Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение кондрашовская средняя общеобразовательная школа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОНДРАШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
403072, Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул. Молодежная 30.
E-mail: kondraschi-school@yandex.ru
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«НОВЫЙ ФГОС - 2022 И ЕГО ОСОБЕННОСТИ»
Дата проведения: 22.09.2022 г.
Место проведения: МБОУ Кондрашовская СОШ
Вопросы круглого стола.
1.
Каковы ключевые особенности обновлѐнных ФГОС?
Ключевое отличие обновлѐнных ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
Появление
нового
понятия
«функциональная
грамотность».
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Единство обучения и воспитания. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно- нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов.
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Особенности обновленных ФГОС
Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.
Повышение статуса школ, инновационных площадок и их ответственность в части авторства качества образовательных программ и достигаемых результатов.
Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с
индивидуальным планом, ОВЗ у ребенка.
Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям.
В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (тематического планирования), указывается форма проведения занятия.
Рассчитан диапазон часов (минимум-максимум) при 5-ти и 6-ти дневной неделе (минимум ниже, максимум - чуть выше тех часов, которые были в стандарте).
На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает уровень
изучения этих предметов.
Самое главное – появилось содержание образования. Появились выверенные рабочие программы.
Обновленные ФГОС
овладение универсальными учебно-познавательными действиями: базовые логические Д., базовые исследовательские Д., работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность;
овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль.
Изменения в обновленных ФГОС НОО И ООО.
Вариативность
Планируемые результаты
Предметные результаты
Метапредметные и личностные результаты
Пояснительная записка к ООП
Содержательный раздел ООП
Рабочие программы педагогов. Требования к рабочим программам
Рабочая программа воспитания
Программа формирования УУД
Предметные области и предметы
Объем урочной и внеурочной деятельности
Ученики с ОВЗ
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Деление учеников на группы
Информационно-образовтельная среда
Оснащение кабинетов
Психолого-педагогические условия
Повышение квалификации педагогов
2. Каким образом обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО решают задачу
формирования единого образовательного пространства?
Современное образовательное учреждение в соответствии с требованиями ФГОС должно формировать у детей не только знания, умения и навыки, но и культурные способы мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии, воображения, которые имеют метапредметный статус и являются основой.
3. Как в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО реализована методология
системно-деятельностного подхода.
Новые знания не даются в готовом виде, обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности!
Основная задача педагога: организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода: ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемах, моделях, текстах, проектах и пр.).
Ведущие профессиональные умения учителя: конструирование эвристической ситуации, применение методов, которые позволяют учащемуся самому искать и осознавать подходящие для него способы решения проблем.
Системно-деятельностный подход и универсальные учебные действия:
Формирование содержания общего образования основано на содержании ведущей деятельности (игровой, учебной, деятельности общения).
Ведущим в содержании образования является подходы к формированию универсальных учебных действий - совокупности способов действий и навыков учебной деятельности, обеспечивающих возможность самостоятельного развития учащегося на протяжении всей жизни
В процессе учебной деятельности учащийся осваивает:
- универсальные познавательные учебные действия,
- универсальные коммуникативные учебные действия,
- универсальные регулятивные учебные действия.
4.
Каким образом в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО фиксируется
направленность на развитие soft skills?
Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно- деятельностного подхода: Личностные результаты (ценности и мотивация), метапредметные результаты («soft skills») и предметные результаты. Метапредметные результаты («soft skills»), в свою очередь, делятся на три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Формулировки метапредметных результатов: «находить»,
«выявлять», «устанавливать», «выбирать». Метапредметные результаты: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовые логические действия, базовые исследовательские действия), 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
(общение, совместная деятельность), овладение регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль).
Навыки soft skills рассматриваются как «комплекс». Следовательно, и формировать их необходимо именно в комплексе, параллельно. Именно тогда они начнут усиливать друг друга и давать синергетический эффект.
Какие же навыки можно отнести к «soft skills»? В первую очередь -социально- психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации, мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.
5. Для каких предметов в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО предметные
результаты определены на базовом и углубленном уровнях?
Математика, информатика, физика, химия, биология.
6. Как можно объяснить тезис «Примерные рабочие программы – методический
ориентир для работы учителя».
Для составления своей собственной программы необходимо ориентироваться на примерные рабочие программы.
7. Как на основе примерной рабочей программы сделать рабочую программу?
- Рабочая программа должна содержать следующие обязательные компоненты: пояснительная записка, содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны содержать указание на форму проведения занятий.
Раздел «Пояснительная записка» включает: перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы; УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога; УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для обучающихся.
Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает: краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО; метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса; ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально).
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) учебного модуля» конкретизирует соответствующий раздел
Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися.
8. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать
результаты обучения по теме урока?
Основные проектируемые компоненты современного учебного занятия:
определение цели;
отбор содержания;
проектирование системы учебных задач(заданий);
выбор форм организации учебной деятельности на каждом этапе занятия.
Цель определяется в контексте
1) целей изучения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету)
2) планируемых результатов освоения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету)
Планирование предметных результатов
Предметные результаты обозначаются в соответствии с
разделом «Предметные результаты» Примерной рабочей программы
(раскрываются по годам обучения),
предметным содержанием учебного занятия.
Планирование метапредметных результатов
Метапредметные результаты в Примерной рабочей программе представлены суммарно (то есть не разделены по годам)
Универсальные познавательные действия (в контексте предметного содержания)
Универсальные коммуникативные действия (вне контекста предметного содержания)
Универсальные регулятивные действия (вне контекста предметного содержания)
Планирование личностных результатов
Личностные результаты в Примерной рабочей программе представлены суммарно (то есть не разделены по годам)
Патриотическое воспитание
Гражданское воспитание
Духовно-нравственная сфера
Ценности научного познания
Эстетическое воспитание
Ценностное отношение к жизни и здоровью
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание
Адаптация к меняющимся условиям социальной и природной среды
9. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды
учебной деятельности при изучении темы урока?
ФГОС стимулируют переосмыслить роль учителя при организации видов учебной деятельности учащихся на уроке. Основная задача педагога сводится к поиску наиболее эффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал, а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти полученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессом самостоятельного обучения детей, вдохновляет их.
Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного развития и деятельности. Для этого используются специальные методики, ведется работа над правильной постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с результатами одноклассников.
При проведении активности при определенном виде деятельности на уроке учитель объясняет, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной жизни.
Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого педагог показывает способы поиска и устранения ошибок. Результаты должны объясняться: •почему поставлена именно такая оценка, •что нужно сделать, чтобы ее улучшить. При осуществлении детьми различных видов деятельности важно научить их правильно работать с информацией.
10. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания,
формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)?
Приведите примеры таких заданий.
Личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребѐнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Пример: участие в проектах (личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов), творческие задания (Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств).