Файл: Планконспект проведения занятия с личным составом 22 псч тема 6 Пожарные насосы Вид занятия Лекция. Отводимое время 1 (ч).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 54
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Начальник 22-ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ
МЧС России по Республике Коми
старший лейтенант внутренней службы
С.Е. Дубов
«»2023г.
План-конспект
проведения занятия с личным составом 22 -ПСЧ
Тема :№6 Пожарные насосы
Вид занятия: Лекция. Отводимое время :1 (ч)
Цель занятия :Ознакомится с теоритическими основами процессов всасывания и нагнетания при работе насосов. Изучить классификацию, устройство и принцип действия центробежных насосов. Ознакомиться с особенностями работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема.
Литература, используемая при проведении занятия:
-Справочник руководителя тушения пожара Повзик Я.С. 2004г.;
- Приказ Минтруда России от 11.12.2020 г. № 881 Н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»;
- «Пожарная техника» книга 1 Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение. В.В. Теребнев, Москва 2010 г.
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в том числе технические средства обучения) учебного вопроса. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационная часть | 5 | - проверка личного состава по учебному журналу - сообщение о ходе предстоящего занятия |
2 | Основная часть | 35 | Насосные установки пожарных автомобилей предназначены для подачи под давлением жидких огнетушащих веществ (воды или растворов в ней различных добавок) по рукавным линиям для тушения пожаров или охлаждения конструкций на пожарах. Объемные насосы поршневые, простого, двойного и дефиринциального действия, плунжерные и роторные, шиберные, шестеренные, кулачковые и винтовые. У поршневых насосов во время всасывания, вследствие возвратно поступательного движения поршня в цилиндре, рабочий объем камеры увеличивается, создается разряжение и в нее под действием атмосферного давления через всасывающий клапан поступает вода. Во время нагнетания объем камеры уменьшается, в воде сообщается энергия движения и она выдавливает через нагнетательный клапан в напорную линию. У шиберного насоса при вращении ротора, эксцентрично расположенного в корпусе насоса, в первый период, увеличивается рабочий объем, заключенный, между двумя шиберами, внешней поверхности ротора, внутренней поверхностью корпуса и двумя боковыми крышками-происходит всасывание. Во второй период вращения ротора рабочий объем уменьшается и происходит нагнетание. У шестеренного насоса ведущая и ведомая шестерни размещены с малыми зазорами в корпусе. При вращении шестерен жидкость, заполняющая впадины зубьев. В полости всасывания зубья шестерен выходят из зацепления, а в полости нагнетания входят в зацепление. У водокольцевого насоса в цилиндрическом корпусе эксцентрично размещен ротор с радиальными лопатками, заклиненный на валу. К торцевой полости примыкают всасывающий и нагнетательный трубопровод. Корпус насоса предварительно заполняют водой. При вращении ротора вода отбрасывается к периферии, образуя водяное кольцо, концентричное корпусу насоса, в которое погружаются концы радиальных лопаток. Рабочий объем образованный двумя радиальными лопатками, внешней поверхностью ротора, водяным кольцом и двумя боковыми крышками, сначала увеличивается, потом уменьшается. При увеличении объема происходит всасывание, при уменьшениинагнетание. Лопастные насосы-центробежные, осевые жестким креплением лопастей и поворотными лопастями и вихревые. Работа их основана на силовом взаимодействии перекачиваемой жидкости с рабочим колесом. Работа осевых насосов основана на силовом взаимодействии лопастей с обтекающим их потоком. Основной частью насоса является рабочее колесо с наклонно расположенными консольными лопастями. При вращении колеса в потоке жидкости возникает разность давлений по обестороны с каждой лопасти и следовательно, силовое взаимодействие потока с рабочим колесом. Силы давления лопастей создают вынужденное вращательное и поступательное движение жидкости, увеличение ее давления и скорость, механическую энергию. Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоёмов чаще всего производится в сельской местности, в населённых пунктах со слаборазвитым водоснабжением, а также в тех случаях, когда по условиям тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении пожара нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду чаще всего подают из открытых естественных или искусственных водоёмов. При работе по подаче воды из водоёма необходимо произвести следующие операции: - извлечь из каналов всасывающие пожарные рукава и соединить их друг с другом, присоединить всасывающую сетку; при этом особое внимание следует обратить на чистоту соединительных головок (конусные соединения всасывающих головок должны быть чистыми и смазанными тонким слоем смазки); - снять заглушку насоса и присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав; - установить всасывающий рукав в сборе с сеткой в водоём; - присоединить напорные рукава к напорным патрубкам пожарного насоса; - проверить плотность закрытия всех вентилей и сливных кранов пожарного насоса, а также крана системы дополнительного охлаждения двигателя; - открыть вакуумный клапан; - включить газоструйный вакуум-аппарат или вакуумный насос АВС-01 Э; - плавно увеличить частоту вращения вала двигателя; - при появлении в вакуумном клапане воды, которая видна через смотровой глазок, закрыть вакуумный клапан и выключить газоструйный вакуум-аппарат; - включить сцепление и плавно увеличить частоту вращения вала насоса; после того как насос создаст необходимый напор, плавно открыть задвижку напорных патрубков насоса и установить заданный напор; в летнее время открыть вентиль системы дополнительного охлаждения. При заборе воды всасывающая сетка должна быть погружена в воду не менее чем на 300 мм ниже уровня водоёма. Опускать её на дно водоёма не следует, это может вызвать попадание песка в полость насоса. Стараться не допускать резких перегибов всасывающего рукава, это может привести к образованию воздушной пробки. При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение водой пожарного центробежного насоса можно осуществить двумя способами: заливкой пожарного центробежного насоса и всасывающих рукавов водой из цистерны и кольцеванием цистерны с пожарным насосом. При первом способе необходимо: проверить герметичность пожарного насоса, всасывающих рукавов и плотность посадки обратного клапана всасывающей сетки (опустить всасывающие рукава с сеткой в воду); присоединить к насосу напорные рукава; закрыть все вентили, сливной краник пожарного насоса и краны водопенных коммуникаций; открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, и после заполнения насоса и всасывающих рукавов водой, что контролируется через глазок вакуумного крана, закрыть вакуумный клапан. В дальнейшем работу выполнять в такой последовательности: плавно включить сцепление и закрыть вентиль из цистерны; увеличивая частоту вращения вала насоса, создать напор 200 – 400 кПа; плавно открыть задвижку на напорном патрубке насоса и установить заданный напор по манометру. При необходимости включается система дополнительного охлаждения двигателя. При втором способе необходимо: соединить всасывающие и напорные рукава с насосом; закрыть все вентили водопенных коммуникаций и сливной краник пожарного насоса; включить сцепление; открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны; установить частоту вращения вала насоса 2000 – 2500 об/мин и, плавно закрывая вентиль из цистерны, установить необходимое разрежение по вакуумметру. После заполнения всасывающего рукава и пожарного насоса водой и отклонения стрелки манометра закрыть вентили из цистерны и в цистерну и установить заданное давление на насосе. ПОДАЧА ВОДЫ ОТ ВОДОПРОВОДНОЙ СЕТИ Самым распространённым способом подачи воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями в городских условиях является работа насосов от водопроводной сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается всасывающим патрубком как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети. Последовательность работы при этом следующая: - открыть крюком крышку колодца пожарного гидранта и его крышку; - установить пожарную колонку на пожарный гидрант; - снять заглушку, навернуть на всасывающий патрубок пожарного насоса рукавный водосборник для работы от пожарной колонки; - соединить рукавный водосборник с пожарной колонкой с помощью напорно-всасывающих пожарных рукавов; - присоединить к напорным патрубкам пожарного насоса напорные пожарные рукава; - проверить, закрыты ли вентили и задвижки водопенных коммуникаций и сливной краник пожарного насоса; - открыть клапан пожарного гидранта и вентили пожарной колонки и заполнить пожарный насос водой, предварительно открыв вакуумный клапан для выпуска воздуха при заполнении насоса водой (после выпуска воздуха закрыть вакуумный клапан); - включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть задвижки напорных патрубков. Осуществлять подачу воздушно-механической пены можно как с установкой, так и без установки пожарных автомобилей на водоисточник (от ёмкостей пожарных автоцистерн). В любом случае подача воздушно-механической пены через воздушно-пенные стволы (ГПС-600, СВП, СПП, УКТП «Пурга», и лафетный ствол) выполняется в следующей последовательности: - произвести забор и подачу воды в рукавную линию к воздушно-пенному стволу (стволам), как при подаче в водяные стволы - открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя; - увеличив обороты двигателя, создать минимальный напор на выходе из насоса нормального давления 60 м вод. ст. (при подаче воздушно-пенных стволов ГПС-600, СВП, СПП, лафетного) или 80 м вод. ст. (при подаче стволов УКТП «Пурга»), а из насоса высокого давления 300 м вод. ст. Напор может быть увеличен в зависимости от длины рукавных линий. При заборе и подаче воды из гидранта водопроводной сети (вода поступает в насос из водопровода под избыточным давлением) оборотами двигателя и вентилями пожарной колонки (при необходимости прикрывая вентили пожарной колонки уменьшить подачу воды в насос) установить перепад давлений между напорной и всасывающей полостями насоса (по манометру и мановакуумметру) 5-6 кгс/см2; например давление по манометру 7 кгс/см2 , а по мановакуумметру 1,0 кгс/см2; - установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение, в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов или с требуемой концентрацией водного раствора пенообразователя. При подаче воздушно-механической пены через УКТП «Пурга» установить требуемое положение дозатора. При наличии на пожарном насосе ручного дифференциального дозатора (некоторые образцы насосов "Ziegler"), а также при совместной работе с автомобилем пенного тушения, оборудованного таким дозатором, установить расход . - открыть кран от пенобака к пеносмесителю. Подача пенообразователя в пеносмеситель также может производится из посторонней ёмкости (например из бочки с пенообразователем). В этом случае необходимо отвернуть заглушку на трубопроводе, соединяющем пеносмеситель с ёмкостью для пенообразователя, и присоединить к штуцеру шланг (шланг входит в комплектацию пожарного автомобиля). Свободный конец шланга опустить в ёмкость с пенообразователем и выполнить все операции по подаче воздушно-механической пены. При этом, в случае забора воды из открытого водоисточника, необходимо обеспечить плотное закрытие дозатора. В противном случае в насос вместо воды будет подсасываться только один пенообразователь. С целью рационального использования запаса огнетушащих средств пожарной автоцистерны, подачу воздушно-механической пены без её установки на водоисточник можно производить в следующей последовательности: - установить автоцистерну на место работы; -включить стояночную тормозную систему (при необходимости подложить упоры под колёса автомобиля); - присоединить к напорному патрубку насоса рукавную линию с воздушно-пенным стволом (стволами); - включить дополнительную трансмиссию привода пожарного насоса и выключить сцепление дополнительными органами управления из насосного отсека (для пожарных автомобилей с насосом заднего расположения); проверить плотность закрытия всех вентилей и кранов пожарного насоса; - открыть задвижку «из цистерны»; - открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха и после заполнения насоса водой закрыть её; - открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя; - установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение (в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов); - открыть кран от пенобака к пеносмесителю; - включить сцепление или КОМ привода пожарного насоса (для пожарных автомобилей с насосом среднего расположения); увеличив обороты двигателя довести давление воды в насосе до 2…3 кгс/см2 , контролируя его величину по манометру; - плавно открывая напорную задвижку насоса и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый напор насоса: 60…70 м вод. ст. – при подаче стволов ГПС-600, СВП, СПП, или 80…90 м вод. ст. при подаче стволов УКТП «Пурга». При работе пожарного насоса по подаче воздушно-механической пены осуществлять постоянный контроль за уровнем пенообразователя и производить операции, как при работе пожарного насоса по подаче воды. По завершении подачи воздушно-механической пены или пенообразователя в пенобаке, закрыть кран от пенобака к пеносмесителю, и осуществить промывку пеносмесителя и насоса водой в следующей последовательности: - открыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель, или переключить магистраль подачи пенообразователя на подсос (подвод) воды из постороннего водоисточника (ёмкости); - установить рукоятку дозатора на максимальное положение (например, дозатор пеносмесителя ПС-5 на цифру «5») и поработать насосом не менее 2…3 мин., проворачивая при этом рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя. Завершив промывку пеносмесителя и насоса необходимо уменьшить обороты двигателя, закрыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель (или отключить магистраль подвода воды в пеносмеситель из постороннего водоисточника), установить рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя в исходное положение и произвести операции, как при завершении подачи воды пожарным насосом. Струйные насосы,(гидроэлеваторы Г-600), являются насосамитрения и работают по принципу эжекции.Г-600 предназначен для забора воды из открытых водоисточников. Характеристика Г-600: Подача воды – 600 л.мин. Высота подъёма – 20 м. Расстояние до водоисточника – 100 м. Требуемое количество воды для запуска гидроэлеваторных систем вычисляется по формуле Vсист=Nп х Vр х К. Где: Vсист.- требуемое количество воды для запуска системы. Nп.- число рукавов в системе Vр- Коэффициент который зависит от числа гидроэлеваторов в системе. Водителям при работе на пожаре запрещается без команды РТП и должностных лиц перемещать пожарные автомобили, мотопомпы, оставлять без надзора пожарные автомобили, мотопомпы и пожарные насосы. Подача огнетушащих средств разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников. Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов. |
3 | Заключительная часть | 5 | Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку. |
Начальник караула ПСЧ-22
Старший лейтенант внутренней службы А.Я. Олейник
(должность, звание, Ф.И.О. лица составившего методический план)
«» 2023г.