Файл: 8. Характеристика основных видов деятельности вожатого в лагере.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Характеристика основных видов деятельности вожатого в лагере.
К основным видам деятельности вожатого относят:
-
педагогическую; -
диагностическую; -
прогностическую; -
конструктивную; -
организационную; -
коммуникативную; -
аналитическую.
1. Педагогическая деятельность отрядного вожатого – это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом-отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.
Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.
Сущность педагогической деятельности вожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.
К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся: диагностическая, прогностическая, конструктивная, организационная, коммуникативная, аналитическая
2. Диагностическая деятельность отрядного вожатого направлена на выявление интересов, потребностей, возможностей детей, а также эффективность организации воспитательной работы в отряде. Нельзя осуществлять воспитательную работу, не зная особенностей психологического развития детей, уровня их воспитанности, круга интересов.
Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации. Выделяют три типа диагностики:
-
начальная диагностика связана с планированием и управлением временным детским коллективом (отрядом). Перед определением воспитательной цели и задач, которые будут реализовываться в ходе смены, вожатый изучает интересы, склонности, возможности и уровень воспитанности детей; -
текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности детского коллектива, ориентирует вожатого на изменения, которые происходят в воспитаннике и коллективе, помогает вожатому быстро корректировать свою деятельность, совершенствовать стиль общения с детьми и методику воспитательной работы. Через текущую диагностику вожатый имеет возможность реагировать на изменения в уровне воспитанности детей, тем самым обеспечивать возможность активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива; -
обобщающая (итоговая) диагностика проводится по итогам работы смены.
3. Прогностическая деятельность отрядного вожатого определяет направления воспитательной работы, ее конкретные цели, задачи на каждом этапе организации лагерной смены и ее результаты. Прогностическая деятельность вожатого обеспечивает совершенствование процедуры постановки цели, определения задач, выбора методов и форм воспитания в отряде.
4. Конструктивная деятельность вожатого направлена на конструирование, проектирование содержания воспитательной работы в отряде. В зависимости от конкретных условий воспитания вожатый может предусмотреть систему увлекательных форм работы. Вожатый разрабатывает программу воспитательной деятельности отряда, определяя основные направления, конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы и способы их реализации.
5. Организационная деятельность вожатого направлена на:
-
реализацию намеченной программы воспитательной деятельности; -
организацию жизнедеятельности временного детского коллектива; -
формирование здоровых, гуманных отношений среди воспитанников; -
объединение взрослых и детей общей системой интересов и ценностей; -
организацию социальной реабилитации в условиях детского оздоровительного лагеря дезадаптированных детей и подростков; -
координацию деятельности и сотрудничество с родителями воспитанников и педагогами лагеря.
Организационная деятельность вожатого выражается в умении вовлечь воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулировать их активность, организовывать различные виды деятельности детей, а также в организации собственной деятельности в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками.
6. Коммуникативная деятельность вожатого связана с его личным обаянием, нравственной культурой, умением устанавливать и поддерживать с воспитанниками доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, заботу о них, создает гуманный стиль взаимоотношений с воспитанниками отряда.
7. Аналитическая деятельность направлена на проведение анализа эффективности организации воспитательной работы в отряде, выявление положительных и отрицательных сторон деятельности, сравнение достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечал вожатый, а также сопоставление своей работы с опытом коллег. Эта деятельность позволяет вносить необходимые коррективы в воспитательную работу вожатого.
При анализе деятельности отрядного вожатого необходимо оценивать:
-
уровень профессионально-педагогических знаний и умений вожатых; -
наличие профессионально значимых личностных качеств; -
уровень воспитанности детей (нравственные качества, отношения к труду, культура поведения, активность и т. п.); -
уровень сформированности детского коллектива; -
уровень руководства отрядом; -
удовлетворенность воспитанников и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.