Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структурно-функциональная

Автором модели является Г. Алмонд. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется действиями, относящимися к принятию тех или иных политических решений. К числу главных функций системы следует отнести обеспечение легитимности принуждения, что позволит сохранить общественную стабильность. При проведении анализа системы необходимо рассматривать ее с двух уровней, а именно:

  • институционального, отвечающего за изучение политических институтов;

  • ориентационном, изучающем политическую культуру.

С точки зрения структуры, данная системы включает в себя следующие органы: формальные или правительственные органы, неформальные институты, чаще всего представляющие групповые объединения, поведенческие аспекты таких институтов и активность отдельно взятых граждан.

В результате анализа разных политических систем Алмонд сформулировал следующие выводы:

  1. Каждая система обладает определенной структурой.

  2. Политическая система является многофункциональной.

  3. Каждая их систем прежде всего осуществляет стандартные или универсальные функции, выполняемые разными институтами или структурами, системами (законодательные органы, партии или же суды), а также с изменяемой частотой, которые важны для социальной жизни.

  4. С точки зрения культурного смысла каждая системы относится к числу смешанных.

  5. Политические системы между собой можно разделить на простые или их другое название традиционные и развитые. Их различие заключается в том, что у них дифференцированы функции и специализированы структуры. Системы могут быть схожи в функциональном плане, но всегда различаются структурно.

Информационно-кибернетическая модель

Автором модели является К. Дойч. С точки зрения рассматриваемой модели, при использовании положений и терминологий, разрабатываемых кибернетикой, политическую систему можно характеризовать через потоки информации. Процесс функционирования системы заключается в координировании усилий людей с целью достижения поставленных результатов и включает в себя ряд этапов:

  1. Происходит процесс получения информации, в результате чего формируется блок информационных данных.

  2. Полученная информация проходит селекционный отбор и оценку.

  3. По результатам проведенных действий принимается определенное решение.

  4. После выполнив все необходимые действия, наступает момент для реализации поставленных целей.


Процесс принятия решения, отбор и селекция решений происходят на основе результатов предшествующих действий, опираясь на информационные данные о положении и ситуации в обществе, учитывая расстояние, необходимое для достижения цели.


  1. Государство – основа политической системы. Признаки, отличающие государство от других общественных организаций.

государство — это организация (механизм) непосредственного политического властвования. Все другие общественные организации, которые, входя в политическую систему общества, участвуют в отправлении власти опосредованно, т. е. через непосредственное участие самого государства, осуществляют «сотрудничество» с ним в различных формах.

Таким образом, государство и иные социальные организации тесно связаны путем взаимодействия, однако государство отличается от них рядом существенных признаков:

1. Государство — это такая организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление обществом на основе согласования многообразных интересов.

2. Государство — это сложный, универсальный, структурно организованный механизм, который представлен системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов, осуществляющих с помощью профессиональных служащих повседневное управление общественной жизнью.

3. Государство — это территориальная организация власти, объединяющая людей вне зависимости от расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности в рамках государственных границ, обозначающих пределы осуществления государственной власти. Оно не только объединяет, но и обеспечивает территориальное, юридическое и политическое единство населения.

4. Государство — это организация, обладающая свойством суверенитета, который формально представлен государственными символами (герб, флаг, гимн) и выражается в верховенстве власти внутри страны и ее независимости на международной арене. При этом абсолютность суверенитета ограничена правом, выражающим сбалансированную волю общества и международными обязательствами. Служение государства гражданскому обществу, человеку и человечеству отражает принцип самоопределения наций и народностей и является важным проявлением суверенитета.



5. Государство наделяется монопольным правом на правотворчество и организованное легальное применение силы в отношении своего населения с помощью специально созданного карательного аппарата. Это — единственная организация, создающая или санкционирующая от имени народа общеобязательные правила поведения и обеспечивающая их исполнение под страхом наказания.

6. Государство наделяется определенной материальной базой, возможностью распоряжаться национальными ресурсами и проводить эмиссию денежных знаков, которые направляются с помощью особой финансовой системы.


  1. Основные субъекты политической системы.

Основные субъекты политической системы общества.

Государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти)

Политические партии

Общественные объединения (профсоюзы и др.)

Местное самоуправление

Гражданин как первичный элемент политической системы общества


  1. Общественное объединение: признаки и права.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Признаки общественных объединений:

  • являются видом некоммерческой организации, так как не преследуют цели извлечения прибыли;

  • образуются как физическими, так и юридическими лицами;

  • формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются по закону;

  • не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;

  • действуют от своего имени.




  1. Политическая партия: понятие, признаки и цели.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;


проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в ОГВ, ОМСУ и ОО;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в ОГВ;

участвовать в выборах и референдумах.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся ЮЛ, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений

выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено.

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

  1. Демократия: понятие, признаки, виды.

Понятие демократии как особой формы государственно-политического устройства: (народовластие) – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д.

Конституирующие признаки демократии.Учитывая взаимосвязь нормативных определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты.

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.


2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;

  • Имитационная демократия – вид демократии, при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;

  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;

  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.




  1. Государство и общество: соотношение понятий.