Файл: Отчет по учебной практике пм. 02. "Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 768

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей организацию работы органов и учреждений социальной защиты, органов Пенсионного фонда России:

Деятельность данных органов регламентируется нормативно-правовыми актами федерального уровня – это:

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

  2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";

  3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

  4. Федеральный закон от 27.07,2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

  5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";

  6. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ";

  7. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений ";

  8. Приказ Минэкономразвития от 2 апреля 2012 №180 "О перечне документов, представляемых в экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам для получения заключения, подтверждающего, что организация оказывает инжиниринговые услуги в области высоких технологий";

  9. Постановление Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. N 2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд российской федерации и на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения»;

  10. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 г. № 2п «Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению»;

  11. Приказ Минздравсоцразвития от 7 декабря 2009г. №957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов";

  12. Приказ Минфина РФ от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации";

  13. Приказ Минфина РФ от 18.12.2013 N 125н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации";

  14. Приказ Казначейства РФ от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов";

  15. Положение от 15.11. 2010г. №361-П "О порядке сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета";

  16. Положение от 7.09. 2007г. №311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета";

  17. Постановление Правления ПФ РФ от 02.08.2006 N 197п "Об утверждении порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФРФ в виде фиксированных платежей";

  18. Постановление Правления ПФ РФ от 13.10.2008 N 296п "Об утверждении порядка регистрации и снятия с рег. учета в территориальных органах ПФРФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам";

  19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.09.2008 N 476н "Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию";

  20. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 г. № 766н «Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

  21. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 г. № 3п "Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений";

  22. Постановление Правления ПФР от 22.12.2015 № 511-п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов";

  23. Распоряжение от 11 октября 2007г. № 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства российской федерации об обязательном пенсионном страховании";

  24. Распоряжение ПФР №34р от 3 февраля 2011 года "Об утверждении методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов";

  25. Постановление от 20 февраля 2015 г. N 35п "Об утверждении форм документов, применяемых при предоставлении отсрочки(рассрочки)по уплате страховых взносов, пеней и штрафов";

  26. Постановление от 4 июня 2015 г. N 194п «О внесении изменений в постановление правления пенсионного фонда Российской Федерации от 16 января 2014 года N 2П»;

  27. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. N 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015г.»;

  28. Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах»;

  29. Распоряжение Правления ПФР от 25.02.2016 № 70р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах»;

  30. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2019 № 100п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

  31. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.02.2019 № 38п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

  32. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.02.2019 № 39п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»;

  33. Постановление Правления ПФ РФ от 17.05.2019 N 277п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование»;

  34. Постановление Правления ПФ РФ от 17.09.2015 N 347п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств и Порядка ее заполнения»;

  35. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.04.2019 № 198п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».


3. Органы, осуществляющие материальное обеспечение безработных граждан:

Так, главным на территории РФ исполнительным органом в сфере материального обеспечения занятости является Министерства труда и социальной защиты РФ. И на основе его Постановления от 22 февраля 2019 г. № 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам" можно сделать вывод, что в структуру также входят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и территориальные центры занятости населения по осуществлению социальных выплат.

Социальные выплаты безработным гражданам осуществляются центрами занятости населения в виде:

1) пособия по безработице;

2) стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, а также в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

4) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Осуществление социальных выплат производится путем начисления безработным гражданам выплатили путем возмещения расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанных с назначением пенсии.

4. Виды социальной помощи различным категориям населения:

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии

, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п. 2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты — то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.

Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом
, как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.

Социальная защита базируется на следующих принципах:

  • Социальное партнёрство – практические социальные проблемы государство решает совместно с заинтересованными органами и организациями.

  • Экономическая справедливость – социально-экономическая поддержка тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам.

  • Адаптивность – способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

  • Приоритет государственных начал – государство выступает гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может этого достичь самостоятельно.

  • Превентивность мер по социальной защите – прогнозирование и предупреждение социальных рисков на региональном уровне для более эффективного их устранения, в частности путём гибкого сочетания платных и бесплатных услуг.

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:

  • граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;

  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

  • инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

  • безработные;

  • вынужденные беженцы и переселенцы;

  • дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;

  • дети с девиантным поведением;

  • малообеспеченные семьи;

  • многодетные семьи;

  • одинокие матери;

  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;

  • лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.


Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.

Пособие – это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия – вспомогательная мера, ее цель – поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами.

В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.

Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения.

Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению.

Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.

Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

Видами социальной защиты являются:

  • нормативные ограничения, не позволяющие последствиям рыночных механизмов достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, гарантирует минимально допустимые ставки налогов, гарантирует минимальное бесплатное образование и медицинское обслуживание;

  • система социальных стимуляторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатно или частично оплачиваемых услуг и стимуляции благотворителей.

  • учет результатов комплексного анализа уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;

  • организация пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения;

  • разработка мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных граждан, нуждающихся в социальной защите;

  • создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе;

  • организация и внедрение новых форм и видов натуральной помощи, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.