Файл: Курсовая работа по мдк 01. 01. " Право социального обеспечения".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заметим, что стремление сбалансировать рыночные начала и государственную систему социального обеспечения всегда являлось центральной политикой практически всех европейских стран, особенно тех стран, которые придерживаются концепции «государство благосостояния». Данная концепция, по мнению ученых, постоянно видоизменялась в поисках приемлемой модели экономического развития и новых сущностных черт природы социального государства, выдвигаемых реальной практикой. Е.А. Лукашева справедливо отмечает: «... социальное государство не является статичным. Находясь в постоянном движении, в непрерывно меняющихся условиях, концепция социального государства нуждается в постоянных пересмотрах и адаптациях». При этом подчеркивается необходимость продолжения противостояния сторонников концепции «социального государства» и тех, кто отстаивает либеральную концепцию о необходимости «предельно сузить социальную деятельность государства и круг лиц, подлежащих социальной защите». Аргументы противников концепции «социально ответственного государства» кроются в отстаивании неолиберального характера экономики в условиях глобализации, в которой роль государства должна быть сведена к минимуму.

Заметим, что данная тенденция о приоритете либеральной экономики характеризует в целом и ситуацию в российском обществе. Между тем даже специалисты, далекие от концепции «социального государства», критикуют неолиберальную модель экономического развития. Например, создатель европейского фонда социального качества А. Волкер в своей критике отмечает, что в условиях неолиберальной глобализации «мировая конкуренция означает, что налоги и социальные расходы должны быть снижены и что традиционная формула благосостояния общества не подходит для мира, в котором неустойчивости и дифференциации - норма жизни». Несмотря на такое противостояние двух концепций, по сведениям специалистов, ведущие европейские государства стремятся сбалансировать рыночные начала и государственную социальную поддержку.

Для России эта проблема имеет куда более глубокие корни. Европейские страны шли к реализации концепции социального государства столетиями, постоянно корректируя ее под давлением общественных движений. В России эта проблема еще далека от постановки. В российском обществе проблема сбалансирования экономического развития и государственной социальной поддержки касается другого аспекта - обеспечения синхронности базовых направлений реформ: экономической, социальной, культурной. Не решив эту проблему, невозможно обеспечить баланс экономического развития и государственной социальной поддержки. Необходимость обеспечения синхронного развития ключевых направлений реформ диктуется логикой и масштабами общественных преобразований в русле демократического устройства, на что претендует современная Россия. К тому же обеспечение гармоничного развития всех сфер общества вписывается в контекст выдвинутой главой государства общенациональной идеи - создание конкурентоспособности страны. Ведь «конкурентоспособность» предполагает не только экономический аспект. Не менее важны социальный, интеллектуальный и культурный компоненты.  Для реализации общенациональной идеи потенциала у России предостаточно, было бы желание использовать интеллектуальную силу и собственные ресурсы народа и обеспечить синхронность факторов, объединяющих идею «конкурентоспособности». Совершенно очевидно, что это прерогатива государства. В современном глобализирующемся мире зреющие социальные тенденции Россия в состоянии преодолеть только путем повышения удельного веса государственных средств производства и ответственности государства за создание регулирующих механизмов, вводящих рыночные отношения в цивилизованные рамки. Поскольку государство предназначено для выражения общенациональных интересов, общество не может обходиться без государственного регулирования развития сфер экономики. «Даже во времена высшего расцвета экономической свободы, - пишет Г. Пайпс, - правительство повсюду так или иначе вмешивалось в экономические и социальные дела: бездеятельное государство - понятие столь же мифическое, как и первобытный коммунизм». Регулирующая роль государства будет решающим фактором укрепления материальных устоев общества и на этой основе - создания эффективной системы социального обеспечения.


 В этих условиях усиливается потребность в поисках оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком. Отдельные авторы основную причину неэффективности системы социального обеспечения видят в несправедливом распределении собственности, созданной всем народом, оказавшейся в руках небольшого круга людей. Ввиду того что по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению созданного материального богатства в пользу людей социального риска, то и выделяемые государством для этих целей материальные средства должны определяться исходя из экономических возможностей государства.  При этом следует отметить, что государство, даже экономически развитое, не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности людей. Исходя из этого «... объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров». Такое нормирование считается важным механизмом, с помощью которого вся система работает для достижения цели повышения благосостоянии населения. Эффективность функционирования системы зависит от того, насколько она научно обоснована и социально справедлива.

В этой связи важное теоретическое значение приобретает понятие социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. Социальное обеспечение -  это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей пожилых, больных, инвалидов, детей, безработных, всех членов общества и обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат такие устойчивые признаки, как объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, источники социального обеспечения, правила предоставления социального обеспечения, закрепленные в социально-правовых нормах. В науке под социальным обеспечением принято понимать форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Исходя из этого определения к системе социального

обеспечения следует относить все виды пенсий, пособий, компенсаций, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В рамках разных организационно-правовых форм представляются разные виды социального обеспечения.

Подводя итоги, отметим, что институт социального обеспечения представляет собой совокупность общественных отношений по перераспределению материальных благ в пользу создания условий социальной стабильности в обществе и удовлетворения потребностей и интересов человека. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств утраты способности само обеспечения, потери источников средств существования. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности, создавая систему социального обеспечения, приемлемую на данном этапе развития общества.

2.2 Совершенствование системы социального обеспечения в России


Социальное положение в современной РФ можно охарактеризовать как сложное. Минимальная заработная плата много ниже прожиточного минимума. Для большей части населения, размер выплачиваемых пенсий низок. Обострились проблемы совершенствования социально - экономической стратегии понижения уровня безработицы, увеличения занятости людей, получения достойной заработной платы, улучшения качества медицинского обслуживания, обеспечения и поддержки пенсионеров, семьи, материнства, детей, инвалидов на всех уровнях работы государственной власти. Переход к рыночной экономике испытывает необходимость в построении в стране соответствующей системы социальной защиты населения, с учётом меняющихся внешних и внутренних условий.

К основным недостаткам существующей системы социальной защиты населения, тормозящим ее развитие, относят: недоработки в правовой области: законодательство, регулирующее социальную область, отличается сложностью и непрозрачностью, сформированное не в зависимости от социальных рисков и оснований выплат, а в большей степени по типам пособий; несправедливость и низкая мотивация добровольного участия в самостраховании: отсутствие преференций работникам реального сектора экономики, исполняющим налоговые обязательства, перед непроизводящими отчисления, при получении социальных пособий; неполная прозрачность учета: отслеживание процессов распределения и получения пособий затруднено из - за отсутствия индивидуальной идентификации или базы данных социальных ведомств, их электронные базы не объединены.


Сохранение существующей системы без изменений может привести к ухудшению показателей деятельности и снижению возможностей в решении задач социальной защиты населения.

Особой целью, в области совершенствования данной системы, выступает установление упорядоченных и устойчивых связей между всеми уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, которые обеспечивают ее функционирование.

Многие слои населения все еще экономически и социально уязвимы, находясь в экономической маргинализации.

Факторами, которые усугубляют ситуацию, часто оказываются пространственная локализация производственной деятельности, гендерная или этническая принадлежность, инвалидность.

Негативные социальные стороны в сфере социальной защиты невозможно устранить за малые сроки. Для того, чтобы усовершенствовать инструменты социальной защиты населения необходимы время, ресурсы (правовые, организационные, материально-технические и пр.), квалифицированные специалисты (социальные работники, медики, юристы, ортопеды, архитекторы, инженеры, протезисты, психологи, педагоги и иные), активная поддержка общественных организаций и всего населения.

При действующем состоянии федерального и территориального бюджетов в РФ невозможно поставить задачу полного преодоления бедности, которая фактически подразумевается в законах «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Об этом свидетельствуют расчеты показателя глубины бедности, базирующиеся на данных бюджетных обследований домохозяйств. Под глубиной бедности, в данном случае, понимают совокупный объем адресных социальных выплат, который потребовался бы ежемесячно для доведения уровня потребления во всех бедных домохозяйствах до уровня официального прожиточного минимума.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, которая способна улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, а также предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

К числу основных задач, которые решаются в области социальной защиты относятся: реформа жилищного сектора; упорядочение существующей системы компенсаций и льгот, увеличением обоснованности их предоставления; точное разграничение ответственности и полномочий в решении социальных вопросов; пересмотр всех принципов функционирования страховых институтов и пенсионной системы; увеличение эффективности расходования бюджетных средств в социальной области на базе совершенствования соответствующих секторов на пути развития управляемой конкуренции между организациями, которые предоставляют социальные услуги гражданам, и расширения прав потребителей услуг в принятии финансовых решений.


Пути совершенствования в области социальной защиты населения будут базироваться на нескольких общих принципах и проводиться по следующим направлениям: перевод социальных пособий в адресную форму, для направления их преимущественно семьям с доходами ниже уровня бедности; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, постепенная замена субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения; предоставление любых видов социальной помощи с учетом совокупного материального положения семьи, а не только отдельных ее членов; перевод системы социальной защиты семей, не относящихся к категориям бедных, на страховую основу с сохранением принципов солидарности и обязательности.

Осуществление вышеуказанных принципов поможет получить одновременное усиление социальной поддержки малоимущих, увеличения эффективности социальной защиты населения и качества социальных услуг, предоставляемых семьям, которые не относятся к категории бедных, а также приведения социальных расходов в соответствие с настоящими финансовыми возможностями государства.

При развитии системы социальной защиты следует обратить большее внимание и на кадровое обеспечение. Эффективную социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях социальной защиты, специалистов по социальной реабилитации населения, по демографии, социологии, психологии, юриспруденции, экономике, планированию и социальному обслуживанию, социальных педагогов и т.д. Чрезвычайно важной задачей становится координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов по социальной работе.

К основным направлениям совершенствования исследуемой системы относится и информационное обеспечение. Речь идет о повышении эффективности методик и методологии получения социальной статистики, комплексном подходе к отображению и анализу социальной сферы. Должна быть поставлена и реализована задача получения не средних показателей, которые характеризуют отдельные стороны жизнедеятельности людей, изолированные факты и явления, а отражение целостной картины социальных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Необходимо разработать и внедрить единую комплексную систему мониторинга социально - экономического положения населения и развития социальных процессов, включающих: мониторинг эффективности принимаемых управленческих решений, в том числе в области уровня жизни и социальной защиты населения, важнейшие социальные индикаторы в области условий жизни и трудовой деятельности, занятости, доходов и расходов населения, потребления и потребительского рынка, социальной защиты и социального развития населения, жилья, миграции, экологии, образования, культуры, медицинского обслуживания и т.д.