Файл: Интеллектуальноразвлекательное мероприятие по математике среди учащихся 911 классов Математический квест.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеллектуально-развлекательное мероприятие по математике среди учащихся 9-11 классов

«Математический квест»

Цели:

Обучающие:

  • обобщить и углубить знания из курса алгебры и геометрии;

Воспитательные:

  • формирование умений работать в коллективе, «духа» коллективизма;

Развивающие:

  • развитие устойчивого интереса к изучению математики;

  • развитие логического мышления в процессе выполнения заданий;

  • развитие культуры общения, устной речи в процессе ответа на вопросы.

Методы обучения: игровые.

Тип и вид мероприятия: внеклассное мероприятие, урок – викторина.

Форма проведения: урок – игра.

Оборудование: проектор, презентация, мультимедиа.

Раздаточный материал: набор из карточек с цифрами, кроссворды, тексты со старинной задачей, листки бумаги, карандаши, гонг, секундомер.

Правила проведения:

В игре принимают участие 3 команды по 10 человек в каждой. Максимальное число баллов, присуждаемых за каждый конкурс варьируется от1 до 10. Побеждает команда набравшая в сумме за все конкурсы наибольшее число баллов.
План мероприятия:

I Организационный момент

II Приветствие команд

III Конкурсная программа:

  1. Блиц «Проще простого»

  2. «Посчитаем мы немножко»

  3. «Музыкальная пауза»

  4. «Архивариус»

  5. Конкурс капитанов

  6. «Семь раз отмерь – один отрежь»

  7. Старинная задача

  8. Кроссворд

V Подведение итогов
Правила игры:
Ход мероприятия

I Организационный момент

ВЕДУЩИЙ:

Брейн-ринг мы начинаем

Победителей узнаем

Здесь загадки и шарады,

За разгадку всем награды.

В начале игры ведущий знакомит игроков команд с правилами. Затем командам представляется слово для приветствия.

ВЕДУЩИЙ:

Добрый день мои друзья!

Три команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

II Приветствие команд

На данном этапе команды представляются: название, эмблема, девиз.

Максимальное число баллов – 5.

III Конкурсная программа:

  1. Блиц «Проще простого»

Каждой команде задается 10 вопросов. Время на обдумывание не отводится. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.


Вопросы для первой команде

  1. Что означает слово «геометрия»? («гео» - земля, «метр» - измерять; измерение земли)

  2. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (900)

  3. Назовите неизвестное число, если половина его равна его четверти. (0)

  4. При каком условии в четырехугольник можно вписать окружность? (четырехугольник - правильный)

  5. Когда делимое и частное равны? (0)

  6. Продолжите ряд слов: миллион, миллиард, триллион,… (_____)

  7. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)

  8. Число 1- простое или сложное? (ни простое, ни сложное)

  9. Катеты прямоугольного треугольника равны 3,4, чему равна гипотенуза? (5)

  10. Может ли прямоугольная трапеция быть равнобедренной? (нет)

Вопросы для второй команде

  1. Покажите, как появилось изображение римской цифры «5», которое сохранилось до сих пор.

  2. В каких координатных четвертях располагается график функции y=-3x? (II, IV)

  3. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)

  4. Чему равно произведение всех чисел? (0)

  5. Каких натуральных чисел больше – четных или нечетных (поровну)

  6. Сравните числа: (-15)18 и (-18)15 ((-15)18 > (-18)15)

  7. Верно ли, что при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней умножаются? (нет)

  8. Волк и лиса соревновались в беге, кто какое место занял, если известно, что Волк был одним из первых, а Лиса - предпоследней. (Л – 1, В - 2)

  9. Число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре. (площадь)

  10. Назовите два числа, произведение которых – 24 и частное – 24. (1 и 24)

Вопросы для третьей команды

  1. Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадка? (15км/ч)

  2. Чему равен модуль -35? (35)

  3. Что больше (0,71)3 или (0,71)4?

  4. Расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении? (пядь)

  5. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60)

  6. Могут ли биссектрисы 2-х углов треугольников быть взаимно перпендикулярны? (нет)

  7. Может ли число, составленное из одних «3» делиться на число, составленное из одних «4»?(нет)

  8. Может ли диагональ параллелограмма быть его высотой? (нет)

  9. Вообразите, что вы обошли земной шар по экватору. Какая часть вашего тела: голова (верхушка ее) или ноги (подошвы), – прошли при этом больший путь и на сколько?

  10. Решите неравенство x2<4 ((-2;2))





  1. «Посчитаем мы немножко»

Командам зачитываются задачи. время, отводимое на обсуждение – 30сек. Команда, первая поднявшая руку – отвечает. За правильный ответ присуждается 3 балла. Если команда дала неверный ответ право – ответа переходит другой команде – за правильный ответ присуждается 2 балла.

  1. Во сколько раз путь лестницы на 16 этаж дома длиннее пути на4 этаж дома (в 5 раз).

  2. 3 куры за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней? (27 яиц)

  3. Какой цифрой оканчивается произведение всех нечетных двузначных чисел? (цифра 5)

  4. Делится ли число 111*121*131*141-151 на 10? (да)

  5. Лена сказала предложение, которое является верным Галя вточности повторила, но оно уже было неверным. Какое предложение сказала Лена («Меня зовут Лена»)

  6. В шахматном турнире, в котором принимают участие 3 игрока, всего было сыграно 6 партий. Сколько партий сыграно каждым? (4 партии)

  7. Половина ор половины равна половине. Найти число (2)

  8. Сколько сейчас времени, если до конца суток осталось половина того, что уже протекло до начала суток? (16 часов)

  9. Как записать общий вид числа, которое при делении на 5 дает остаток 7? (При : на 5 не м.б. остатка 7)

  1. «Музыкальная пауза»

Театральная сценка

  1. «Архивариус»

На столы команд раздаются наборы из карточек с цифрами от 1 до 9. Всем трем командам задаются вопросы, касающиеся жизни великих математиков На экране появляются 9 портретов великих математиков. Задача команд: поднять карточку с номером того ученого, про кого по их мнению идет речь. На обдумывание вопроса отводится 30 сек. За правильный ответ команде присуждается 2 балла.

  1. Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»? (Греческий учёный,  математик Архимед, основатель  гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских  кранов, защитник Сиракуз.  И сегодня звестны: спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т.д. Это он определил приближённое значение числа π(пи). Осталось имя Архимеда и в физике- закон Архимеда, винт Архимеда. кто не помнит его знаменитое восклицание: «Эврика!»? (1))

  2. Этого ученого называли королем математики. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправил расчеты своего отца с каменщиками. Кто он? (Гаусс) (2)

  3. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Р. Декарт)(6)

  4. Профессор, член-корреспондент Петербургской академии наук, решившая задачу о вращении гироскопа. (Софья Ковалевская)(7)

  5. Кто впервые систематизировал геометрические сведения? III век до н.э., (Евклид- древнегреческий геометр) (4)

  6. Кто открыл законы современного нам музыкального ряда, кто открыл тайны строения Солнечной системы. Этот ученый родоначальник открытия числа «Пи». Он был также и отличным кулачным бойцом – в 588 году до нашей эры он стал чемпионом 48-х Олимпийских игр (Пифагор) (3)

  7. Швейцарский математик, физик, астроном. Человек, которому Екатерина Вторая назначила постоянное жалование из собственных средств. (Эйлер)(8)

  8. Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю»? (Архимед).(1)

  9. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своём городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Основоположник буквенной символики. Его   называли «отцом буквенной современной алгебры». (XVI век, французский  математик Франсуа Виет).(5)




  1. Конкурс капитанов

К ведущему приглашаются капитаны команд. Конкурс капитанов состоит из 2 этапов.

Первый этап – «Проще сложного». Ведущий читает толкование понятий, а капитан команды называет номер правильного ответа. Вопросы задаются по очереди капитанам каждой из команд. За правильно выбранный вариант команде присуждается 1 балл.

  1. Дискриминант

  1. Криминальный элемент

  2. Различитель

  3. Принцип, по которому кого-то чего-то лишают




  1. Тетраксис

  1. Мифическое число

  2. Часть пищевого тракта

  3. Лекарственное растение




  1. Фальшивые числа

  1. Числа на фальшивых купюрах

  2. Иррациональные числа

  3. Отрицательные числа




  1. Ромб

  1. Бубен (у древних греков)

  2. Прокладка в насосе

  3. Параллелограмм с равными сторонами




  1. Гиппократовы луночки

  1. Часть коленного сустава

  2. Новый способ посадки картофеля

  3. Часть фигуры, ограниченная дугой и стороной треугольника

  1. Восстановление

  1. Построение чертежа, стертого соседом

  2. Построение разрушенного дома

  3. Перенос слогаемых из одной части в другую

Второй этап конкурса капитанов – «Детектор лжи». Ведущий задает вопросы, капитаны могут отвечать только «да» или «нет». Проверив ваши ответы, мы убедимся: знаете вы математику или нет. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

  1. Последовательность – это функция целого аргумента (Нет)

  2. Все гомотетичные фигуры – подобные. (Да)

  3. Треугольник со сторонами 5; 7; 11 – тупоугольный (Да)

  4. При пересечении диагоналей трапеции образуются 2 пары подобных треугольников. (Нет)

  5. Сходимость последовательности ½, 1/3, ¼, 1/5… установили еще древние греки. (Нет, они не изучали дроби)

  6. Площади подобных четырехугольников относятся как коэффициенты подобия. (Нет)



  1. «Семь раз отмерь – один отрежь»

На столы учащимся раздаются по 3 маленьких треугольника. Из данных треугольников необходимо сложить 1 большой. Время на выполнение данного задания – 5мин. (10 баллов)


  1. Старинная задача

На столы командам раздаются тексты со старинной задачей. Максимальное число баллов, присуждаемых за решение данной задачи – 10 баллов.


«С чем иностранка к россам привезена»?

Нововыезжей в Россию иностранной мадаме

Вздумалось оценить свое богатство в чемодане:

Новый выдумки нарядное фуро

И праздничный чепец а ля фигаро.

Оценщик был русак,

Сказал мадаме так:

«Богатства твоего первая вещь фуро

Вполчетверта дороже чепца фигаро;

Вообще же стоят не с половиною четыре алтына,

но настоящая им цена только сего половина».

Спрашивается каждой вещи цена,

С чем иностранка к россам привезена. («Вполчетверта» - в 31/2 раза.)

Решение:

Все имущество мадам было оценено в 1/2*(4+1/2)алтынов, что составляет 27/4 копеек. «Чепец фигаро» по условию в 31/2 раза дешевле «фуро», и, следовательно, в 41/2=9/2 раза дешевле имущества. Поэтому чепец стоит 27/4:9/2=3/2 копейки, а стоимость «фуро» равна 3/2*31/2=21/4 копейки.


  1. Кроссворд

На столы команд раздаются кроссворды. Необходимо вписать



По горизонтали: 1. Учёный, который обессмертил предмет своей одежды. 4. То, что приходится делать в уме, если нет калькулятора. 7. Любимое действие друзей-товарищей. 9. Учебник, напичканный задачками. 11. Ну, очень трудный вопрос! 13. Учёный, прозревший после удара по голове. 15. Математическое действие, воспетое в песне Шаинского. 16. Близкий родственник квадрата. 17. Школьная крыса. 21. От сих до сих. 24. Богатый родственник квадрата. Богаче квадрата в шесть раз. 25. Барабанные звуки перед началом сражения.

По вертикали: 1. То, чем богаче родственник из 24. 2. Приведённый в чувства ромб. 3. Путь к ответу. 5. Зловещее место в Бермудах. 6. Что бывает даже у Солнца, а не только у простого ученика. 8. Проблеск света в тёмном царстве. 10. Что бывает даже у простого ученика, если очень постараться. 12. Учёный, который любил купаться в ванной. 13. Подруга ошибки. 14. Дорога, которую мы выбираем. 19. Дырка от бублика. 20. Забор для математических действий. 22. Привычное место непослушного ребёнка.

Ответы:

По горизонтали: 1. Пифагор. 4. Вычисления. 7. Деление. 9. Математика. 11. Шарада. 13. Ньютон. 15. Умножение. 16. Прямоугольник. 17. Биссектриса. 21. Отрезок. 24. Куб. 25. Дробь.