Файл: Классный час как форма воспитательной работы с учащимися стр. 26.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Деятельность классного руководителя в современной общеобразовательной школе

Теперь с деятельностью классного руководителя ознакомимся на примере современной школы, гимназии № 84. Классный руководитель 6В класса, Коваль Л.С., регулярно проводит внеклассные развивающие мероприятия на различные темы. План одного из таких мероприятий приведен ниже.

«ЯБЛОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

(ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

6-Х КЛАССОВ)

Цель:

1. Познакомить учащихся с многообразием представлений народов разных стран о яблочных культурах.

  1. Развивать умение использовать ранее полученные знания.

  2. Развивать чувство прекрасного.


Оборудование: стенд «Вкусно и полезно», портрет И. Мичурина, декоратив­ная корзина с муляжами яблок разных сортов, карточки-задания для «Сада чудес», фишки в форме яблок, магнитофон, выставка книг («Герои средних веков», Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово».)

Место проведения: класс. Столы расставлены полукругом.

План проведения мероприятия.

  1. Музыкальное вступление.

  2. Вступительное слово.

  3. Полезные свойства яблок.

4. Яблоко в мифологии.

5. Яблоко в литературе.

6.Видовой состав яблонь.

7. «Сад чудес».

8. Конкурс «Достань яблоко».

9. Подведение итогов, вручение призов.

Ход мероприятия.

Музыкальное вступление. Вступительное слово {классный руководитель).

В лиственных и даже сосновых лесах Европы можно встретить невысокое дерево с округлой кроной, которое каждую весну, еще до появления листвы, сплошь покрывается молочно-розовыми цветками. Это дикая яблоня.

Более 4000 лет назад древние греки научились возделывать яблони в садах. Оттуда они сначала распространились по странам Западной Европы, а затем и по всему миру.

Много легенд и мифов создано у разных народов о яблоне и ее плодах, а дни сбора урожая превратились в праздники. В Древней Элладе, например, яблоко считалось символом любви и посвящалось богине красоты Афродите. Древние германцы верили, что деревья эти пользуются
покровительством всех богов, - даже молнии их не трогают, - и поэтому окружали спои жилища яблоневыми садами.

В XI-XII веках культурные яблони появились в монастырских са­дах Киевской Руси.

Полезные свойства яблок {учитель биологии).

В нашей стране специалисты насчитывают почти 10 тысяч культурных сортов и до 70 дикорастущих видов яблонь. Плоды яблонь обладают не только высокими вкусовыми качествами, но и оказывают на человека благотворное влияние, дарят здоровье, вылечивают от некоторых недугов. Они. богаты витаминами С, Р, В|, Вг, PP.

Яблоки - эффективное средство для лечения гипертонии. Пектиновые вещества, содержащиеся в них, обладают способностью выводить из организма шлаки н токсичные вещества, в том числе тяжелые металлы (свинец, кобальт). Яблоки полезно употреблять при малокровии. Очень полезен и яблочный сок. Яблочные диеты рекомендуют при некоторых заболеваниях. Органические кислоты, которые содержатся в яблоках, предупреждают развитие кариеса.

Яблоко в мифологии {классный руководитель).

В современной речи используется выражение «яблоко раздора». Оно означает причину ссоры, предмет спора.

Пелэй и Фетида, родители героя троянской войны Ахиллеса, забы­ли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень оби­делась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; по нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся странный спор между гремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной — богиней мудрости и богиней любви и красоты Афродитой.

Судьей между ними был избран троянский юноша Парис. Парис отдал яблоко подкупившей его Афродите; Афродита за это заставила же­ну царя Менелая, прекрасную Елену, полюбить юношу. Чтобы отомстить за такую обиду, греки начали многолетнюю войну с троянцами.

Памятью об этом мифе осталось выражение «яблоко раздора», оз­начающее всякую причину споров и распрей. Говорят также иногда «яб­локо Эриды», «яблоко Париса».

Яблоко в литературе {классный руководитель).



Узнайте произведение, прослушав отрывок. Назовите автора про­изведения.

1. «...-Яблоня, яблоня - матушка, спрячь меня!

- Съешь мое лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблоня ее- заслонила веточками, прикрыла листочками...» («Гуси-лебеди»)

2.«... Дверь тихонько заперла




Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко.

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

(Пушкин А. С, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») А сейчас я хочу рассказать вам о Вильгельме Телле. Он, так же как и Робин Гуд, - народный герой. Легенда о нем напечатана в книге, которая называется «Герои средних веков». Он был лучшим охотником и стрелком в лесных канонах Швейцарии.

Наместник императора Швейцарии Геслер приказал поставить по­среди рыночной площади в городке Альтдорф шест со своей шляпой. . «Геслер потребовал, чтобы всякий проходящий мимо кланялся бы его шляпе в знак уважения к государю императору.

Шест охраняли два стражника. Они зорко следили, чтобы распоря­жение наместника строго соблюдалось. Вильгельм Телль отказался вы­полнить распоряжение. Стражники задержали его. «...Геслер, радуясь возможности унизить гордого швейцарца, предложил: «Если ты сумеешь попасть вот в это яблоко на голове своего сына, тогда я тебя отпущу». И он протянул яблоко одному из стражников. ...Мальчика отвели на довольно большое расстояние и поставили под липой. Телль выстрелил. Стрела угодила в сердцевину яблока и вонзилась в ствол липы.

Вы, наверное слышали выражение «попасть в яблочко». Оно озна­чает попасть точно в цель.

Видовой состав яблонь (учитель биологии).

Обратите внимание на нашу корзину с яблоками. В нашей стране широкое распространение получили такие сорта яблок, как Антоновка, Ренот Симиренко, Пепин литовский, Кальвиль снежный, Налив белый,
Боровинка и др.

Яблони бывают ранних (летних), средних (осенних) и поздних (зимних) сортов. Зимние сорта яблок снимают с деревьев позже других и закладывают на хранение. В плодохранилищах они дозревают.

Яблоки бывают различны по размерам, по форме и окраске. Опытные садоводы по этим признакам могут безошибочно определить сорт яблони.

Перед вами портрет Ивана Владимировича Мичурина. Он один из основателен науки о селекции плодовых культур. (Раскрывается понятие селекция.) Иван Владимирович создал более 300 сортов ценнейших пло­довых растений, которые растут во многих районах нашей страны. Тако­вы, например, яблони Пепин шафранный и Кандиль - китайка, вишня Краса Севера и многие другие.

И. В. Мичурин поставил целью своей жизни обогатить сады нашей страны новыми сортами и неутомимым трудом добивался этого.

«Сад чудес» (учитель биологии).

(Заучит музыкальная тставка. Учитель объясняет, что за каждый пра­вильный отпет дети будут получать фишки в форме яблока. Эти фишки были приготовлены заранее).

1. Из этого растения делают муку и масло, сухое молоко и шоколад, творог, рыбные и мясные блюда. Что это за растение? (Соя)

2. На голову одного ученого упало яблоко, и он открыл закон всемирно­го тяготения. Km этот великий человек? (Ньютон)

  1. Древнегреческая легенда гласит, что на краю света, в саду Гесперид, растут золотые яблоки. Добывание этих яблок было самым тяжелым, двенадцатым подвигом Геракла. Прообразом чудесных плодов служили не яблоки, а другие плоды, которые голландцы называли «китайскими яблоками*). (Апельсин)

  2. От ногибшеГ! карфагенской цивилизации нам осталось карфагенское или пуническое яблоко. Изображение его - символ плодородия — найдено в египетских пирамидах. Согласно Корану, этими растениями засажен райский сад. О каком дереве идет речь? (Гранат)

  3. По-английски плод этого растения звучит, как «сосновое яблоко». Соплодия его и впрямь похожи на, большие шишки, которые, как репа, растут в земле. (Ананас)

  4. Яблоко у многих мусульманских народов звучит как «алма». И даже сейчас еще можно услышать слово «алма» по отношению к другому растению, которое еще называют «чертово яблоко». О каком растении идет речь? (Картофель)

  5. «Яблоко любви» или «золотое яблоко» - так прозвали эти овощи в Италии, куда они попали в начале XVI в. Растение из семейства пасленовых, родина его - Южная Америка. (Помидор)

  6. К какому семейству относится яблоня? (Розоцветные)

  7. Индийская легенда гласит, что сразу после рождения Будда сделал самостоятельно семь шагов. Там, где ступала ножка младенца, распускались огромные ярко-розовые цветки. О каком растении идет речь? (Лотос)


10. Какой ученый-селекционер вошел в историю благодаря работам по скрещиванию и распространению яблонь? (И. В. Мичурин)

11. Корни этого растения похожи на фигурки человека. Отсюда и название этого растения - человек-корень. Исключительно полезное растение. (Женьшень)

12. О цветке этом на Руси бытовало предание, что цветет это растение огнен­ным цветком, который распускается в глухую ночь, накануне дня Ивана Купалы. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. (Папоротник)

13. Шуточный вопрос. Два отца и два сына купили три яблока. У каждого оказалось по одному. Почему? (Яблоки купили сын, отец и дед)

14. А сколько вкусных и питательных блюд можно приготовить из яблок? (Около 300)

Конкурс «Достань яблоко» (классный руководитель).

Подведение итогов, вручение призов.

Такие мероприятия несут в себе не только развивающую и познавательную нагрузку, они позволяют классному руководителю сблизиться с ребятами, получить более полную информацию об особенностях каждого учащегося и понять текущее настроение класса. Также в гимназии существует клуб классных руководителей «Контакт». У этого клуба есть разработанный по месяцам план, которого они придерживаются.

План работы клуба классных руководителей «Контакт» на 2004-2005

учебный год.

месяц

тема

ответственные

Сентябрь

Круглый стол. «Организация само и соц. управления в классе и школы русской культуры».

Морозова И.Н.

Октябрь

Русские посиделки в канун Дня Учителя.

Морозова И.Н.

Совет клуба: Турко И.В., Эдокова В.А., Степанова Л.В.

ноябрь

Работа с трудными учащимися.

Степанова Л.В.

Декабрь

Разнообразные формы работы с учащимися.

Мейлус О.А.

январь

Индивидуальная работа с родителями.

Рябуха Г.И.

февраль

Встреча с психологом.

Морозова И.Н.


март

Шефство: плюсы и минусы.

Морозова И.Н.


апрель

Планирование воспитательной работы на следующий учебный год.

Морозова И.Н.


май

Подведение итогов года. Сдача отчётов по классам: карточка классного руководителя, итоги года, самоанализ, разработка мероприятий.

Морозова И.Н.