Файл: 1 слайд. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки. 2 слайд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 слайд. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки.

2 слайд. Одним из путей достижения современных образовательных результатов является формирование у детей такого свойства личности, как рефлексивность.

3 слайд. Различают рефлексию:

  • содержательную (Чему научились? Какое знание открыли? Какой способ освоили? Какие были трудности в освоении нового знания? Достигли ли цели?)

  • деятельностную (Как построили новое знание? Какие знания, понятия, алгоритмы помогли? Где возникло затруднение? Какие шаги учебной деятельности выполняли? Как выполняли?)

  • эмоциональную (Что запомнилось? Что понравилось? Интересно ли было? Какие задания вызвали интерес?)

  • оценочную (Самооценка своей работы на уроке по установленным критериям – шкалы, цветовая отметка, листы рефлексии и т.п.)

Осваивая умение оценивать собственную деятельность, ученик начинает анализировать выполняемые действия, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, самостоятельно мыслить, выполнять разные учебные роли.

4 слайд. Самоконтроль – умение контролировать собственные действия и эмоции. В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий.

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.

5 слайд. Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка.

  • Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате.

  • Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.


6 слайд. В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи:

  • развивать у школьников умение контролировать себя

  • критически оценивать свою деятельность

  • находить ошибки и пути их устранения.

  • У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении.

  • Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем второклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к концу 1 класса самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

7 слайд. Основные функции самооценки:

  • -констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

  • -мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

  • -проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

8 слайд. Таким образом, главный смысл самооценки заключается:

  • в самоконтроле обучающегося,

  • его саморегуляции,

  • самостоятельной экспертизе собственной деятельности

  • в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

9 слайд. Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, основательной работы на каждом уроке, проходящей через следующие этапы:
1. разработка учителем для каждого конкретного случая эталонов оценивания;
2. создание необходимого психологического настроя обучающегося на анализ собственных результатов;


3. создание ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ним свои результаты

10 слайд. Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность.

11 слайд. «Лист индивидуальных достижений»

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Во 2 - 4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно с педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

12 слайд. Ученику оценочный лист дает возможность:

  • научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;

  • фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

13 слайд. Использование оценочных листов позволяет учителю:

  • получить информацию о достижениях и проблемах учащихся;

  • делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

  • получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;

  • проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;

  • заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.


14 слайд. Своё выступление хочу закончить своё выступление фразой Льва Николаевича Толстого

«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог»

Спасибо за внимание!