Файл: Работы аутизм. Расстройства аутистического спектра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА. ПОНЯТИЕ И ТЕХНОЛОГИИ
РАБОТЫ

Аутизм. Расстройства аутистического спектра.
Аутизм (ранний детский аутизм) - тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности.
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Аутизм — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями и которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Современный взгляд на проблему аутизма
РДА – устаревший диагноз (неверный перевод МКБ-10)
В настоящее время принято говорить о РАС.
Больше нет синдрома Аспергера, синдрома Ретта или детского дезинтегративного нарушения
Расстройства аутистического спектра включают в себя аутизм, синдром Аспергера и неспецифическое первазивное расстройство развития

Распространенность и риски
• Риски:
• Мальчики (риск в 4-5 раз выше)
• Возраст отца > 40 лет
• Наследственность
Гомозиготный близнец: 70 % для другого близнеца
Дизиготный близнец: риск 35 %
Брат/сестра другого возраста: риск 19%
• Средний возраст для постановки диагноза > 4 лет

Дифференциация от шизофрении
• Прогредиентность
• Наличие периода типичного развития
• Наличие периодов грубого регресса
• Наличие галлюцинаций и бреда
• Характер нарушения способности к контактам (сохранена или изначально была не развита)

Сопутствующие состояния
• Шизофрения
• Интеллектуальные нарушения
• Речевые нарушения
• Компульсивно-обсессивное расстройство
• Нарушения сна
• Сенсорные нарушения
• Депрессия
• Функциональные нарушения ЖКТ

Признаки РАС (критерии постановки диагноза по МКБ-10)
Нарушение социального взаимодействия:
•Отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно)
•Отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией
•Отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении
•Нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции
•Нарушения в ролевых и социально-имитативных играх


Признаки РАС (критерии постановки диагноза по МКБ-10)
Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение:
•Тенденция устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни
•Особый порядок выполнения ритуалов нефункционального характера;
•Моторные стереотипии
•Особым интересом к нефункциональным элементам предметов
(запах или осязательные качества поверхности)

Коррекция поведения и обучение детей с РАС: основные подходы
Основная цель - повышение качества социального взаимодействия
ребенка с РАС, формирование навыков, способствующих
функциональной
независимости,
а
также
коррекция
ассоциированных с аутизмом дефицитов развития.
NB! «Контракт» с родителями/законными представителями
обучающегося с РАС относительно целей коррекционной работы

Классификация терапевтических подходов
Терапия РАС
Био-
медицинские
подходы
Психолого-педагогические подходы
Методы, основанные
на контроле со стороны
педагога
(поведенческая
парадигма)
Методы, основанные
на «следовании» за
ребенком с РАС
Альтернативные
методы

Примерные этапы обучения
Создание
контакта
Формирование
навыков
двухстороннего
общения
Формирование
навыков
поведения в
семье, социуме,
занятии
Развитии и
коррекция
познавательной
сферы (в т.ч.
Учебные навыки)

Бихевиоральный подход к обучению детей с РАС. Прикладной анализ
поведения
S
R
P

ABA: факторы эффективности подкреплений подкреплений
Незамедлительность
Объем
Зависимость
Пресыщение

ABA: формирование учебного контроля
1. Установление контроля над всеми видами подкреплений:
• Наблюдение за ребенком и составление списка возможных подкреплений (предметов, действий, игр, которые доставляют ему удовольствие или вызывают интерес)
• Установление контроля над подкреплениями ( подкрепление не доступно ребенку без помощи педагога).
2. Формирование устойчивой ассоциативной связи Педагог-
Подкрепление ( занятия должны ассоциироваться с наиболее приятными подкреплениями, а появление педагога вызывать положительную реакцию).
!NB Необходимо выстраивать учебную среду так, чтобы ребенок был успешен и получал подкрепление.


АВА: формирование учебного контроля
Абсолютная прозрачность коммуникации с ребенком.
• Инструкция дается понятным языком
• Подкрепление дается сразу после выполнения инструкции
• У ребенка должна быть возможность выполнить инструкцию
• Использование альтернативных вопросов, когда ребенку предоставляется выбор, и прямых инструкций, когда нет цели предоставить выбор
• Ребенок должен понимать, что получит подкрепление ТОЛЬКО в случае правильного выполнения инструкции («Когда ты сделаешь..., я дам тебе…»; «Сначала сделай…, потом будет…»)
Желательно не использовать формулировку «Если…, то»

АВА: формирование учебного контроля
3. Постепенный переход от постоянного подкрепления к возрастающему переменному соотношению подкрепления/
Частотность: 1:1 1:2 1:3 и т.д.
Использование дифференциального подкрепления (Разные типы поведения нуждаются в разной частотности подкреплений)
Необходимо постоянно пересматривать список подкреплений исходя из актуального уровня развития и интересов ребенка.

АВА: техники работы с проблемным поведением
Что конкретно нужно изменить в поведении ребенка?
Что произошло непосредственно до появления поведения?
Что произошло сразу после проблемного поведения?

АВА: техники работы с нежелательным поведением. Определение
целей нежелательного поведения
Привлечение внимания
Уклонение
Аутостимуляция

АВА: техники работы с нежелательным поведением. Гашение
(Extinction)
• Ребенок не получает подкрепления, пока демонстрирует НП
• Ребенок получает поощрение, переставая демонстрировать НП
Нежелательное поведение является средством достижения цели
• Повторение инструкции и блокирование попыток уклониться
Нежелательное поведение является средством избегания

Техники гашения. Особенности применения
• Используются как можно реже
• Приводят к взрывным реакциям
• Могут способствовать разрушению контакта ребенок-педагог

Прикладной анализ поведения. Оценка метода
• Научно доказанная эффективность даже в самых сложных случаях
• Учитывает интересы всех лиц, участвующих в воспитании и обучении ребенка с РАС
• Возможность отслеживать результативность занятий
• Технологичность
• Дороговизна обучения специалистов
• Сложность ведения документации, которая плохо сочетается с требованиями ФГОС


Методы, основанные на «подстраивание» под особенности ребенка с РАС
Концепция
DIR
(Floortime)
TEACCH
Методика
Son-rise

Методика FLOORTIME: фокус на взаимодействии и общении
Принципы:
• Отношения (эмоционально значимое взаимодействие) – основа формирования мышления, речи, социальных навыков
• Дети обладают разными исходными способностями к обработке сенсорной информации
• Существует взаимосвязь в развитии различных областей психических функций

Подход DIR. Базовые стадии эмоционального развития
Саморегуляция и интерес к миру
Контакт и общение
Преднамеренность и двусторонняя коммуникация

Подход DIR. Базовые стадии эмоционального развития
Решение социальных задач, регуляция настроения и формирование самосознания
Использование символов, слов и понятий
Эмоциональное мышление, логика и чувство реальности

Подход DIR. Базовые стадии эмоционального развития
Многопричинное и трехстороннее мышление
Нюансированное и эмоционально дифференцированное мышление
Растущее самосознание и обращение к внутренним стандартам

Направления работы в DIR-подходе
Следовать за ребенком
Побуждать ребенка к освоению новых навыков

Альтернативные коррекционно-развивающие методы
Эффективность не доказана
• Анималотерапия
• Арт-терапия
• Холдинг-терапия
• Диетотерапия
• Игровая терапия
• Сенсорная интеграция

Полезная литература
• Роберт Шрамм. Детский аутизм и ABA
• Фрост, Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек
(PECS)
• Барбера Мари Линч. Детский аутизм и верьально-поведенческий подход
• Гринспен Стэнли. На ты с аутизмом (методика FLOORTIME)
• Нуриева Л.Н. Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы
• Янушко Л.А. Игры с аутичным ребенком.
• Роджерс Салли Дж. И др. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом.
• Рон Лиф, Джон Макэкен. Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме

ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА
Спасибо за внимание!