Файл: Л. Н. Толстой Рассказы для детей. Ф. Н. Глинка Москва.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Валиев Рамиль Салаватович
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
Задание 1. Максимальное количество баллов – 5
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
Разработана ОП «Школа 2100» авторами: Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и другими. . | 1кл. 2кл. 3кл. 4кл. | Е.Чарушин «Рассказы про Томку» Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Ф.Н.Глинка «Москва». Л.Пантелеев «Новенькая», «Фенька». Садко. Былина. Василиса Прекрасная. Русская народная сказка. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Ж.Верн «Таинственный остров». | среди предложенных литературных(авторских) сказок мы выделяем сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. |
1.УМК «Школа России»Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова | 1кл. 2кл 3кл 4кл | Сказки народные. «Курочка Ряба». «Теремок» »Петушок и бобовое зернышко»,»У страха глаза велики»,»Лиса и тетерев»,»Лиса и журавль»,»Два мороза».»Царевна-лягушка»,»Сивка-бурка». Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и Серый волк," ,"Оранжевое горлышко",» П. П. Бажов «Серебряное копытце» А.С. Аксаков «Аленький цветочек» Городок в табакерке» «Что любит мишка» «Корзина с еловыми шишками», «Елка», »Борбос и жулька» | Среди предложенных литературных(авторских) сказок и народных мы выделяем сказки о животных, волшебные сказки |
Программа для начальной школы «Планета знаний» Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) | 1кл 2кл. 3кл 4кл | В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья. В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья. К.Г. Паустовский. Стальное колечко. В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы. Б.С.Житков «Рассказы о животных», «Что бывало», «Морские истории», «Как я ловил человечков», «Помощь идет» Катаев В. «Цветик-семицветик». Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб?» Русские народные былины по одной про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича | Среди предложенных литературных сказок мы выделяем сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки |
-
Каково назначение сказок по каждой программе?
а) Рабочая программа разработана на основе авторской программы Литературное чтение” образовательной системы “Школа 2100”, Обобщение по разделу «Сказка мудростью богата». Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки.
б) Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
в) Методическая разработка раздела "Сказки" УМК "Планета знаний". Среди сказок можно выделить, прежде всего, животный эпос – сказки о зверях, известные и в греческих обработках (басни Эзопа), и в восточных вариантах, и у западных народов.
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки. Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
Задание 2.
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1)Куприн А. И. «Белый пудель»;4 класс
2)Думаю, что главный назидательный смысл рассказа Куприна "Белый пудель" в том, что друзья не продаются ни за какие деньги. Белый пудель — это рассказ о настоящих друзьях, и он учит детей, как уметь дружить и стать настоящими друзьями. Это произведение учит ребят, что нельзя бросать друзей в беде, а также, что надо ценить дружбу, быть добрыми, смелыми и честными. Учит любить животных.
Для учеников начальной школы и средней школы.
3) Мне очень понравился этот рассказ и, больше всего, я сочувствовала Сереже, такому маленькому мальчику, который сумел принять верное, героическое, взрослое решение, взяв на себя ответственность за своего друга, пуделя Арто. Я уверена, что этот мальчик вырастет настоящим человеком и никогда не подведет тех, кто в него верит.
4) Прекрасный рассказ "Белый пудель". Чему же он нас учит? Думаю в этом рассказе несколько поучительных моментов. В первую очередь автор смог показать читателю что собака это друг человека. Это как член семьи. Пудель Арто с бродячей трупой уже давно и помогает и выручает. А друзей нельзя предавать. Как бы ни было тяжело, даже если не хватает денег на еду, ночлег, одежду, а друзья не продаются. Второй поучительный момент в этом рассказе для меня в том, что ради своих друзей будь готов на поступки. Сережа смелый мальчик, ночью он пошел в дом богатых людей за своим другом. Ему было очень страшно, а как известно ночью все видится еще страшнее, и этот крик птицы и грохот от прыжка на гравий и дворник кажется великаном и даже собственная тень пугает. Но он все преодолел и спас пса. Не зря же есть такая пословица: мы в ответе за тех кого приручили. И третий момент, как я считаю - это воспитание детей. Маленького мальчика Трилли в доме богатых людей настолько избаловали что он устраивает возмутительные истерики. Ему в этом возрасте уже все дозволено. Хочешь пони, на тебе пони, хочешь собаку, возьми пожалуйста. И как подмечает дед Лодыжкин, а что же будет когда он запросит луну? В общем нужно учить детей уважению, состраданию и доброте.
5) Куприн А. И. «Барбос и Жулька»
Задание 3.
Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Общая характеристика сказки - «Сказка о царе Салтане...»;
Сказка о царе Салтане появилась на свет в 1831 году. По жанру она относится к литературной сказке, тем, что заканчивается добром, в сюжете действуют волшебство и приключение князя Гвидона с царевной. Все начинается с того, что три девицы прядут под окном и разговаривают о своих мечтах на счёт принца. В их воображении данный принц был Салтан, про которого упоминала каждая из девушек в своих высказываниях. Они описывали, как бы себя повели, если Салтан их выбрал в жёны. Интересным рассказом для царя оказался рассказ младшей девоньки из сестёр, которая так с умилением рассказывала, что родила бы сына, коли выберет её Салтан. Таким образом, он выбрал ее, а двух других сестёр тоже забрал с собой в качестве поварихи и ткачихи. После женитьбы царь уехал на войну, и завистливые сёстры
начали клеветать новоявленную царицу, вынашивающую будущего сына. Им помогла сватья Бабариха вместе, с которой после рождения младенца отправили царю ложное письмо, о том, что жена его родила какую-то зверюшку. Царь Гвидон прочитав это, издал приказ и направил обратным письмом, бросить в море бочку с женой с выродышем и утопить их. Далее начинается волшебство сказки, с того, что царевна с ребёнком не погибают, а бочка с ними выбрасывается волной на неведомый берег. Там и растет её сын, пока не становится рослым царевичем. Царевич, охотясь на дичь, спасает белую лебедь от коршуна, тем самым освободив её от смерти. В будущем он выбирает её в жены, когда та превращается в красивую девушку. Лебедь в знак благодарности пообещала не забыть об этом и помогла, создав для него княжество с подчинёнными. В нём была замечательная белка, танцуя, рассказывающая сказки и удивляющая всех, когда грызла золотые орехи. Пушкин в данном произведении использует народный язык и трижды повторяет сюжет. Он не повторял заимственные слова, а создавал новые образы, обогащая язык сказки эпитетами. В ритмике произведения использована парная рифмовка, по истечении годов, которая не растеряла своей актуальности. До сей поры, сказка пользуется популярностью и интересом у детей и взрослых, доказывая это постановками в театрах и снятием мультфильмов.
2)"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче" - таково полное название сказки, была написана Александром Сергеевичем Пушкиным летом 1831 года в Царском селе, сразу же после женитьбы на Наталье Гончаровой. Напечатана впервые в 1832 году в книге "Стихотворения Александра Пушкина".
3)Фольклорная
Сказка о царе Салтане. Сказка о царе Салтане, написанная в стихах А. С. Пушкиным в 1831 г. оказывается имеет под собой русскую народную основу. Пушкин лишь оформил сюжет народной сказки в стихи. Длинное название стихотворной сказки: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь" является имитацией лубочных повествований.
Литературная
Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.
4)Главные персонажи сказки: о царе Салтане являются сам царь Салтан, князь Гвидон, его сын, царевна Лебедь, в последствии жена князя Гвидона, мать Гвидона и жена Салтана, а также две ее сестры, которые ей очень завидовали, да еще сватья баба Бабариха, почему-то желавшая ее извести.
5)Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.
6)Главной темой сказки Александра Сергеевича Пушкина про царя Салтана является тема противостояния добрых и злых сил. В сказке недоброжелатели разрушают царскую семью и пытаются погубить царицу с сыном. Но в результате все заканчивается очень удачно, и добро побеждает.
Сказка Александра Пушкина является зарифмованным авторским пересказом народной сказки, потому морали там много и идей разнообразных, как в жизни, в достатке. Начинается история с того, что царь выбирает себе в жены деву, готовую подарить ему наследника, а не тех, кто обещает немедленное материальное благополучие. Утверждаются семейные ценности, которые выше прибыли. Далее идет осуждение зависти - сестры царицы пытаются ее и наследника свести со света. Продолжается сказка уже приключениями сына Салтана Гвидона. Парень он добрый - защищает несчастного лебедя, работящий - добывает для матери еду, не склонный к скоропалительным решениям и мыслям о мести - готов познакомится с отвергшим его отцом. За добрый нрав и высокие моральные ценности Гвидон вознаграждается рядом волшебных подарков и ему удается с родителем и помочь ему исправить ошибки молодости. Главная мысль сказки в том, что хорошим людям удается изменить мир к лучшему даже, если они не ждут от него чудес.
Задание 4.
1. «Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути. Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».