Файл: Курсовая работа по мдк 01. 01. " Право социального обеспечения".docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социальное обеспечение в жизни общества
1.1 Основные понятия социального обеспечения
1.2 Современный период развития законодательства в сфере социального обеспечения
Глава 2. Современные проблемы Социального обеспечения в РФ
2.1 Проблемы социального обеспечения в России
2.2 Совершенствование системы социального обеспечения в России
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕРПУХОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Курсовая работа по МДК 01.01.
“Право социального обеспечения”
По теме: “Современный период развития социального обеспечения”
Проверил: преподаватель Назаренко О.Л.
Выполнил: студент 2 курса
Группы 1411
Рыбакова А.Е.
Серпухов, 2023
Оглавление
Введение: 2
Глава 1. Социальное обеспечение в жизни общества 5
1.1 Основные понятия социального обеспечения 5
1.2 Современный период развития законодательства в сфере социального обеспечения 8
Глава 2. Современные проблемы Социального обеспечения в РФ 16
2.1 Проблемы социального обеспечения в России 16
2.2 Совершенствование системы социального обеспечения в России 25
Заключение: 30
Список использованных источников: 32
Введение:
Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного исследования вопросов, связанных с социальным обеспечением граждан РФ. В современном мире постоянно присутствует значительная доля людей, которым необходима помощь в медицинском или социальном обеспечение, иногда их доход настолько незначителен, что появляются и материальные трудности. Данные проблемы являются не только проблемой человека, как личности, но и государства в целом.
Развитие социального обеспечения, например, для людей преклонного возраста или имеющих группу инвалидности, в нашей стране сейчас активно развивается. Государство обеспечивает им социальную защищённость, создаёт условия для их индивидуального развития, стараясь учитывать и индивидуальные потребности.
Одна из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня – это становление системы социального обеспечения, а также обширное применение в работе с населением современных технологий и методов.
Любая наука как самостоятельная область знания, социальная работа в этом смысле не является исключением, имеет свой предмет изучения.
Рассматривая предмет социальной работы в её практической деятельности и фактически, это социальная ситуация. Социальная ситуация – конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всеми связями и имеющих отношение к разрешению данной проблемы.
Другими словами, предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
Объектом исследования является социальное обеспечение граждан в РФ
Предмет исследования: нормативные правовые акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование социального обеспечения граждан в Российской Федерации.
Целью исследования является изучение проблем социального обеспечения в России и направлений его совершенствования.
Глава 1. Социальное обеспечение в жизни общества
1.1 Основные понятия социального обеспечения
Следует начать с самого определения социального обеспечения, - это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной или натуральной форме) по достижению определённого возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитание детей-инвалидов, утраты трудового заработка и других случаев, оговорённых в законе, а также охрана их здоровья и осуществляемую за счёт специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования.
Также существует определение социальное защиты – это гарантированная система экономических, правовых и организационных мер в отношении как нетрудоспособных и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть и которая направленна на социальное обеспечение, оказание социальное помощи и поддержки в соответствии с социальными стандартами отвечающими уровню достойной жизни человека в различных формах и в порядке установленным законодательством.
Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Это обстоятельство отмечает большинство учёных, причем каких-либо существенных разногласий во взглядах специалистов по поводу количества функций социального обеспечения и их содержания не существует.
В общей теории права преобладает мнение о том, что функция права - это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью. Из приведенной дефиниции видно, что стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно-полезной деятельности также формулировались исходя из целей социальной политики Российской Федерации.
Если следовать такому значению функций социального обеспечения, то среди них следует выделить следующие: экономическую, защитную, политическую, социально-реабилитационную. Одной из важнейших функция является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции: экономическая; компенсационно-распределительная; политическая; социально-реабилитационная; демографическая; защитная.
Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права - право социального обеспечения.
Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.
1.2 Современный период развития законодательства в сфере социального обеспечения
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.)
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.
Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.
Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и работающим на комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.
Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г. (ред. от 18.10.2007), которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи1.
В сфере нрава социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2008); федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08); Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ред. от 22.07.2008).