируется на представлении, что для каждого человека характерен уникальный комплекс особенностей речевого поведения, который может быть использован для идентификации и диагностики. Вся совокупность методов экспертизы направлена на выделение этих особенностей, их описание и сравнение.

Методы автороведческой экспертизы позволяют исследовать текст на пяти уровнях: пунктуационном, орфографическом, синтаксическом, лексико-фразеологическом, стилистическом.

  • Пунктуационный — особенности употребления автором знаков препинания, характерные ошибки.

  • Орфографический — характерные ошибки в написании слов.

  • Синтаксический — особенности построения предложений, предпочтение тех или иных языковых конструкций, употребление времён, активного или пассивного залога, порядок слов, характерные синтаксические ошибки.

  • Лексико-фразеологический — словарный запас автора, особенности использования слов и выражений, склонность к употреблению редких и иностранных слов, диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов, арготизмов и так далее. Сюда же относятся навыки употребления фразеологизмов, пословиц, поговорок, «крылатых выражений».

  • Стилистический — жанр, общая структура текста, для литературных произведений — сюжет, характерные изобразительные средства (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), стилистические фигуры (градация, антитеза, риторический вопрос и так далее), другие характерные речевые приёмы.


Установление автора анонимного текста.

Криминалистическое автороведение имеет ϲʙᴏими целями установление конкретного автора одного или нескольких анонимных документов (идентификационная задача), а также установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его образовательного уровня, профессии, наличия навыков определенного стиля письменной речи, его социально-демографического портрета и т.п. (классификационно-диагностическая задача). 

Письменная речь как объект криминалистического изучения представляет собой сложную саморегулирующуюся систему основу кᴏᴛᴏᴩой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. К языковым навыкам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся пунктуационные, орфографические, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические. комплекс индивидуальных языковых и интеллектуальных навыков конкретной личности уникален и неповторим в каждой конкретной речевой ситуации и позволяет идентифицировать автора того или иного текста.