Файл: 1 слайд. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки. 2 слайд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 слайд. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки.
2 слайд. Одним из путей достижения современных образовательных результатов является формирование у детей такого свойства личности, как рефлексивность.
3 слайд. Различают рефлексию:
-
содержательную (Чему научились? Какое знание открыли? Какой способ освоили? Какие были трудности в освоении нового знания? Достигли ли цели?) -
деятельностную (Как построили новое знание? Какие знания, понятия, алгоритмы помогли? Где возникло затруднение? Какие шаги учебной деятельности выполняли? Как выполняли?) -
эмоциональную (Что запомнилось? Что понравилось? Интересно ли было? Какие задания вызвали интерес?) -
оценочную (Самооценка своей работы на уроке по установленным критериям – шкалы, цветовая отметка, листы рефлексии и т.п.)
Осваивая умение оценивать собственную деятельность, ученик начинает анализировать выполняемые действия, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, самостоятельно мыслить, выполнять разные учебные роли.
4 слайд. Самоконтроль – умение контролировать собственные действия и эмоции. В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий.
Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.
5 слайд. Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка.
-
Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. -
Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
6 слайд. В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи:
-
развивать у школьников умение контролировать себя -
критически оценивать свою деятельность -
находить ошибки и пути их устранения. -
У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. -
Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем второклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к концу 1 класса самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.
7 слайд. Основные функции самооценки:
-
-констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); -
-мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); -
-проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
8 слайд. Таким образом, главный смысл самооценки заключается:
-
в самоконтроле обучающегося, -
его саморегуляции, -
самостоятельной экспертизе собственной деятельности -
в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
9 слайд. Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке, проходящей через следующие этапы:
1. разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания;
2. создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов;
3. создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты
10 слайд. Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность.
11 слайд. «Лист индивидуальных достижений»
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
Во 2 - 4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно с педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
12 слайд. Ученику оценочный лист дает возможность:
-
научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; -
фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;
- планировать собственные действия по коррекции работы.
13 слайд. Использование оценочных листов позволяет учителю:
-
получить информацию о достижениях и проблемах учащихся; -
делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; -
получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; -
проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;
-
заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.
14 слайд. Своё выступление хочу закончить своё выступление фразой Льва Николаевича Толстого
«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог»
Спасибо за внимание!