Файл: Организация и проведение аудита нефтегазового предприятия на примере пао газпром.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 622
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Разработанные при помощи системы компьютерной обработки данных формы документов и регистров соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм
Да
21
Алгоритмы обработки данных соответствуют действующему законодательству
Да
V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности
22
Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется с соблюдением требований законодательства
Да
23
В случае обнаружения ошибок изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся с соблюдением установленного законодательства
Да
VI. Осуществление контроля
24
На предприятии действует служба внутреннего аудита
Да
25
На предприятии действует ревизионная комиссия (ревизионный отдел)
Да
26
Утверждена руководителем и действует инвентаризационная комиссия
Да
27
Утверждена руководителем и действует комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств
Да
28
Утверждена и действует служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам, предъявлением претензий и выполнением обязательств по предъявленным организации претензиям
Да
29
Имеется в наличии приказ о проведении инвентаризаций имущества и финансовых обязательств
Да
30
Документы по проведению инвентаризации составляются с
соблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету
Да
VII. Кадровая политика
31
Прием на работу специалистов производится на конкурсной основе, по результатам собеседования (тестирования)
Да
32
Проводятся мероприятия по обучению и повышению квалификации кадров
Да
Итого оценок:
«Да» 30 шт.
«Нет» 2 шт.
Оценка надежности системы бухгалтерского учета 93,75%
Итоговая оценка риска средств контроля 6,25%
Уровень риска необнаружения зависит от эффективности и качества работы аудиторов.
На оценку этого риска влияют:
• порядок проведения аудиторской проверки;
• опыт и квалификация аудиторов;
• достаточность аудиторских процедур;
• глубина выборки информации;
• знакомство с данным видом деятельности и конкретным аудируемым лицом.
Допустимый риск необнаружения определяется на основе оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля и означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение в сальдо счетов или группах операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или группы операций.
Чем выше уровень неотъемлемого риска и риска средств контроля, тем к меньшему уровню необходимо свести риск необнаружения, и наоборот, при низком значении неотъемлемого риска и риска средств контроля можно допустить сравнительно высокий риск необнаружения.
Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора и зависит от порядка проведения конкретной проверки, а также от квалификации аудиторов. Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские
процедуры.
Риски существенного искажения на уровне предпосылок оцениваются для того, чтобы определить характер, сроки и объем дальнейших аудиторских процедур, необходимых для получения достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств. Эти доказательства позволяют аудитору выразить мнение по финансовой отчетности на приемлемо низком уровне аудиторского риска. Для решения задачи оценки рисков существенного искажения аудиторы пользуются разными приемами.
Проверки, проведенные в рамках МСА (МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации») должны следовать риск- ориентированному подходу, что влияет на:
•
Планирование аудита;
•
Источники обеспечения информацией;
•
Характер аудиторских доказательств, собранных аудитором;
•
Характер процедур, которые осуществляются аудитором;
•
Количество собранных доказательств.
При применении риск-ориентированного подхода, аудитор планирует аудит исходя из того, что финансовая отчетность клиента может содержать искажения, будь то в результате мошенничества или нет. Таким образом,
каждый аудит будет включать в себя различные приоритеты, различные тесты, и будет проверять различные промежутки времени:
• такой подход минимизирует вероятность выразить неверное мнение;
• помогает гарантировать, что аудиторская работа проводится максимально эффективно, насколько это возможно, что гарантируется использованием максимально эффективных тестов;
• с момента введения МСА и МСА 315, в частности, его использование является обязательным для обязательного аудита.
Величина общего аудиторского риска, как правило, устанавливается внутрифирменным аудиторским стандартом и стремится к минимальному риску: минимальный возможный риск – 1% или 0,01.
Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость:
– чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск;
– чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.
Установим аудиторский риск на уровне 2%
При полученных значениях, рассчитанных выше, риск необнаружения составит:
= 0,4992 или 50%.
3.
Документальное оформление результатов проверки
Документацией аудитора являются рабочие документы и материалы,
подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита, обоснованные требованиями действующего законодательства в области аудита, его практического применения. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных,
зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Требования к рабочей документации установлены стандартами аудита
(МСА 230 «Аудиторская документация») и являются общими для проверки всех сегментов аудита.
Аудиторская документация, отвечающая требованиям стандартов аудита и специфическим требованиям к документации, содержащимся в
Риски существенного искажения на уровне предпосылок оцениваются для того, чтобы определить характер, сроки и объем дальнейших аудиторских процедур, необходимых для получения достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств. Эти доказательства позволяют аудитору выразить мнение по финансовой отчетности на приемлемо низком уровне аудиторского риска. Для решения задачи оценки рисков существенного искажения аудиторы пользуются разными приемами.
Проверки, проведенные в рамках МСА (МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации») должны следовать риск- ориентированному подходу, что влияет на:
•
Планирование аудита;
•
Источники обеспечения информацией;
•
Характер аудиторских доказательств, собранных аудитором;
•
Характер процедур, которые осуществляются аудитором;
•
Количество собранных доказательств.
При применении риск-ориентированного подхода, аудитор планирует аудит исходя из того, что финансовая отчетность клиента может содержать искажения, будь то в результате мошенничества или нет. Таким образом,
каждый аудит будет включать в себя различные приоритеты, различные тесты, и будет проверять различные промежутки времени:
• такой подход минимизирует вероятность выразить неверное мнение;
• помогает гарантировать, что аудиторская работа проводится максимально эффективно, насколько это возможно, что гарантируется использованием максимально эффективных тестов;
• с момента введения МСА и МСА 315, в частности, его использование является обязательным для обязательного аудита.
Величина общего аудиторского риска, как правило, устанавливается внутрифирменным аудиторским стандартом и стремится к минимальному риску: минимальный возможный риск – 1% или 0,01.
Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость:
– чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск;
– чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.
Установим аудиторский риск на уровне 2%
При полученных значениях, рассчитанных выше, риск необнаружения составит:
= 0,4992 или 50%.
3.
Документальное оформление результатов проверки
Документацией аудитора являются рабочие документы и материалы,
подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита, обоснованные требованиями действующего законодательства в области аудита, его практического применения. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных,
зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Требования к рабочей документации установлены стандартами аудита
(МСА 230 «Аудиторская документация») и являются общими для проверки всех сегментов аудита.
Аудиторская документация, отвечающая требованиям стандартов аудита и специфическим требованиям к документации, содержащимся в
прочих применимых МСА, обеспечивает:
(a) доказательства, обосновывающие сделанный аудитором вывод о достижении основных целей аудитора;
(b) доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.
Аудиторская документация выполняет целый ряд дополнительных
функций, включая следующее:
‒ помощь аудиторской группе в планировании и проведении аудита;
‒ помощь членам аудиторской группы, ответственным за контроль, в руководстве и контроле за аудиторской работой, а также в исполнении ими их обязанностей по обзорным проверкам в соответствии с стандартами аудита;
‒ обеспечение подотчетности аудиторской группы в ее работе;
‒ сохранение данных по вопросам, являющихся значимыми для будущих аудиторских заданий;
‒ обеспечение проведения обзорных проверок и инспектирования в целях контроля качества;
‒ обеспечение возможности проведения внешнего инспектирования в соответствии с применимыми законодательными, нормативными или прочими требованиями.
Рабочие документы используются:
‒ при планировании и проведении аудита;
‒ при осуществлении текущего контроля и проверки, выполненной аудитором работы;
‒ для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Рабочая документация, составляемая в ходе осуществления проверки,
в соответствии с требованиями МСА 230 должна содержать записи аудитора о характере, времени, объеме и результатах проведения аудиторских процедур, предусмотренных стратегией и планом.
Аудитор должен готовить аудиторскую документацию, которая достаточна для того, чтобы опытный аудитор, ранее не связанный с проведением конкретного аудиторского задания, мог понять:
a. характер, сроки и объем выполненных аудиторских процедур для соблюдения Международных стандартов аудита и применимых законодательных и нормативных требований;
b. результаты выполненных аудиторских процедур и собранные аудиторские доказательства;
c. значимые вопросы, возникшие в ходе аудиторского задания, сделанные по ним выводы, и значимые профессиональные суждения,
использованные при формулировании этих выводов.
При документировании характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур аудитор должен зафиксировать:
a. каковы отличительные характеристики протестированных статей или вопросов;
b. кто выполнял аудиторскую работу, с указанием даты, на которую такая работа была завершена;
c. кто проверял выполненную аудиторскую работу, с указанием даты и объема такой проверки.
Аудитор должен документировать обсуждения значимых вопросов с руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, включая характер обсужденных вопросов, а также того, когда и с кем происходили эти обсуждения.
Если аудитор выявил информацию, которая не соответствует его окончательным выводам в отношении того или иного значимого вопроса,
(a) доказательства, обосновывающие сделанный аудитором вывод о достижении основных целей аудитора;
(b) доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.
Аудиторская документация выполняет целый ряд дополнительных
функций, включая следующее:
‒ помощь аудиторской группе в планировании и проведении аудита;
‒ помощь членам аудиторской группы, ответственным за контроль, в руководстве и контроле за аудиторской работой, а также в исполнении ими их обязанностей по обзорным проверкам в соответствии с стандартами аудита;
‒ обеспечение подотчетности аудиторской группы в ее работе;
‒ сохранение данных по вопросам, являющихся значимыми для будущих аудиторских заданий;
‒ обеспечение проведения обзорных проверок и инспектирования в целях контроля качества;
‒ обеспечение возможности проведения внешнего инспектирования в соответствии с применимыми законодательными, нормативными или прочими требованиями.
Рабочие документы используются:
‒ при планировании и проведении аудита;
‒ при осуществлении текущего контроля и проверки, выполненной аудитором работы;
‒ для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Рабочая документация, составляемая в ходе осуществления проверки,
в соответствии с требованиями МСА 230 должна содержать записи аудитора о характере, времени, объеме и результатах проведения аудиторских процедур, предусмотренных стратегией и планом.
Аудитор должен готовить аудиторскую документацию, которая достаточна для того, чтобы опытный аудитор, ранее не связанный с проведением конкретного аудиторского задания, мог понять:
a. характер, сроки и объем выполненных аудиторских процедур для соблюдения Международных стандартов аудита и применимых законодательных и нормативных требований;
b. результаты выполненных аудиторских процедур и собранные аудиторские доказательства;
c. значимые вопросы, возникшие в ходе аудиторского задания, сделанные по ним выводы, и значимые профессиональные суждения,
использованные при формулировании этих выводов.
При документировании характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур аудитор должен зафиксировать:
a. каковы отличительные характеристики протестированных статей или вопросов;
b. кто выполнял аудиторскую работу, с указанием даты, на которую такая работа была завершена;
c. кто проверял выполненную аудиторскую работу, с указанием даты и объема такой проверки.
Аудитор должен документировать обсуждения значимых вопросов с руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, включая характер обсужденных вопросов, а также того, когда и с кем происходили эти обсуждения.
Если аудитор выявил информацию, которая не соответствует его окончательным выводам в отношении того или иного значимого вопроса,
аудитор должен документировать, каким образом он разрешил это несоответствие.
Желательно, чтобы рабочие документы, составляемые аудитором,
имели свою систему реквизитов, установленную внутрифирменным стандартом: наименование документа, наименование проверяемого субъекта,
ИНН, проверяемый период, дату составления документа, содержание документа, подписи.
Желательно, чтобы рабочие документы, составляемые аудитором,
имели свою систему реквизитов, установленную внутрифирменным стандартом: наименование документа, наименование проверяемого субъекта,
ИНН, проверяемый период, дату составления документа, содержание документа, подписи.
1 2 3 4 5 6
Рабочие документы обычно содержат следующую информацию:
• информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
• выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
• информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
• информацию, отражающую процесс планирования, включая стратегию и план аудита, и любые изменения к ним;
• доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;
• доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
• анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
• анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
• сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
• доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
• сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
• подробную информацию о процедурах, которые применялись в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
• копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
• копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
• письменные заявления, полученные от аудируемого лица; выводы,
сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях,