Файл: Л. Н. Толстой Рассказы для детей. Ф. Н. Глинка Москва.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Валиев Рамиль Салаватович

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна


Задание 1. Максимальное количество баллов – 5

 

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

Разработана ОП «Школа 2100» авторами: Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и другими. .

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Е.Чарушин «Рассказы про Томку»

Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

Ф.Н.Глинка «Москва».

Л.Пантелеев «Новенькая», «Фенька».

Садко. Былина.

Василиса Прекрасная. Русская народная сказка.

А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка».

Ж.Верн «Таинственный остров».

среди предложенных литературных(авторских) сказок мы выделяем сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки.

1.УМК «Школа России»Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова

1кл.

2кл

3кл

4кл


Сказки народные. «Курочка Ряба». «Теремок»

»Петушок и бобовое зернышко»,»У страха глаза велики»,»Лиса и тетерев»,»Лиса и журавль»,»Два мороза».»Царевна-лягушка»,»Сивка-бурка».

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и Серый волк," ,"Оранжевое горлышко",»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Городок в табакерке»

«Что любит мишка»

«Корзина с еловыми

шишками»,

«Елка»,

»Борбос и жулька»


Среди предложенных литературных(авторских) сказок и народных мы выделяем сказки о животных, волшебные сказки


Программа для начальной школы «Планета знаний» Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)

1кл

2кл.

3кл

4кл

В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья.

В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья.

К.Г. Паустовский. Стальное колечко.

В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы.

Б.С.Житков «Рассказы о животных», «Что бывало», «Морские истории», «Как я ловил человечков», «Помощь идет»

Катаев В. «Цветик-семицветик».

Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб?»

Русские народные былины по одной про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича

Среди предложенных литературных сказок мы выделяем сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки




  1. Каково назначение сказок по каждой программе?

а) Рабочая программа разработана на основе авторской программы Литературное чтение” образовательной системы “Школа 2100”, Обобщение по разделу «Сказка мудростью богата». Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки.

б) Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

в) Методическая разработка раздела "Сказки" УМК "Планета знаний". Среди сказок можно выделить, прежде всего, животный эпос – сказки о зверях, известные и в греческих обработках (басни Эзопа), и в восточных вариантах, и у западных народов.

2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки. Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.

Задание 2.

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:



1)Куприн А. И. «Белый пудель»;4 класс

2)Думаю, что главный назидательный смысл рассказа Куприна "Белый пудель" в том, что друзья не продаются ни за какие деньги. Белый пудель — это рассказ о настоящих друзьях, и он учит детей, как уметь дружить и стать настоящими друзьями. Это произведение учит ребят, что нельзя бросать друзей в беде, а также, что надо ценить дружбу, быть добрыми, смелыми и честными. Учит любить животных.

Для учеников начальной школы и средней школы.

3) Мне очень понравился этот рассказ и, больше всего, я сочувствовала Сереже, такому маленькому мальчику, который сумел принять верное, героическое, взрослое решение, взяв на себя ответственность за своего друга, пуделя Арто. Я уверена, что этот мальчик вырастет настоящим человеком и никогда не подведет тех, кто в него верит.

4) Прекрасный рассказ "Белый пудель". Чему же он нас учит? Думаю в этом рассказе несколько поучительных моментов. В первую очередь автор смог показать читателю что собака это друг человека. Это как член семьи. Пудель Арто с бродячей трупой уже давно и помогает и выручает. А друзей нельзя предавать. Как бы ни было тяжело, даже если не хватает денег на еду, ночлег, одежду, а друзья не продаются. Второй поучительный момент в этом рассказе для меня в том, что ради своих друзей будь готов на поступки. Сережа смелый мальчик, ночью он пошел в дом богатых людей за своим другом. Ему было очень страшно, а как известно ночью все видится еще страшнее, и этот крик птицы и грохот от прыжка на гравий и дворник кажется великаном и даже собственная тень пугает. Но он все преодолел и спас пса. Не зря же есть такая пословица: мы в ответе за тех кого приручили. И третий момент, как я считаю - это воспитание детей. Маленького мальчика Трилли в доме богатых людей настолько избаловали что он устраивает возмутительные истерики. Ему в этом возрасте уже все дозволено. Хочешь пони, на тебе пони, хочешь собаку, возьми пожалуйста. И как подмечает дед Лодыжкин, а что же будет когда он запросит луну? В общем нужно учить детей уважению, состраданию и доброте.

5) Куприн А. И. «Барбос и Жулька»

Задание 3.

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. Общая характеристика сказки - «Сказка о царе Салтане...»;

Сказка о царе Салтане появилась на свет в 1831 году. По жанру она относится к литературной сказке, тем, что заканчивается добром, в сюжете действуют волшебство и приключение князя Гвидона с царевной. Все начинается с того, что три девицы прядут под окном и разговаривают о своих мечтах на счёт принца. В их воображении данный принц был Салтан, про которого упоминала каждая из девушек в своих высказываниях. Они описывали, как бы себя повели, если Салтан их выбрал в жёны. Интересным рассказом для царя оказался рассказ младшей девоньки из сестёр, которая так с умилением рассказывала, что родила бы сына, коли выберет её Салтан. Таким образом, он выбрал ее, а двух других сестёр тоже забрал с собой в качестве поварихи и ткачихи. После женитьбы царь уехал на войну, и завистливые сёстры
начали клеветать новоявленную царицу, вынашивающую будущего сына. Им помогла сватья Бабариха вместе, с которой после рождения младенца отправили царю ложное письмо, о том, что жена его родила какую-то зверюшку. Царь Гвидон прочитав это, издал приказ и направил обратным письмом, бросить в море бочку с женой с выродышем и утопить их. Далее начинается волшебство сказки, с того, что царевна с ребёнком не погибают, а бочка с ними выбрасывается волной на неведомый берег. Там и растет её сын, пока не становится рослым царевичем. Царевич, охотясь на дичь, спасает белую лебедь от коршуна, тем самым освободив её от смерти. В будущем он выбирает её в жены, когда та превращается в красивую девушку. Лебедь в знак благодарности пообещала не забыть об этом и помогла, создав для него княжество с подчинёнными. В нём была замечательная белка, танцуя, рассказывающая сказки и удивляющая всех, когда грызла золотые орехи. Пушкин в данном произведении использует народный язык и трижды повторяет сюжет. Он не повторял заимственные слова, а создавал новые образы, обогащая язык сказки эпитетами. В ритмике произведения использована парная рифмовка, по истечении годов, которая не растеряла своей актуальности. До сей поры, сказка пользуется популярностью и интересом у детей и взрослых, доказывая это постановками в театрах и снятием мультфильмов.

2)"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче" - таково полное название сказки, была написана Александром Сергеевичем Пушкиным летом 1831 года в Царском селе, сразу же после женитьбы на Наталье Гончаровой. Напечатана впервые в 1832 году в книге "Стихотворения Александра Пушкина".

3)Фольклорная

Сказка о царе Салтане. Сказка о царе Салтане, написанная в стихах А. С. Пушкиным в 1831 г. оказывается имеет под собой русскую народную основу. Пушкин лишь оформил сюжет народной сказки в стихи. Длинное название стихотворной сказки: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь" является имитацией лубочных повествований.

Литературная

Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.


4)Главные персонажи сказки: о царе Салтане являются сам царь Салтан, князь Гвидон, его сын, царевна Лебедь, в последствии жена князя Гвидона, мать Гвидона и жена Салтана, а также две ее сестры, которые ей очень завидовали, да еще сватья баба Бабариха, почему-то желавшая ее извести.

5)Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

6)Главной темой сказки Александра Сергеевича Пушкина про царя Салтана является тема противостояния добрых и злых сил. В сказке недоброжелатели разрушают царскую семью и пытаются погубить царицу с сыном. Но в результате все заканчивается очень удачно, и добро побеждает.

Сказка Александра Пушкина является зарифмованным авторским пересказом народной сказки, потому морали там много и идей разнообразных, как в жизни, в достатке. Начинается история с того, что царь выбирает себе в жены деву, готовую подарить ему наследника, а не тех, кто обещает немедленное материальное благополучие. Утверждаются семейные ценности, которые выше прибыли. Далее идет осуждение зависти - сестры царицы пытаются ее и наследника свести со света. Продолжается сказка уже приключениями сына Салтана Гвидона. Парень он добрый - защищает несчастного лебедя, работящий - добывает для матери еду, не склонный к скоропалительным решениям и мыслям о мести - готов познакомится с отвергшим его отцом. За добрый нрав и высокие моральные ценности Гвидон вознаграждается рядом волшебных подарков и ему удается с родителем и помочь ему исправить ошибки молодости. Главная мысль сказки в том, что хорошим людям удается изменить мир к лучшему даже, если они не ждут от него чудес.

Задание 4.

1. «Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути. Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».