Файл: Методические указания обучающимся по теме практического занятия Физические качества сила, скорость, выносливость Факультет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра физической культуры и

медицинской реабилитации

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой Короткова С.Б.

______________
«___»_____________20____г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
«Физические качества: сила, скорость, выносливость»

Факультет

Курс Автор(ы)


Тема занятия: «Физические качества: сила, скорость, выносливость»
Цель занятия: закрепить теоретические знания о физических качествах для овладения методикой развития силы, скорости, выносливости.

Знать

Физиологические основы развития силы, скорости, выносливости.

Уметь

развивать физические качества, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.

Владеть

методикой развития силы, скорости, выносливости. .

СИЛА – способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

В зависимости от условий, характера и величины проявления мышечной силы в спортивной практике принято различать несколько разновидностей силовых качеств:

динамическая сила и статическая сила.

В динамической силе выделяют: взрывную и скоростную.

— Взрывная сила —способность проявить самое большое усилие за максимально короткое время, что характерно, для скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний, спринтерского бега, отдельных элементов борьбы, бокса, спортивных игр и пр.;

Скоростная сила ˗ способность с максимально большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление, это проявление силы с немаксимальным ускорением, например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в беге, плавании, велосипедном спорте и др.;

Разновидностью и динамической и статической силы является  силовая выносливость.

Силовая выносливость - способность как можно дольше преодолевать внешнее сопротивление. Понятие силовой выносливости в значительной степени совпадает с представлением о специальной
выносливости. Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом движении, применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила.

Абсолютная сила — предельное, максимальное усилие, которое спортсмен может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или приседание со штангой предельного веса. В статическом режиме абсолютная сила может быть проявлена, например, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту («выжимание» неподвижно закрепленной штанги).

Относительная сила — величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Этот показатель применяется в основном для того, чтобы объективно сравнить силовую подготовленность различных спортсменов.

Возрастные особенности развития силы

Силовые возможности человека тесно связаны с его возрастом. Абсолютная сила основных мышечных групп увеличивается от 7-8 лет до 20-30 лет, а затем постепенно начинает снижаться. Показатели относительной силы достигают максимума уже в 13-14 лет, и устанавливается на внешнем уровне к 17-18 годам.


К факторам, определяющим силовые возможности, относятся:

  • структура мышц (степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц );

  • объем мышечной массы, количество источников энергии (АТФ, КрФ, гликоген);

  • внутримышечная координация (согласованность внутримышечных структур);

  • межмышечная координация (синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, фиксация суставов свободных от движений, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена).

При развитии силовых качеств используют статическую, динамическую и комбинированную работу мышц.

  • Статическая работа (удерживающая) – развитие напряжения мышц без изменения их длины.

  • Динамическая работа делится на преодолевающую и уступающую. Преодолевающая работа выполняется в следствие уменьшения длины мышцы, т.е. мышца укорачивается (концентрический режим), а уступающая выполняется в следствие увеличения длины напряженной мышцы (эксцентрический режим).

  • Комбинированная работа – чередование преодолевающего и уступающего режима работы.



Средства развития силы (силовые упражнения)

1.Упражнения с отягощением массой собственного тела (подтягивания, отжимания, прыжки, приседания);
2. Упражнения с отягощением массой предметов (штанга, гири, гантели и т.д.);
3. Упражнения в преодолении сопротивления эластичных предметов (эластичные ленты, пружины и т.д.);
4. Упражнения в преодолении сопротивления партнера или дополнительного сопротивления;
5. Упражнения с комбинированным отягощением (подтягивания с отягощением, приседания со штангой и т.д.);
6. Упражнения на силовых тренажерах: 1. узколокального действия –для одной мышечной группы синергистов и с движением одного звена (для работы только с плечевым суставом, голеностопным и т.д.); 2. локального воздействия – несколько групп мышц и несколько суставов; 3. многофункциональные – позволяют тренировать различные группы мышц в разных и.п.
7. Изометрические упражнения позволяют добиваться высокой эффективности при ограниченной амплитуде движений, развивать силу и силовую выносливость, воздействуют на все мышечные группы.


Принцип построения тренировки:

  • Обязательно разминка до и заминка после, включая стретчинг;
    Сначала выполняют упражнения для более крупных групп мышц, потом для более мелких;
    Величина сопротивления должна быть такой, чтобы человек мог ее преодолеть в течение 25-30с;
    Оптимальное количество повторений 6-8 или 10-12раз;


  • Начальное количество подходов 2-3, при хорошей подготовленности 5-6 подходов на одну группу мышц;

  • Первый подход «на мышцу» разминочный;
    После выполнения необходимого количества подходов для одной группы мышц переходят к другой.



Рекомендации по предупреждению травм:

  • Перед силовой тренировкой обязательна разминка;

  • Постепенное увеличение отягощения и объема силовых нагрузок;

  • Соблюдение правильной техники выполнения упражнений;

  • Гармоничное развитие всех мышц;

  • Правильное дыхание при выполнении упражнений;

  • Правильный выбор исходного положения;

  • Применение средств профилактики травм (фиксирующие повязки, пояса, разнообразные хваты, сухая магнезия);

  • Упражнения с предельным и околопредельным отягощением нельзя выполнять на жестком полу, а обувь должна быть с хорошей фиксацией голеностопного сустава.



СКОРОСТЬспособность человека к срочному реагированию на раздражители и к высокой скорости движений, которые выполняются при отсутствии значительного внешнего сопротивления. Для обозначения скоростных возможностей человека используется термин «быстрота»

Скоростные способности человека определяются быстротой двигательных реакций. Схематично двигательная реакция состоит их пяти компонентов:

  • восприятие раздражения;

  • передача возбуждения от рецептором мышечного аппарата в ЦНС;

  • «осознание» полученного сигнала и формирование ответной реакции;

  • передача сигнала-ответа к мышце;

  • возбуждение мышц и ответ определенным движением.


К факторам, влияющим на развитие скоростных способностей, относятся:

  • структура мышц (степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц );

  • количество источников энергии (АТФ, КрФ, гликоген);

  • активность буферной системы мышц и крови;

  • внутримышечная координация (согласованность внутримышечных структур);

  • межмышечная координация (синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена);

  • подвижность нервных процессов;

  • уровень развития скоростной и взрывной силы;

  • концентрация волевых усилий.

Возрастные особенности развития скорости

Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека.

Благоприятный период для развития быстроты двигательных реакций – с 7-8 лет до11-12 лет. Прогрессивное развитие скорости у девушек до 14-15 лет, а у юношей до 15-16 лет.
Методика тренировки скоростных способностей предусматривает развитие и совершенствование простых и сложных двигательных реакций.

Простая двигательная реакция – способность максимально быстро отвечать двигательным действием на стандартный сигнал. Алгоритм развития простых двигательных реакций состоит из четырех этапов:


1 этап – овладение техникой выполнения упражнения, рациональным темпом и ритмом;

2 этап – выполнение упражнений соревновательного характера, направленных на улучшение показателей быстроты реагирования на сигнал;

3 этап – комплексное совершенствование быстроты и моторного компонента реакции;

4 этап – совершенствование быстроты реагирования спортсмена в различных условиях пространства, времени, виды раздражителя.

Методические правила развития простых двигательных реакций

• Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой;
• Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа;
• Выполнять реагирования из разных исходных положений;
• Изменять характер сигнального раздражителя и силу (зрительный, слуховой)


Сложные двигательные реакции- комплексная согласованная деятельность нервной системы и опорно-двигательного аппарата на основе информации отдельных анализаторов, которая позволяет эффективно реагировать на сигнал и перемещаться в пространстве с максимально высокой скоростью. Алгоритм развития сложных двигательных реакций включает:

  • овладение технико-тактическими характеристиками;

  • совершенствование быстроты и адекватности восприятия сигнальных раздражителей;

  • высокая скоростная эффективность моторного компонента;

  • овладение умением прекращать начатое действие;

  • умение изменять скорость движения от умеренной до максимальной;

  • способность быстро реагировать на объект, появляющийся неожиданно;

  • взаимосочетание реакций моторного компонента и ответа на сигнальный раздражитель.

Методы, используемые при развитии скорости

  • Повторный метод - выполнению упражнений с около предельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. - 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

  • Сопряженный метод - выполнение упражнения с отягощением (пример - выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п).

  • Метод круговой тренировки - выполнение упражнений в которых участвуют основные группы мышц и суставы.

  • Игровой метод - использование подвижных игр и специальных эстафет.

  • Соревновательный метод - выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.