Файл: Картина мира первобытного человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнила: Струкова Валерия Вадимовна группа Л-103

Картина мира первобытного человека

Имеет 3 составляющих:

  1. Самоощущение человека

  2. Представление о пространстве и видение его

  3. Ощущение времени

Таким образом, можно сказать, что картина мира – это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни.

  • Важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного чело­века является тождество индивида и рода, невыделенность индивидуального существования из коллективного. Человек изначально был коллективным существом. До такой степени, что у него долгие тысячелетия отсутствовало какое-либо подо­бие "я-бытия". Ощущал себя и мыслил он как "Мы-бытие'. Процесс выделения индивида из рода, формирование 'я-бытия" из "мы-бытия" завершается далеко за пределами первобытности. Первобытный же человек отождествлял себя не с самим собой, а стой общностью (общиной, родом, племенем), к которой принад­лежал. Вне своей общности существование для него было невозможно. И не только потому, что первобытный человек в одиночку не в состоянии был выжить, добы­вая себе средства существования. Будучи исторгнут из общины, он терял себя, пропадала его самоидентификация, он переставал в своем сознании быть кем-то. Наступали распад души и гибель не менее страшная, чем под воздействием внешних сил.

  • Конструкции, всему строю души первобытного человека соответствовали определенные представления о реальности внешнего мира, точнее же будет ска­зать — о реальности как таковой, без разделения на внутренний и внешний миры. Основополагающим и самым фундаментальным здесь было расчленение всего, что входило в горизонт сознания первобытности, на два рода оппозиций: оппозицию "хаос—космос" и оппозицию "сакральное—профанное".

Так что же из себя представляет мир как целое, как все вме­щающее в себя и объемлющая реальность? Первобытный человек ответил бы приблизительно так: мир — это космос, который вышел из хаоса, непрерывно космизировался, а те­перь так же непрерывно декосмизируется, с тем чтобы погрузиться в хаос
. Можно помыслить ответ первобытного человека, отталкиваясь и от противоположной точки. Тогда он будет звучать так: мир — это хаос, породивший из себя космос, который когда-нибудь вернется в свое лоно. Спрашивать у первобытности о том, что в мире первично, хаос или космос, бессмысленно. В его представлении нет никакого всеобъемлющего мира, который знает хаотическое и космическое со­стояния. Есть реальность хаоса—космоса в их непрерывной взаимообращенно­сти и взаимопревращении. Хаос и космос не были внеположенными человеку реальностями, окружаю­щей его средой. Себя первобытный человек мыслил встроенным и включенным в хаотически-космический ритм.

Первобытность жила в измерении "хаос—космос" в не мень­шей мере, чем в измерении "сакральное—профанное". Сакральное (священное, божественное) противопоставлялось профанному (обыденному, человеческому) так же резко, как хаос — космосу. Однако последние как бы уравновешивали друг друга и непрестанно перетекали один в другого. Несколько иначе обстояло дело с сакральным и профанным. Они вовсе не были равновесными противоположнос­тями. Сфера сакрального бытийствовала во всей полноте и самодовлении. Она не нуждалась в профанном и никак им не дополнялась. В противоположность сакральному профанное целиком зависимо и производно, всеми своими корнями и вершинами оно уходит в сакральное, в отрыве от него существовать не способ­но.

  • Двоякое измерение реальности, взгляд на нее через две призмы определя­ет собой, в частности, первобытное представление о пространстве и времени, точнее же, о том, что для нас является одним и другим, а для первобытного чело­века было сближенностью, взаимопереходом, иногда же и неразделенностью пространства—времени.

Эту неразделенность нужно понимать не в том смысле, что пространство есть время, а время — пространство. Скорее речь идет о временности простран­ства, о том, что оно еще и временится, тогда как время, в свою очередь, простирается. Их смыкание можно проследить, отталкиваясь и от пространства, и от времени.

Использованная литература:

Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб. : Союз, 1998. – 557  c. –  (Глава 9,10,11,12)



Картина мира человека архаических и древних обществ в трактовке Ф. И. Буслаева