ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнила: Струкова Валерия Вадимовна группа Л-103
Картина мира первобытного человека
Имеет 3 составляющих:
-
Самоощущение человека -
Представление о пространстве и видение его -
Ощущение времени
Таким образом, можно сказать, что картина мира – это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени.
-
Важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного человека является тождество индивида и рода, невыделенность индивидуального существования из коллективного. Человек изначально был коллективным существом. До такой степени, что у него долгие тысячелетия отсутствовало какое-либо подобие "я-бытия". Ощущал себя и мыслил он как "Мы-бытие'. Процесс выделения индивида из рода, формирование 'я-бытия" из "мы-бытия" завершается далеко за пределами первобытности. Первобытный же человек отождествлял себя не с самим собой, а стой общностью (общиной, родом, племенем), к которой принадлежал. Вне своей общности существование для него было невозможно. И не только потому, что первобытный человек в одиночку не в состоянии был выжить, добывая себе средства существования. Будучи исторгнут из общины, он терял себя, пропадала его самоидентификация, он переставал в своем сознании быть кем-то. Наступали распад души и гибель не менее страшная, чем под воздействием внешних сил. -
Конструкции, всему строю души первобытного человека соответствовали определенные представления о реальности внешнего мира, точнее же будет сказать — о реальности как таковой, без разделения на внутренний и внешний миры. Основополагающим и самым фундаментальным здесь было расчленение всего, что входило в горизонт сознания первобытности, на два рода оппозиций: оппозицию "хаос—космос" и оппозицию "сакральное—профанное".
Так что же из себя представляет мир как целое, как все вмещающее в себя и объемлющая реальность? Первобытный человек ответил бы приблизительно так: мир — это космос, который вышел из хаоса, непрерывно космизировался, а теперь так же непрерывно декосмизируется, с тем чтобы погрузиться в хаос
. Можно помыслить ответ первобытного человека, отталкиваясь и от противоположной точки. Тогда он будет звучать так: мир — это хаос, породивший из себя космос, который когда-нибудь вернется в свое лоно. Спрашивать у первобытности о том, что в мире первично, хаос или космос, бессмысленно. В его представлении нет никакого всеобъемлющего мира, который знает хаотическое и космическое состояния. Есть реальность хаоса—космоса в их непрерывной взаимообращенности и взаимопревращении. Хаос и космос не были внеположенными человеку реальностями, окружающей его средой. Себя первобытный человек мыслил встроенным и включенным в хаотически-космический ритм.
Первобытность жила в измерении "хаос—космос" в не меньшей мере, чем в измерении "сакральное—профанное". Сакральное (священное, божественное) противопоставлялось профанному (обыденному, человеческому) так же резко, как хаос — космосу. Однако последние как бы уравновешивали друг друга и непрестанно перетекали один в другого. Несколько иначе обстояло дело с сакральным и профанным. Они вовсе не были равновесными противоположностями. Сфера сакрального бытийствовала во всей полноте и самодовлении. Она не нуждалась в профанном и никак им не дополнялась. В противоположность сакральному профанное целиком зависимо и производно, всеми своими корнями и вершинами оно уходит в сакральное, в отрыве от него существовать не способно.
-
Двоякое измерение реальности, взгляд на нее через две призмы определяет собой, в частности, первобытное представление о пространстве и времени, точнее же, о том, что для нас является одним и другим, а для первобытного человека было сближенностью, взаимопереходом, иногда же и неразделенностью пространства—времени.
Эту неразделенность нужно понимать не в том смысле, что пространство есть время, а время — пространство. Скорее речь идет о временности пространства, о том, что оно еще и временится, тогда как время, в свою очередь, простирается. Их смыкание можно проследить, отталкиваясь и от пространства, и от времени.
Использованная литература:
Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб. : Союз, 1998. – 557 c. – (Глава 9,10,11,12)
Картина мира человека архаических и древних обществ в трактовке Ф. И. Буслаева