Файл: 8. Характеристика основных видов деятельности вожатого в лагере.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Характеристика основных видов деятельности вожатого в лагере.

К основным видам деятельности вожатого относят:

  • педагогическую;

  • диагностическую;

  • прогностическую;

  • конструктивную;

  • организационную;

  • коммуникативную;

  • аналитическую.

1. Педагогическая деятельность отрядного вожатого – это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом-отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.

Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.

Сущность педагогической деятельности вожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.

К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся: диагностическая, прогностическая, конструктивная, организационная, коммуникативная, аналитическая

2. Диагностическая деятельность отрядного вожатого направлена на выявление интересов, потребностей, возможностей детей, а также эффективность организации воспитательной работы в отряде. Нельзя осуществлять воспитательную работу, не зная особенностей психологического развития детей, уровня их воспитанности, круга интересов.

Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации. Выделяют три типа диагностики:

  • начальная диагностика связана с планированием и управлением временным детским коллективом (отрядом). Перед определением воспитательной цели и задач, которые будут реализовываться в ходе смены, вожатый изучает интересы, склонности, возможности и уровень воспитанности детей;

  • текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности детского коллектива, ориентирует вожатого на изменения, которые происходят в воспитаннике и коллективе, помогает вожатому быстро корректировать свою деятельность, совершенствовать стиль общения с детьми и методику воспитательной работы. Через текущую диагностику вожатый имеет возможность реагировать на изменения в уровне воспитанности детей, тем самым обеспечивать возможность активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива;

  • обобщающая (итоговая) диагностика проводится по итогам работы смены.


3. Прогностическая деятельность отрядного вожатого определяет направления воспитательной работы, ее конкретные цели, задачи на каждом этапе организации лагерной смены и ее результаты. Прогностическая деятельность вожатого обеспечивает совершенствование процедуры постановки цели, определения задач, выбора методов и форм воспитания в отряде.

4. Конструктивная деятельность вожатого направлена на конструирование, проектирование содержания воспитательной работы в отряде. В зависимости от конкретных условий воспитания вожатый может предусмотреть систему увлекательных форм работы. Вожатый разрабатывает программу воспитательной деятельности отряда, определяя основные направления, конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы и способы их реализации.

5. Организационная деятельность вожатого направлена на:

  • реализацию намеченной программы воспитательной деятельности;

  • организацию жизнедеятельности временного детского коллектива;

  • формирование здоровых, гуманных отношений среди воспитанников;

  • объединение взрослых и детей общей системой интересов и ценностей;

  • организацию социальной реабилитации в условиях детского оздоровительного лагеря дезадаптированных детей и подростков;

  • координацию деятельности и сотрудничество с родителями воспитанников и педагогами лагеря.

Организационная деятельность вожатого выражается в умении вовлечь воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулировать их активность, организовывать различные виды деятельности детей, а также в организации собственной деятельности в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками.

6. Коммуникативная деятельность вожатого связана с его личным обаянием, нравственной культурой, умением устанавливать и поддерживать с воспитанниками доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, заботу о них, создает гуманный стиль взаимоотношений с воспитанниками отряда.



7. Аналитическая деятельность направлена на проведение анализа эффективности организации воспитательной работы в отряде, выявление положительных и отрицательных сторон деятельности, сравнение достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечал вожатый, а также сопоставление своей работы с опытом коллег. Эта деятельность позволяет вносить необходимые коррективы в воспитательную работу вожатого.

При анализе деятельности отрядного вожатого необходимо оценивать:

  • уровень профессионально-педагогических знаний и умений вожатых;

  • наличие профессионально значимых личностных качеств;

  • уровень воспитанности детей (нравственные качества, отношения к труду, культура поведения, активность и т. п.);

  • уровень сформированности детского коллектива;

  • уровень руководства отрядом;

  • удовлетворенность воспитанников и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.