Файл: Основы рисования материалы и принадлежности для рисунка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОГБПОУ «Рязанский колледж
имени Героя Советского Союза Н. Н. Комарова»

Сообщение на тему:

«Основы рисования: материалы и принадлежности для рисунка»


Выполнил: студентка

2 курс 2 тех

Муравьева Кристина

Старожилово, 2023

Изобразительная деятельность связана с применением всевозмож­ных материально-технических средств. Результаты труда художника полностью зависят от того, насколько хорошо он знает особенности и свойства графитного карандаша или кисти, бумаги и т.д. Выбор материально-технических средств и свободное владение ими позво­ляют решать поставленные задачи в каждом виде изобразительного искусства.

На занятиях рисованием вы будете пользоваться графическими средствами. В основном это графитные и цветные карандаши, однотонная акварель, тушь, перо и, конечно же, белая плотная бумага. Вообще со времени появления бумаги — изобретения древних китайцев — основными материалами рисунка продолжают оставаться карандаш, уголь, сангина, перо, тушь, акварель, пастель, реже бистр и сепия.

Для выполнения рисунка, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломасте­рами или авторучками на бумаге, но добиться мастерства в точности передачи движения, характера, фактуры непросто.

Освоение техники работы различными средствами приходит постепенно. Естественно, главным учебным инструментом всегда был и будет графитный карандаш — наиболее доступное, простое в обращении средство создания рисунка.

Графитный карандаш

Люди с древнейших времен пытались чем-нибудь рисовать. Они использовали острый камень, глину, заостренные палки, затем древесные угольки и т.д. Но когда узнали особенности графита (природного минерала черного цвета), то отдали ему предпочтение перед всеми другими рисовальными материалами. Художники Возрождения еще не знали графитового стержня и пользовались свинцовыми, серебряными и даже золотыми штифтами, оставляющими на бумаге следы. И вот появился графит. В чистом виде стержень этого минерала очень хрупок и сильно пачкает руки. Сначала приходилось всячески ухищряться в пользовании графитом: стержни обматывали тесьмой, обмазывали глиной и т.п. Время шло, карандаш все совершенствовался. В 1846 г. уже производили карандаши 17 степеней твердости.


Достоинством карандаша являются полная свобода всех операций на бумаге и одновременное исправление допущенной в рисунке ошибки — путем использования резинки или клячки. Таких исправлений, кроме, пожалуй, способов письма масляными красками и гуашевыми красками да разве еще пастели, не знает никакая другая техника изобразительного искусства.

Карандаш для рисовальщика служит как бы походным материалом. Им можно сделать тут же стремительный набросок, быстро зафиксировав таким образом впечатление от увиденного.

Рисуют карандашами, на деревянной оправе которых указаны степени мягкости — от М до 5М (или буквами Н — степень твердости и В — степень мягкости).

Таким образом, работать карандашами удобнее и проще, нежели какими-либо другими материалами, так как они всегда «под рукой». Графитным карандашом выполняют рисунки, начиная от ученических и до высокохудожественных произведений.

Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с постав­ленными задачами.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе, но если надо закрыть большие плоскости, то обычно применяют уголь.

Цветные карандаши

Цветными карандашами также можно добиваться разно­образных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размы­вать водой, добиваясь живописных приемов работы.

Для цветных рисунков применяют карандаши цветные. Они имеют утолщенные стержни, в состав которых входят жировые частицы, соединенные с порошковым пигментом в спрессованном виде. Эти карандаши могут пригодиться в декоративном рисовании. Цветной стержень отличается упругостью, фактурностью линий и штрихов. Правда, допущенную ошибку в цветном рисунке исправить нельзя — резинка ее не удаляет, иной цвет не перекрывает.

Уголь

Уголь как рисовальный материал исполь­зовался художниками с глубокой древности.

Он очень удо­бен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других повер­хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис­пользовать шероховатую бумагу, можно и плот­ную чертежную, которую следует слегка проте­реть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.



Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготов­ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами — с сан­гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь».

Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель.

Сангина

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала — красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом.  

Пастель

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки — хрупкие и нежные по цвету. Ими можно рабо­тать штрихом или широкими пастоз­ными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.

Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархат­ной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой по­верхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Лучше предохра­нять красочный слой пастели от осы­пания с помощью тонкого листа бумаги, прикрепив его клапаном на оборотной стороне рисунка. Тогда пастель со­храняет свой цвет, что дает большие технические возможности художнику. Но можно использовать для этого и лак для волос, в таком случае краски пастели немного потемнеют. 

Перо и тушь

Для выполнения рисунков подходит также перо. Тонкое стальное перо, используемое с тушью, дает на бумаге разнообразные линии и штрихи. Перо наилучшим образом способствует выработке техники штрихового рисунка. 

Перья бывают раз­ных размеров и из разных материалов. Прежде всего, для работы важно, чтобы перо не цара­пало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое — живую и выра­зительную.

Лучше
рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием бритвы.

Однотонная акварель

Техника работы акварелью привлекает тем, что акварельный тон позволяет сразу покрывать большую площадь бумаги и видеть изображаемый объект как пятно или силуэт.

Работая акварелью, следует знать, что собой представляет этот материал, каково его происхождение, как смотреть на него при создании произведений живописи или графики. Акварельная краска состоит из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества — воды с добавлением растительного прозрачного клея (гуммиарабика или декстрина). Пигменты добывают и в природе, и искусственным путем.

Кисти

Кисти изготовляют из обработанного волоса (набирают волосяной пучок — остроконечный или тупоконечный, закрепляют специальным лаком его нерабочую часть, вставляют в металлический капсюль, который соединяют с деревянной ручкой, покрытой бесцветным лаком) хвостов колонка, белки, песчаника, барсука, куницы.

Лучшими кистями для акварели считаются колонковые, наиболее упругие и прочные среди других. Определить качество кисти весьма просто: если встряхнуть ее после опускания в воду и образуется острый конец, то инструмент готов к работе. Так должны выглядеть и кисти из волоса других животных, и чтобы они в дальнейшей работе сохраняли это качество, нужно уметь их хранить: не оставлять в краске по окончании работы.

Фломастеры

Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художе­ственные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Бумага

Работать любыми рисовальными инструментами следует на белой плотной бумаге с соответствующей зернистостью. Так правильно называется тип поверхности бумаги. Карандаш, например, требует шероховатой бумаги, а перо — гладкой, даже глянцевой.

Учебные рисунки целесообразно выполнять только на белой бумаге. Декоративные изображения можно делать и на белой, и на тонированной.
Любая иная бумага, будь то оберточная, газетная или для обоев, подходит для набросков, зарисовок.

Нельзя обойти вниманием и такой нужный предмет в руках рисующего, как резинка. Она применяется не только потому, что устраняет допущенные ошибки. Употребление резинки в процессе рисования связано также с удалением лишних линий, ослаблением тона. Она должна быть мягкой, чтобы не разрушить поверхность бумаги, и остроугольной для незаметного удаления вышедших за край следов штриховки и небольших пятен тона.