Файл: Школьный этап Всероссийской олимпиады по астрономии. 2019 год. Пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по астрономии. 2019 год.
Пояснительная записка.
Для проведения Олимпиады организационный комитет МБОУ предоставляет аудитории в количестве, определяемом числом участников Олимпиады. В каждой аудитории должны находиться не более 15 участников, каждый из которых должен сидеть за отдельной партой. В течение всего тура Олимпиады в каждой аудитории находится учитель, в обязанности которого входит обеспечение порядка при проведении Олимпиады и ответы на вопросы участников по условиям заданий. В случае затруднений с ответом на вопросы учитель может пригласить представителя школьной методической комиссии.
Во время работы над заданиями участник Олимпиады имеет право:
-
Пользоваться своими канцелярскими принадлежностями. -
Пользоваться собственным непрограммируемым калькулятором, а также попросить учителя в аудитории временно предоставить ему калькулятор. -
Пользоваться справочными материалами, которые даны в приложении. -
Пользоваться подвижной картой звёздного неба, которую должен предоставить организационный комитет МБОУ.
Во время работы над заданиями участнику запрещается:
-
Пользоваться мобильным телефоном (в любой его функции). -
Пользоваться программируемым калькулятором или переносным компьютером. -
Пользоваться какими-либо источниками информации, за исключением листов со справочной информацией, розданной Оргкомитетом Олимпиады. -
Обращаться с вопросами к кому-либо, кроме учителя, членов Оргкомитета и жюри.
Класс | Время выполнения | Максимальный балл |
9 класс | 90 минут | 48 баллов |
10 класс | 90 минут | 48 баллов |
11 класс | 90 минут | 48 баллов |
Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 9-11 классы.
-
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2019 - 2020 учебном году проводится среди обучающихся 9-11 классов. -
При разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии использовались «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по астрономии» О.С. Угольников. -
Для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии разработаны задания для 9 класса в количестве 6 заданий и для 10-11 класса в количестве 6 заданий. -
К каждому заданию прилагаются критерии оценивания заданий. -
Максимальная оценка за каждое задание 9-11 классов - 8 баллов. -
Максимальный балл за выполнение всех заданий:
9 класс - 48 баллов
10-11 класс - 48 баллов.
-
Для выполнения некоторых заданий необходимо использование подвижной карты звездного неба, а также справочные таблицы из приложения. -
Время проведения олимпиады для обучающихся 9-11 классов - 90 минут.
Методические рекомендации жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады по астрономии.
Решение каждого задания оценивается по 8-ми бальной системе. Большая часть из этих 8 баллов (не менее 4-5) выставляется за правильное понимание участником Олимпиады сути предоставленного вопроса и выбор пути решения. Оставшиеся баллы выставляются за правильность расчетов, аккуратную и полную подачу ответа. Максимальная оценка за каждое задание одинакова и не зависит от темы, освещаемой в задании, и категории сложности. Таким образом, достигается максимальная независимость результатов школьного этапа Олимпиады от конкретных предпочтений каждого школьника по темам в курсе астрономии и смежных дисциплин.
Максимальная оценка за весь этап школьной Олимпиады по астрономии составляет 48 баллов. В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде победителем этапа становится участник, набравший максимальное количество баллов в своей возрастной параллели, при условии, что его итоговая оценка составит не меньше 24 баллов. Призерами олимпиады становятся участники, идущие в итоговом протоколе за победителем и имеющие результат не ниже 24 баллов (не ниже 50% от максимального числа баллов).
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии (2019)
9 класс
-
Что из перечисленного в списке НЕ входит в состав Солнечной системы: карликовые планеты, звёзды, галактики, планеты, астеризмы, созвездия, астероиды? Для каждого выбранного понятия приведите причину, по которой Вы его указали. -
Расстояние до звезды 20 световых лет. Сколько времени будет лететь до неё космический аппарат, движущийся со скоростью 1/100 скорости света? Приведите решение и вычисления. Ответ выразите в годах. -
Во время одного из лунных затмений неподвижным фотоаппаратом была получена серия изображений, которые потом при сложении дали такой снимок: Определите (примерно) по снимку широту места наблюдения. Объясните, как Вы это сделали. -
На какой планете и почему Солнце восходит на западе и заходит на востоке? Объясните ответ. -
Космический корабль совершил посадку на Луну (в некоторой точке). Что чаще будут наблюдать космонавты на небе: Солнце или Землю? Объясните ответ. -
Перечислите все известные Вам астрономические термины, начинающиеся с буквы «Э». Объясните, что они означают.
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии (2019)
10 класс
-
Расположите объекты в порядке увеличения их средней плотности: нейтронная звезда, Солнце, Бетельгейзе, белый карлик, Земля, кома кометы, Вселенная. -
На звездном небе 88 созвездий. Техника астрономических наблюдений постоянно улучшается, строятся новые и более мощные телескопы. Когда можно ожидать открытия новых созвездий? Поясните ответ. -
Определить время экспозиции t при фотографировании звёздного неба (см. рис.), если за этот промежуток времени звёзды описали дуги окружностей, соответствующие повороту небесной сферы на φ = 10°. Считать, что наблюдаются звёзды, находящиеся на высоте от 7° от горизонта (наблюдение осложнено оптическими явлениями в атмосфере).
-
Определить, на какое расстояниеS распространились радиоволны, излученные во время самых первых радиопередач человечества (примерно t = 125 лет назад). Ответ выразить в пк. Один парсек принять равным 1 пк = 3 ∙ 1016 м. -
Каждый год происходит хотя бы одно полное солнечное затмение с полосой полной фазы длиной 10 000 км и шириной 200 км (в среднем). Исходя из этого, оцените, как часто полное затмение происходит в определённом пункте Земли.
Справочные данные: Площадь поверхности шара S = 4πR2, где R – его радиус.
-
Для поддержания регулярной связи друг с другом и с Землей вокруг экватора Луны было решено построить цепочку из 60 высотных пунктов радиосвязи. При этом было необходимо, чтобы из каждого пункта были видны два соседних. Определите минимальную высоту пунктов связи. Радиус Луны равен 1738 км.
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии (2019)
11 класс
-
В сентябре охотник ночью идёт в лес по направлению на Полярную звезду. Сразу после восхода Солнца он возвращается обратно. Как должен охотник ориентироваться по Солнцу? Действие происходит в средних широтах северного полушария. Обратный путь занимает не более часа. -
Используя карту, определите экваториальные координаты звезды Спика (α Девы).
-
Ускорение свободного падения на Марсе и на Меркурии примерно одинаковое – 3,7 м/с2 . Однако Меркурий в 1,4 раза меньше Марса по диаметру. Сравните плотности планет.
Справочные данные: Объём шара V = 4πR3/3, где R – его радиус.
-
Двигаясь невысоко над поверхностью Земли (от 200 до 1000 км), искусственный спутник испытывает заметное сопротивление атмосферы. Как при этом изменяется его скорость: увеличивается или уменьшается? Объясните ответ. -
Пульсар PSR J1748−2446ad вращается вокруг своей оси с периодом T = 1,4 мс (это пример наиболее быстрого вращения среди известных звёзд). Оцените минимальную допустимую среднюю плотность указанного пульсара, при которой силы гравитации ещё удержат звезду от разлёта.
Справочные данные: Гравитационная постоянная G = 6,7·10−11 м 3/(кг·с2), объём шара V = 4πR3/3, где R – его радиус.
-
Сколько всего дней будет в XXI веке?
Решения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии (2019)
9 класс
-
Что из перечисленного в списке НЕ входит в состав Солнечной системы: карликовые планеты, звёзды, галактики, планеты, астеризмы, созвездия, астероиды? Для каждого выбранного понятия приведите причину, по которой Вы его указали.
Решение: Не входят галактики (это системы из огромного числа звёзд, которые гораздо больше Солнечной системы; Солнечная система сама входит в состав галактики); астеризмы (так называют группы звёзд на небе, не являющиеся созвездиями, но имеющие устоявшиеся названия, например Чайник или Ковш, – эти звёзды не могут входить в состав Солнечной системы); созвездия (созвездие – это официально выделенная часть звёздного неба, которая не может быть частью планетной системы).
-
Расстояние до звезды 20 световых лет. Сколько времени будет лететь до неё космический аппарат, движущийся со скоростью 1/100 скорости света? Приведите решение и вычисления. Ответ выразите в годах.
Решение: 20/0,01 = 2000 лет. Другой способ решения – выразить скорость в км/с, расстояние перевести в км, найти время, которое затем перевести в годы. При этом допускается отклонение от числа 2000, связанное с округлениями при вычислениях или использованием длительности года, отличной от 365,25 суток.
-
Во время одного из лунных затмений неподвижным фотоаппаратом была получена серия изображений, которые потом при сложении дали такой снимок: Определите (примерно) по снимку широту места наблюдения. Объясните, как Вы это сделали.
Решение: На снимке представлен фрагмент суточного движения Луны (несколько искажённый собственным движением Луны относительно звёзд). Мы видим, что суточный путь светила практически перпендикулярен линии горизонта. Такое бывает в экваториальных широтах. Т. е. ответ – широта примерно 0°.
-
На какой планете и почему Солнце восходит на западе и заходит на востоке? Объясните ответ.
Решение: На Венере Солнце восходит на западе, а заходит на востоке. Причина – в обратном вращении планеты.
-
Космический корабль совершил посадку на Луну (в некоторой точке). Что чаще будут наблюдать космонавты на небе: Солнце или Землю? Объясните ответ.
Решение: Ответ зависит от того, в какой именно точке корабль совершил посадку: на видимой или обратной стороне Луны. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг оси относительно направления на Солнце за синодический месяц, равный 29,53 суток, в любой точке её поверхности Солнце видно над горизонтом в течение примерно двух недель, а следующие две недели его не видно. А вот Земля постоянно видна только из одного полушария Луны (мы называем его «видимой стороной Луны»), а из другого полушария («обратная сторона Луны») Землю не видно никогда. Поэтому на видимой стороне Луны чаще видна Земля, а на невидимой – Солнце.
-
Перечислите все известные Вам астрономические термины, начинающиеся с буквы «Э». Объясните, что они означают.
Решение (избыточный список): экватор небесный – большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна оси мира; экзопланета – планета, принадлежащая иной, не Солнечной планетной системе; экзосфера – самая внешняя часть верхней атмосферы Земли (и других планет); эклиптика – видимый путь Солнца на небесной сфере в течение года; эклиметр – прибор для измерения высоты светила; эксцентриситет – число, характеризующее форму орбиты небесного тела; эллипс – одна из возможных траекторий небесного тела в гравитационном поле (или: геометрическое место точек на плоскости, сумма расстояний от которых до двух заданных точек (фокусов) одинакова; кривая второго порядка; одно из конических сечений); элонгация – угловое расстояние между планетой и Солнцем на небесной сфере для земного наблюдателя; эфемерида – таблица предвычисленных положений небесных тел; эпицикл – вспомогательная окружность, используемая для описания движения планет в системе мира Птолемея.