Файл: Задание по литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)




(код и наименование направления подготовки / специальности)



(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №___
по учебному курсу «»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося










(И.О. Фамилия)




Группа
















Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 20__
Практическое задание 3

Анализ учебников Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. по литературному чтению.

1. Название программы – УМК «Школа России».

2. Авторский коллектив: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.

3. Фольклорные сказки, предназначенные для изучения младшим школьникам (по классам). 1 класс: «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Петух и собака». 2 класс: «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два Мороза». 3 класс: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». 4 класс: нет, представлены только литературные сказки.


4. Характер и виды упражнений и практических заданий, предложенных в учебнике для работы со сказками.

Согласно учебникам, в процессе анализа сказок предполагается проведение беседы по содержанию сказки (представлены перечни вопросов), а также ряд практических заданий и упражнений, в частности:

– изменение смысла сказки при изменении одного фрагмента;

– разделение сказки на эпизоды, их озаглавливание;

– поиск эпизода в тексте в соответствии с заданием;

– сопоставление начала и конца сказки;

– расположение заданных событий по порядку в соответствии с текстом;

– составление вопросов по содержанию сказки;

– пересказ сказки по плану;

– парная и индивидуальная работа: подбор пословиц по смыслу к содержанию сказок;

– словарная работа: анализ отдельных слов и словосочетаний;

– поиск и анализ архаизмов в сказках, работа со словарем;

– анализ иллюстрации к сказке;

– составление сказки по представленным иллюстрациям;

– описательная (творческая) характеристика героев сказок, их сравнение;

– пересказ сказки от лица одного из героев;

– выразительное чтение сказки (с выбором необходимого тона и темпа);

– инсценировка сказки или чтение по ролям;

– разграничение фантастического и реального в сказке.

5. Использование наглядности (репродукции картин, рисунки, иллюстрации).

В данных учебниках каждая сказка сопровождается иллюстрациями, с которыми также ведется работа при анализе содержания произведения. Так, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко» содержит 6 иллюстраций, которые необходимо расположить в правильной последовательности в соответствии с содержанием произведения.

Отдельные сказки проиллюстрированы работами известных художников, на что также обращается внимание учащихся (например, сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк» сопровождаются иллюстрациями И. Билибина, сказки «Иван-царевич и серый волк» и «Сивка-бурка» – В. Васнецова).

6. Подготовить свою систему вопросов и заданий для организации работы над сказкой (из конкретного учебника по литературному чтению – на выбор студента): подготовительная работа, первичное восприятие,

приемы анализа и перечитывания сказки, рассказывание и т. д.

Работа над сказкой «Сивка-бурка» («Литературное чтение. 3 класс», с. 40–50).

Подготовительная работа.

Беседа по вопросам:

– Вспомните, что такое «сказки»?

– Поясните слова А. С. Пушкина:

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

– Что хотели люди отразить в сказках?

– Какие виды сказок вы уже знаете?

– Вспомните, какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои, каковы их характеры? (Учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.)

Обобщая беседу, необходимо подчеркнуть следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве.

Первичное восприятие.

Для первичного восприятия содержания сказки важно, чтобы учащиеся ответили на вопросы:

– По каким признакам можно определить, что это произведение – сказка?

– В каких словах, выражениях прочитанного текста появляются волшебство, загадочность, сказочность?

Практическое задание 1: разделить сказку на эпизоды, отметить границы начала и конца каждого эпизода, озаглавить каждый эпизод.

Практическое задание 2: рассмотреть иллюстрацию к сказке В. Васнецова, определить, к какому из эпизодов ее можно отнести, пересказать данный эпизод.

Анализ и перечитывание сказки.

Беседа по вопросам:

– Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?

– Опишите волшебного коня. Что необычного в его изображении? Какие чудеса происходят в сказке?

– Чем Иванушка отличается от братьев? Какими чертами наделен главный герой? Так ли он прост?

– Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье?

Рассказывание.

Практическое задание 1 (для специально подготовленных учеников): разыграть первый эпизод сказки, передать основные мысли фрагмента.

Практическое задание 2: прочитать по ролям второй эпизод сказки.

Практическое задание 3: придумать вопросы по содержанию сказки.


Рефлексия.

– Вспомните основные особенности волшебной сказки. Какие из них присутствуют в сказке «Сивка-бурка»? Что в сказке фантастическое, а что могло быть в действительности?

– Что вы запомнили, читая сказку? Какие?