Файл: Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории.
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
2. Процесс обучения – усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 11 класса (история XX-XXI вв.). На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:
- на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;
- на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;
- на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.
Можно выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;
II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания разнообразны.
Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём.
Одним из эффективных средств развития функциональной грамотности, при котором обучающиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, является использование метода интеллект-карт (ментальные карты, карты ума, майндмэппинг). Созданная более 50 лет назад британским психологомТони Бьюзеном технология с каждым годом становится все больше востребованной в образовательном процессе современной школы. Связано это, на наш взгляд, с тем, что на обучающихся увеличивается поток учебной информации, а чтение линейных текстов с каждым годом вызывает сложности, а порой и отторжение восприятия информации у современных школьников.
Сегодня существует довольно много публикаций, где рассматриваются правила составления интеллект-карт, в этой статье я хотела бы остановиться на собственном опыте построения работы с ментальными картами на уроках истории и представить эффективные приемы использования карт на разных этапах урока.
Ментальная карта – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Она может использоваться как на разных ступенях обучения, так и на разных предметах, и помогает обучающимся конспектировать сложные темы, анализировать и систематизировать учебный материал, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать планы, проекты. Следовательно, ментальные карты – это средство, с помощью которого можно формировать и развивать универсальные учебные действия – основу метапредметных результатов.
Карта ума имеет четыре базовые отличительные черты:
объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе,
основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде идей,
ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами,
идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и так далее, ветви формируют связанную узловую структуру (систему).
Качество и эффективность интеллект карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальности и эффективность карты ума. А это позволяет увеличить наши творческие способности при создании и дальнейшем использовании карт, генерировании идей, и улучшает запоминание содержащейся в карте информации.
Будет неправильным, если учитель даст задание обучающимся составить ментальную карту по какой-либо теме без предварительной подготовки, т.к. у них нет понимания, для чего это нужно делать. Я выделяю следующие этапы в организации работы с ментальными картами:
1. На первом этапе, объясняя новый материал, учитель обращается к ментальной карте как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.
2. На следующем этапе знакомства с ментальными картами обучающиеся вместе с учителем составляют ментальную карту по учебному материалу.
3. Третий этап предполагает самостоятельную работу обучающихся по составлению карты с использованием шаблона учителя и вставкой недостающих элементов.
4. Уже после совместной с учителем работы над ментальной картой можно давать ученикам самостоятельно составить карту по теме.
5. В дальнейшем следует познакомить обучающихся с интернет-инструментами для создания собственных интеллект-карт. Их сегодня много, как платных, так и бесплатных. Например, MindMeister, Coggle, Xmind, Bubbl.us и другие.
Надо заметить, что при работе с ментальными картами можно организовать как индивидуальную работу, так и работу в парах и группах. Свёрнутая информация, представленная в графической форме – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.
После демонстрации ментальной карты предложить учащимся контрольные задания следующего типа:
1) Продолжи ветвь ментальной карты
2) Что пропущено в узле ментальной карты?
3) Какой ошибочный узел представлен в ментальной карте?
На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?
Этап урока | Варианты организации работы с ментальной картой |
1. Актуализация знаний | 1. С опорой на информацию карты ученики вспоминают и повторяют учебный материал. |
2. Открытие новых знаний | 1. Опираясь на интеллект-карту, учитель объясняет новый материал. 2. Имея шаблон учителя, обучающиеся заполняют карту по ходу объяснения или чтения учебного материала, создавая опорный конспект по теме 3. Читая текст учебника, дополняют недостающую информацию на карте 4. Составляют свою карту, работая с учебным материалом самостоятельно 5. Работа в группах. Группа составляет часть карты, например, по теме "Страна в 1945-1953 гг. (апогей сталинизма)". Можно группы сформировать по 4 сферам жизнедеятельности, к концу урока объединяем все части карты. |
3. Закрепление изученного | 1. Восстановление интеллект-карты 2. Дополнение недостающих элементов в карту по памяти 3. Составление карты на основе полученных на уроке знаний из различных источников |
4. Контроль знаний | 1. Заполнение пропусков в ментальной карте, используя лист с информацией 2. Составление ментальной карты, с использованием изученной или дополнительной информации |
Кроме вышеперечисленного, интеллект-карты можно задавать в качестве домашней работы, использовать как опору при устных ответах и взаимопроверках при работе в парах.
Метод интеллект-карт дает и ученикам, и учителям широкие возможности в обучении, которые можно использовать на разных типах и формах урока.
Список литературы
1. Воробьева В. М. Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках [Текст] : методическое пособие / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. – Москва: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. – 44 с.
2. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст] / Х. Мюллер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 126 с.
3. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст] / Т. Бьюзен. – Москва: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.
4. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. .
5. Бьюзен Тони. Руководство по развитю памяти и интеллекта. Переводчик: Жулаев Н. В. Издательство: Попурри, 2014 г.
6. Ментальные карты что это такое и для чего они нужны. http://sononline.ru/site/kouching/mindmapping/