Файл: Практическая работа 12 Контроль в системе менеджмента Вопросы для обсуждения Контроль, цель и объекты контроля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 680
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12
Контроль в системе менеджмента
Вопросы для обсуждения:
1. Контроль, цель и объекты контроля.
2. Виды контроля. Предварительный, текущий, заключительный контроль.
3. Процесс контроля. Элементы контроля. Выработка стандартов и нормативов.
4. Процесс контроля. Измерение результатов, масштаб допустимых отклонений.
5. Оценка информации о результатах контроля.
6. Регулирование как способ осуществления контроля.
7. Поведение, ориентированное на контроль. Поведенческие аспекты контроля как неотъемлемый элемент контроля.
Практические задания:
Задание 1. Проанализируйте, почему необходим контроль в управлении?
Раскройте сущность понятия «управленческий контроль», в чем его суть.
Управленческий контроль – это одна из главных функций современных руководителей, деятельность, в основе которой лежит оценка и контроль работы людей и результатов этой работы эффективным образом. Наиболее видима эта управленческая функция проявляется в современном менеджменте в осуществлении контроля над выполнением поручений, данных руководителем, и проведении последующего анализа результатов исполненной работы.
Необходимость контроля в организации можно объяснить рядом положений:
Контроль может помочь снизить или устранить неопределенность, показывающую в процессе разработки планов и программ действий;
С помощью контроля можно предугадать и избежать возникновение кризисных ситуаций;
Контроль позволяет менеджменту оценить эффективность различных видов деятельности, чтобы определить успехи и проблемы в конкретной области.
Задание 2. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?
Опишите эту взаимосвязь на конкретных примерах.
Контроль взаимосвязан с планированием, поскольку планирование без контроля не имеет смысла, а контроль без планирования и вовсе невозможен. На основе системы целей предприятия осуществляется стратегическое планирование, затем разрабатываются среднесрочные и текущие планы, далее — конкретные мероприятия, становящиеся основой для заданий исполнителям. После их выполнения осуществляется сравнение между плановыми и фактическими показателями.
Задание 3. Перечислите виды контроля. Каковы основные типы контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе?
По времени осуществления выделяют: предварительный, текущий и заключительный контроль. По форме осуществления все эти виды контроля схожи.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала деятельности. На этом этапе устанавливается необходимость пропорции в планировании и финансировании.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе деятельности: выполняется работа => измеряются полученные результаты => менеджер при необходимости проводит корректировку параметров проведения работ. Это называется управлением с использованием обратной связи. Обратная связь (в нашем случае) - данные о полученных результатах. Заключительный контроль проводится после окончания деятельности: либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми (тоже обратная связь). Заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения.
Задание 4. На какие этапы распадается процесс контроля. Охарактеризуйте содержание каждого этапа.
I этап заключается в определении параметров функционирования и развития организации, которые необходимо впоследствии контролировать, и источников информации о них. Эти параметры представляют собой различного рода стандарты и нормативы (нормативы расходования материальных ресурсов на единицу продукции, нормы денежных затрат, сроки выполнения или продолжительности тех или иных работ и т. п.).
Нормативы должны соответствовать следующим требованиям:
• научная обоснованность;
• гибкость, способность изменяться в соответствии с новыми условиями;
• надежность;
• выполнимость в нормальной ситуации (слишком высокие нормативы пугают, а слишком низкие — расхолаживают);
• адекватность отражения реальных процессов.
II этап включает создание модели системы управления организацией, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места
образования промежуточных и конечных результатов, а также наиболее подходящие места для осуществления контрольных действий.
III этап процесса контроля заключается в получении информации о реально достигнутых результатах и сопоставлении ее с существующими нормативами, что позволяет определить, имеются или нет отклонения от стандартов, не пора ли осуществлять корректирующие действия.
Источниками информации для контроля служат:
• постоянные целевые наблюдения;
• текущие статистические данные общего характера;
• оперативные сообщения;
• бухгалтерская отчетность;
• итоговые отчеты и др.
IV этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий, совершенствовании технологии производства и управления. Существуют два варианта корректирующих действий. Первый заключается в устранении причин, порождающих отклонения, путем их ликвидации или нейтрализации. Второй — в изменении стандартов, которые могут быть и ошибочными, поскольку часто устанавливаются на основе прогнозов, от которых реальная ситуация иногда существенно отличается.
Задание 5. Изучив составляющие процесса контроля, его функции и виды, охарактеризуйте процесс контроля учебной деятельности в вузе. Заполните табл. 12.1.
Таблица 12.1 – Элементы системы контроля
Составляющие контроля | Характеристики |
Субъект контроля | Лицо (юридическое или физическое), осуществляющее контроль |
Субъект принятия решений по результатам контроля | Руководители проверяемого объекта или вышестоящей организации, органы исполнительной, представительной или судебной власти, а иногда и сами контрольные органы |
Объект контроля | Изделия или процессы |
Границы контроля | Внешняя и внутренняя граница деятельности предприятия |
Предмет контроля | Отслеживание и выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и государственного регулирования |
Задачи контроля | Проверка результатов в течение всего процесса достижения цели (целей) в заранее установленные сроки. |
Принципы контроля | 1.Привлечение максимального числа сотрудников, то есть, прежде всего, контроль должен быть всеохватывающим. 2. Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, заданную приоритетами развития организации. 3. Направленность на предотвращение ошибок. 4. Гибкость. 5. Своевременность. 6. Экономичность - выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение. 7. Индивидуализированность. 8. Ориентированность на человека означает не только объективность контроля, но и его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения», создание благоприятного морально-психологического климата. 9. Наконец, контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса, а цель его — должна быть понятной всем. |
Методы контроля |
|
Виды контроля |
|
Технология контроля | Механизм, включающий выбор методов и процедур, при помощи которых происходит отбор данных, необходимых для выявления отклонений от целей управления. |
Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля вуз и школу.
В школе является преобладающим внешний контроль, когда само образовательное учреждение контролирует ученика, говоря что ему надо делать. В ВУЗе же, наоборот преобладает внутренний контроль, студенты являются более ответственными за себя и сами себя контролируют, за ними нет такого сильного внешнего контроля как в школе.
Задание 6. Приведите примеры систем контроля, используемых в различных организациях (промышленные предприятия, банки, торговые организации и т.д.).
Задание 7. Следует ли регулирование рассматривать как способ, обеспечивающий корректировку деятельности организации на заключительном этапе контроля. Аргументируйте свой ответ.
Регулирование следует рассматривать как способ, обеспечивающий корректировку деятельности организации на заключительном этапе контроля. Графическая модель процесса регулирования представлена на рис. 9.14.
Контроль
Мотивация
Планирование
Организовывание
В зависимости от характера отклонений и недостатков, которые выявлены в процессе контроля в управляемой подсистеме, регулирование может быть ориентировано на конкретный блок (планирование, организовывание или мотивация). Если в блоке "планирование" выявлены недостатки, то разработанные мероприятия будут касаться совершенствования.
Регулирование путем изменений в системе мотивации сотрудников
Регулирование путем перестройки организационной структуры управления, технологии и т.д.
Регулирование путем корректирования планов
Рис. 9.14. Модель регулирования деятельности организации
экономического, социального и планирования технического развития, если отклонения произошли, например, в организационной структуре управления, то речь будет идти о реализации мероприятий по совершенствованию построения организации и т.д. Недостатки в мотивации сотрудников управляемой подсистемы будут устраняться в блоке "мотивация", например, совершенствование системы премирования.
Задание 8. Приведите пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей. Как этого можно избежать?
На работу в кафе взяли нового официанта, у которого уже был стаж в подобной работе. При обслуживании официантом клиентов, менеджер решил проконтролировать нового работника и начал ходить за ним следом, прислушиваясь к тому, как он работает. Вследствие чего официант начал сбиваться и плохо обслужил посетителя. Клиент был недоволен и пожаловался на обслуживание, после чего официанта уволили. Но виноват был менеджер, который жестко контролировал процесс общения, он должен был стать в стороне и ненавязчиво наблюдать со стороны и сделать свои замечания по окончании работы, если таковые имелись.
Избегайте чрезмерного контроля Руководство не должно перегружать своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание, и приведет к полному беспорядку и краху. Основной вопрос, который надо задавать при