Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теологическая теория объясняет возникновение и существование государства божьей волей, проповедует боговластие как всеобщий закон Вселенной. Начиная с IХ – Х вв. формулируется так называемая «Теория двух мечей», согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча — церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.
-
Патриархальная теория происхождения государства.
Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.
Патриархальная теория происхождения государства.
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи.
Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну — патриарху, а тот уже своим потомкам - королям.
-
Теория насилия.
Теория насилия утверждает, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, из которых создается государство. Принимая во внимание определенное значение завоевательных факторов в происхождении государства, не следует их абсолютизировать. Они действуют вместе с другими факторами, соотносимыми с господствующими тенденциями развития общества, в целом закономерно порождающими государство и право.
-
Договорная теория происхождения государства.
гос-во возникло в результате обществ договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают гос-ву как органу, представляющ их общие интересы, а гос-во, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. (декларация сша 1776)
Особ-ти дог теор:
1. Обявляет народ источником гос власти
2. Отрицает религиоз трактовку прицин возникновения гос-ва, опираясь при этом на реальные историч договоры городов об объединении в гос-во
3. Утверждает, что естеств права и свободы принадлежат человеку от рождения, а все люди равны между собой
-
Патримониальная теория происхождения государства.
Патримониальную теорию возникновения государства предложил швейцарский мыслитель Карл Людвиг Галлер. Он полагал, что истоки происхождения государства лежат в собственности на землю. Так, когда человеческое общество находилось на ранней стадии своего развития, и основной хозяйственной деятельностью было собирание продуктов, дарованных природой (присваивающая экономика) земля была главным ресурсом. Именно борьбой за территории он объясняли конфликты между общинами и племенами. Однако в первобытную стадию развития человеческого общества земля еще принадлежала всем членам общины и находилась в коллективной собственности.
Впоследствии, в результате общественного развития, когда общество перешло к производящей экономике значением земли выросло еще больше, поскольку новый вид экономической и хозяйственной деятельности предполагал оседлый образ жизни. Этот период характеризуется тем, что земельная собственность и политическая власть концентрируется в раках вождей и элиты общества и постепенно перерастает во власть государственную. Таким образом, формируется государство. Первые государственные институты формируются из политической власти государя (вождя с наибольшими земельными владениями), органы управления государством формируются из наиболее близких к государю (вождю) представителей общества. Военная служба и налоговая повинность в этот период являются не государственными обязанности, а условно добровольными институтами, основными на личной зависимости представителей общества от государя.
-
Психологическая теория происхождения государства.
Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психическое. Право как одно из явлений этого бытия принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Сознание внутренней связанности воли, поведения человека Петражицкий именует этическим сознанием. Это сознание этического долженствования. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Если наш долг в этическом сознании представляется связанным по отношению к другому человеку, психически закреплен за ним как принадлежащий ему, а этот другой имеет притязание на наш долг, на исполнение нами обязанности, то в этом случае речь идет о юридическом долге. Если же обязанность не представляется нам принадлежащей другому, а этот другой не имеет притязания на исполнение нами нашего долга, то в этом случае налицо нравственная обязанность. Юридические связи между двумя сторонами, состоящие в долгах, лежащих на одной стороне и закрепленных за другой стороной, суть правовые отношения. В основе правовых переживаний лежат атрибутивные (притязательные) эмоции долга, а в основе нравственных – только императивные (обязательные, но беспритязательные) этические эмоции. Если в правовой сфере нормальна продажа прав, то в сфере нравственности она немыслима. Если в правовой сфере следует различать парный характер субъектов и объектов (кто обязан и к чему обязан, кто имеет притязание на исполнение обязанности и на что он имеет право), то в сфере нравственности важно знать, кто обязан (субъект) и к чему обязан (объект). Поэтому право отличается также доказуемостью и поддается контролю.
-
Органическая теория происхождения государства.
Основательно органическая теория происхождения государства была сформулирована в XIX веке английским мыслителем Гербертом Спенсером. Ее зачатки можно было заметить в философии Платона, который писал о вкладе какого-либо металла в людей природой, или в
идеях Аристотеля, который говорил о функционировании государства как о едином организме.
Суть теории заключается в представлении государства в качестве единого организма, создающегося и развивающегося по естественным законам природы. В отличие от всех предыдущих теорий органическая показывает явную корреляцию между деятельностью людей и предпосылками природного развития. Г.Спенсер писал, что государство состоит из людей, как организм состоит из отдельных клеток и появляется этот организм только при консолидации «клеточного состава». Как только в обществе появляется дисбаланс, то это мгновенно отражается на государстве. Так же важна идея главенства целого над своими составными частями, которые в любое время могут изменить строение организма.
Огюст Конт в своей теории позитивизма связывал развитие общества/государства с тремя "состояниями человеческого ума" - теологического, метафизического и позитивного (научного).
«На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.
На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".
На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи»
-
Марксистская теория происхождения государства.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Материалистична (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) базируется на тезисе об экономических причинах (наличие частной собственности) возникновения государства, которые породили раскол общества на классы с противоположными интересами. К. Маркс писал, что государство является "орган господства, орган угнетения одного класса другим". В. Ленин называл государство "машиной для поддержания господства одного класса над другим". В их трактовке государство обеспечивает преобладающие интересы экономически господствующей класса с помощью специальных средств подчинения и управления.
Поскольку Е. Дюринг, Л. Гумплович в основу возникновения государства положили факторы внутреннего или внешнего насилия, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин руководствовались положением о том, что государство - не сила, навязана извне, а результат внутреннего прогресса общества.
Эта теория имеет немало положительных качеств. Экономический фактор, положенный в основу становления государства, может лучше объяснить общественные явления, чем другие факторы - психологические, биологические, моральные, этнические, хотя и они должны учитываться. Классовый подход дает возможности для анализа возникновения государства, определение сущности государства. Однако он не является единственным и приоритетным всех времен и народов. Чрезмерный акцент на роли классов и классовой борьбы в возникновении государства привел сторонников этой теории к ряду мифологических выводов. Считалось, что государство отомрет вместе с отмирания классов и установится общество коммунистического самоуправления.
-
Социальное регулирование в условиях первобытного общества. Этапы развития, родовая община.
Выделяют два этапа в развитии первобытного общества: этап присваивающей экономики; этап производящей экономики. Между ними находился важный рубеж – неолитическая революция, связанная с серьезными изменениями фауны и флоры, в результате которых исчезли многие виды животных и растений, употреблявшиеся человеком в пищу. На этой теории эволюции основана современная теория происхождения государства, названная потестарной (от латинского potestas – сила, власть). В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали, не зная государства. Первой клеточкой человеческой самоорганизации была община или ее еще называют первобытно-родовой общиной – род, племя, их объединения. Родовая община – основная форма социальной организации догосударственного общества. У большинства народов мира родовой строй проходит два основных этапа – матриархат и патриархат. Матриархат характерен для периода становления и первоначального развития родового строя, когда женщина занимает в главенствующее положение в родовой общине. Патриархат возникает с появлением общественного производства – земледелия, скотоводства, плавки металлов, когда мужской труд начинает преобладать над женским. Первобытная родовая община – это объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Регуляторы отношений представляют мононормы – общие для всех правила поведения. Мононормы регулируют следующие виды общественных отношений: закрепляют равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода; общая собственность, не имеющая никакой юридической формы (территория, орудия труда, хозяйственная утварь, жилище); распределение