Файл: Психология стресса, задания 1 и 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01. Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)



(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 2
по учебному курсу «Психология стресса»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Е.С. Паныло







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбп-1800б













Преподаватель

Е.А. Казакова







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Задание 2.1

  1. Чем отличаются по своему воздействию на организм симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы?

Симпатическая часть ВНС. Влияет на гладкие мышцы кровеносных сосудов, внутренних органов брюшной полости, мочевого пузыря, прямой кишки, волосяных фолликулов и зрачков, а также на сердечную мышцу, потовые, слезные, слюнные и пищеварительные железы. Симпатическая система сдерживает функцию гладких мышц внутренних органов брюшной полости, мочевого пузыря, прямой кишки и пищеварительных желез, а другие органы-мишени, наоборот, стимулирует. Эволюционно симпатическая нервная система более молодая и связана с обеспечением активной деятельности, адаптацией к быстро меняющимся условиям внешней среды. Тонус симпатического отдела преобладает во время активной деятельности.


Парасимпатический отдел более древний. Парасимпатическая активность преобладает во время отдыха, сна, при этом снижается артериальное давление, уровень глюкозы, замедляется пульс, усиливаются секреция и перистальтика в желудочно-кишечном тракте.


  1. В чем заключается физиологическая роль выброса в кровь таких гормонов, как адреналин и норадреналин на начальных этапах стресс-реакции?

Адреналин – гормон, вырабатываемый надпочечниками. Его называют «гормоном страха» из-за того, что при испуге, ввиду сильного выброса адреналина в кровь, сердце часто начинает биться. Выброс адреналина происходит при любом сильном волнении или большой физической нагрузке. Адреналин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, усиливает распад углеводов (гликогена) и жиров, вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи и слизистых оболочек; в меньшей степени сужает сосуды скелетной мускулатуры. Артериальное давление под действием адреналина повышается. Если человек испуган или взволнован, то его выносливость резко повышается. Адреналин - активный допинг человеческого организма. Чем больше в надпочечниках резервы адреналина, тем выше физическая и умственная работоспособность.

Норадреналин – представляет собой катехоламин, который продуцируют преимущественно клетки мозгового вещества надпочечников и симпатической нервной системы. Его секреция и выброс в кровь усиливаются при стрессе, кровотечениях, тяжелой физической работе и других ситуациях, требующих быстрой перестройки организма. Так как норадреналин оказывает сильное сосудосуживающее действие, его выброс в кровь играет ключевую роль в регуляции скорости и объема кровотока. В отличие от адреналина, норадреналин называют «гормоном ярости», т.к. в результате выброса в кровь норадреналина всегда возникает реакция агрессии, значительно увеличивается мышечная сила. Если от адреналина лицо человека бледнеет, то от норадреналина - краснеет.

Благодаря этим физиологическим изменениям люди в чрезвычайной ситуации способны совершать невероятные поступки. Когда достаточно слабый человек поднимает машину, которой придавило ребенка, можно говорить о невероятной силе, сообщаемой нам реакцией «битва—бегство».


  1. К каким нежелательным эффектам приводит чрезмерное выделение глюкокортикоидов при включении в стресс-реакцию адренокортикального механизма?


Чрезмерное выделение глюкокортикоидов приводит к нежелательным эффектам, то есть наступает плата за адаптацию. Одним из наиболее важных изменений является снижение лимфоцитов (вырабатываются вилочковой железой и лимфатическими узлами), которые крайне важны для нормальной деятельности иммунной системы, так как их основная функция — уничтожение инородных субстанций (например, бактерий). Вследствие этого резко снижается интенсивность иммунных механизмов. Одновременно на данном этапе возрастает риск развития инфаркта миокарда за счет спазма сосудов.


4. Раскройте факторы, влияющие на развитие стресса:

4.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт.

Физиологическим базисом для личности является тип высшей нервной деятельности человека, который отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям, а психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни.

4.2. Родительские сценарии.

У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Этот сценарий усваивается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосознанно копирует их в своей взрослой жизни.

4.3. Личностные особенности.

Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы.

Из психологических факторов большое значение имеет повышенная акцентуированностъ личности, так как в условиях эмоционального стресса они обладают наибольшей уязвимостью и в первую очередь подвержены возникновению нервного перенапряжения.

К другим личностным особенностям, утяжеляющим последствия психогенных травм, психологи относят:

+ нейротизм;

+ повышенную агрессивность; + хроническую тревожность;

+ склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера.

Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе повышенную сензитивность, тревожность и импульсивность [15].

4.4. Факторы социальной среды.

К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся: социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное
преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; частая смена рабочего стереотипа; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмовщина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна; нерациональное и несбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя.

4.5. Когнитивные факторы

Уровень сензитивности (чувствительности) человека чрезвычайно важен при стрессе психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов: чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) свя зей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индиви дуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сен зитивности путем тренировки.

Первый фактор из этого списка определяется врожденными ана-томо-физиологическими особенностями и мало подвержен изменениям.

Задание 2.2

Подход или теория

Период возникновения

Авторы

Основные идеи

Биологическая (физиологическая) концепция стресса

Впервые описанна в 1936 г.

Г. Селье

Одна из главных функций психики, по мнению Селье — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Экологический подход

Начал развиваться с конца 1960-х гг.

А. Марселл, П.Варр.

В рамках подхода утверждалось, что профессиональный стресс возникает в результате несоответствия (или несовместимости) требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов работающего человека. Это создает потенциальную угрозу для успешности трудового поведения, здоровья и самочувствия.

Регуляторный подход




Д. Бродбент, Р. Хокки, А.Б. Леонова.

В этом подходе стресс понимается как особый класс состояний, возникающих вследствие формирования специальных механизмов регуляции деятельности в затруднительных условиях. Ключевой момент в рассматриваемом подходе заключается в анализе смены механизмов регуляции деятельности, которые находятся под влиянием разных факторов, а также оцениваются внутренние затраты организма.

Трансактный подход

Трансактный подход к изучению стресса был основан в середине 1970х гг.

Р. Лазарус, Т. Кокс, Дж. Макэй.

Фокус интересов сместился с изучения механизмов гомеостатического регулирования и стадий адаптационного приспособления на анализ индивидуально-психологических факторов, приводящих к развитию стресса. Центральное место в этом анализе заняли субъективная значимость ситуации, в которой действует человек, и те способы (или стратегии поведения), с помощью которых он пытается преодолеть затруднения.

Для моделей трансактного подхода характерно «соотнесение основных этапов развития стресса с блоками психологических операций, обеспечивающих субъективную репрезентацию (или построение «образа») наличной ситуации, ее когнитивную оценку с точки зрения мотивационно - потребностных установок субъекта и формирование стратегии преодоления или «выхода» из сложившихся обстоятельств»

Когнитивная теория стресса

1966 год.

Р. Лазурс

Когнитивная теория стресса основывается на положениях о ведущей роли в развитии стресса:

- психического отражения процессов и явлений окружающей действительности и их субъективной оценки;

- познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности и неопределенности событий;

- индивидуальных различий реализации этих процессов и в оценке субъективной опасности, вредности стимулов, степени их угрозы.

Ресурсная теория стресса

1989 год.

С. Хобфолл.

Стивен Хобфолл в своей теории сохранения ресурсов рассматривает стресс с точки зрения потери или угрозы потери ресурсов. «Ресурсы - ценности, которые индивидуумы или сообщества стремятся приобретать, сохранять, преумножать и накапливать. В рамках ТСР ресурсы приобретают значение не только в контексте совладания, страх потери ресурсов является ключевым предиктором для возникновения стресса.