ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
|
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
|
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №___
по учебному курсу «»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 20__
Практическое задание 3
Анализ учебников Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. по литературному чтению.
1. Название программы – УМК «Школа России».
2. Авторский коллектив: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
3. Фольклорные сказки, предназначенные для изучения младшим школьникам (по классам). 1 класс: «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Петух и собака». 2 класс: «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два Мороза». 3 класс: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». 4 класс: нет, представлены только литературные сказки.
4. Характер и виды упражнений и практических заданий, предложенных в учебнике для работы со сказками.
Согласно учебникам, в процессе анализа сказок предполагается проведение беседы по содержанию сказки (представлены перечни вопросов), а также ряд практических заданий и упражнений, в частности:
– изменение смысла сказки при изменении одного фрагмента;
– разделение сказки на эпизоды, их озаглавливание;
– поиск эпизода в тексте в соответствии с заданием;
– сопоставление начала и конца сказки;
– расположение заданных событий по порядку в соответствии с текстом;
– составление вопросов по содержанию сказки;
– пересказ сказки по плану;
– парная и индивидуальная работа: подбор пословиц по смыслу к содержанию сказок;
– словарная работа: анализ отдельных слов и словосочетаний;
– поиск и анализ архаизмов в сказках, работа со словарем;
– анализ иллюстрации к сказке;
– составление сказки по представленным иллюстрациям;
– описательная (творческая) характеристика героев сказок, их сравнение;
– пересказ сказки от лица одного из героев;
– выразительное чтение сказки (с выбором необходимого тона и темпа);
– инсценировка сказки или чтение по ролям;
– разграничение фантастического и реального в сказке.
5. Использование наглядности (репродукции картин, рисунки, иллюстрации).
В данных учебниках каждая сказка сопровождается иллюстрациями, с которыми также ведется работа при анализе содержания произведения. Так, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко» содержит 6 иллюстраций, которые необходимо расположить в правильной последовательности в соответствии с содержанием произведения.
Отдельные сказки проиллюстрированы работами известных художников, на что также обращается внимание учащихся (например, сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк» сопровождаются иллюстрациями И. Билибина, сказки «Иван-царевич и серый волк» и «Сивка-бурка» – В. Васнецова).
6. Подготовить свою систему вопросов и заданий для организации работы над сказкой (из конкретного учебника по литературному чтению – на выбор студента): подготовительная работа, первичное восприятие,
приемы анализа и перечитывания сказки, рассказывание и т. д.
Работа над сказкой «Сивка-бурка» («Литературное чтение. 3 класс», с. 40–50).
Подготовительная работа.
Беседа по вопросам:
– Вспомните, что такое «сказки»?
– Поясните слова А. С. Пушкина:
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
– Что хотели люди отразить в сказках?
– Какие виды сказок вы уже знаете?
– Вспомните, какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои, каковы их характеры? (Учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.)
Обобщая беседу, необходимо подчеркнуть следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве.
Первичное восприятие.
Для первичного восприятия содержания сказки важно, чтобы учащиеся ответили на вопросы:
– По каким признакам можно определить, что это произведение – сказка?
– В каких словах, выражениях прочитанного текста появляются волшебство, загадочность, сказочность?
Практическое задание 1: разделить сказку на эпизоды, отметить границы начала и конца каждого эпизода, озаглавить каждый эпизод.
Практическое задание 2: рассмотреть иллюстрацию к сказке В. Васнецова, определить, к какому из эпизодов ее можно отнести, пересказать данный эпизод.
Анализ и перечитывание сказки.
Беседа по вопросам:
– Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
– Опишите волшебного коня. Что необычного в его изображении? Какие чудеса происходят в сказке?
– Чем Иванушка отличается от братьев? Какими чертами наделен главный герой? Так ли он прост?
– Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье?
Рассказывание.
Практическое задание 1 (для специально подготовленных учеников): разыграть первый эпизод сказки, передать основные мысли фрагмента.
Практическое задание 2: прочитать по ролям второй эпизод сказки.
Практическое задание 3: придумать вопросы по содержанию сказки.
Рефлексия.
– Вспомните основные особенности волшебной сказки. Какие из них присутствуют в сказке «Сивка-бурка»? Что в сказке фантастическое, а что могло быть в действительности?
– Что вы запомнили, читая сказку? Какие?