Файл: Классный час как форма воспитательной работы с учащимися стр. 26.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждую неделю в каждом классе классный руководитель проводит классный час или собрание по определенной структуре, т.е. циклограмме.
Циклограмма классных часов и бесед.
1-ая неделя - организационный классный час.
2-ая неделя – ситуационный классный час.
3-я неделя – тематический классный час.
4-ая неделя – итоговый классный час.
Структура, основные формы и алгоритмы в работе классного руководителя с учащимися класса.
1-ая неделя: классное собрание «Планирование коллективных дел».
Технология:
1.информация о событиях за прошедшую неделю;
2. выбор цели деятельности;
3. планирование деятельности;
4. обсуждение;
5. выбор ответственных за подготовку и проведение выбранного дела;
6. распределение времени для подготовки;
7. рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовки запланированного мероприятия.
2-ая неделя: ситуационный классный час «Обсуждение ситуации».
Технология:
1.информация о событиях за прошедшую неделю;
2.информация по теме ситуации;
3.обсуждение ситуации по алгоритму: «Я - позиция», причина «Я - позиции»; «Я - позиция» и общественно-значимая норма; дискуссия; рефлексия; свободный выбор.
3-я неделя: тематический классный час.
Технология:
1.информация об интересных и значимых событиях за прошедшую неделю;
2. проведение мероприятий по сценарию;
3.рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведённого мероприятия.
4-ая неделя: классное собрание «Подведение итогов».
Технология:
1.информация о событиях за прошедшие недели;
2. обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось? Почему?, что не понравилось?, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?
3. рефлексия.
Так же в этой школе есть такая форма работы классных руководителей, как собрание, на котором они обмениваются опытом своей работы в различных сферах:
1. из опыта сотрудничества в шефской работе;
2. система эстетического воспитания педагогов;
3. индивидуальная работа с родителями;
4. работа из опыта с трудными детьми;
5. из опыта работы методической характеристики класса;
6. планирование, подготовка и проведение КТД.
Конечно же классному руководителю сложно действовать в одиночку, особенно молодому. В подобных клубах преподаватели могут обмениваться опытом, информацией, впечатлениями и планами. Более опытные классные руководители могут помочь начинающим как в составлении планов работы, так и в проведении мероприятий.
Проследив за работой классного руководителя на практике, я убедилась, насколько это сложная, ответственная, но интересная работа. Минимум раз в две недели преподаватель проводит внеклассное мероприятие, в том числе выездные экскурсии, походы (в летний период). Раз в месяц необходимо встретиться с родителями учащихся, подготовив к родительскому собранию не только отчет об успеваемости, проделанной работе и мероприятиях, но и подобрать подходящую, «насущную» тему для обсуждения. Вовремя поводить анализ всей проделанной работы и конструктивно строить планы на будущее. Регулярно посещать встречи клуба, к которым тоже необходимо готовиться, следить за успеваемостью своего класса, заполнять классный журнал….В общем работы у классного руководителя предостаточно. Но несмотря на это все преподаватели понимают насколько важно их общение с классом, насколько оно помогает раскрыть ребят, понять их.
Заключение
В своей работе я постаралась отразить все особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также критерии эффективности работы и педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.
Важнейшими функциями классного руководителя являются воспитание учащихся и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую.
В литературе имеется очень много различных классификаций форм работы с детьми. Я привела примеры классификации по видам деятельности, по времени проведения формы, по субъекту организации, по результату и по числу учащихся.
Дала определения воспитательной работе и методам воспитания, привела основные методы и задачи. Рассказала о взаимодействии классного руководителя и семьи ученика. Подробно охарактеризовала классный час как форму воспитательной работы с учащимися.
Во второй главе я привела примеры практической деятельности классного руководителя. На основе критериев эффективности работы, приведенных в моей работе, можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, так как учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.
Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем за социальным положением каждого ученика.
Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а вовсю действуют в современных школах. Для реализации возможностей педагога как классного руководителя предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. И несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.
Список литературы
Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.,1990.
Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. – Москва, 1988.
Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.
Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся -М.,1988.
Изучение личности школьника учителем / Под ред. 3. И.Васильевой, Т. В.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Родионовой и др. - М., 1991.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1998
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1998
Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985, № 9.
i