Файл: Семинар Тема Маленькие трагедии А. С. Пушкина психологические этюды Дать справку об истории создания произведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар № 1. Тема «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина –психологические этюды»
-
Дать справку об истории создания произведений.
«Маленькие трагедии» — сборник Пушкина состоит из 4-х произведений :
«Скупой рыцарь» 23 октября переписан начисто
«Моцарт и Сальери» 26 октября окончен
«Каменный гость» 4 ноября окончен
«Пир во время чумы» 6 ноября
«Маленькие трагедии» были написаны в Болдино буквально за несколько дней. Первые признаки замысла «маленьких трагедий» встречаются в бумагах Пушкина 1826 года. В конце июля 1826 года, когда Пушкин томился после южной ссылки в напряженном ожидании разрешения своей судьбы, переполненный чувством тревоги за судьбу друзей - участников декабрьского переворота, - в Михайловское пришли две трагические, хоть и несоизмеримые по масштабам, вести. Известие о смерти Амалии Ризнич - давней возлюбленной поэта - произвело на Пушкина тягостное впечатление. Нежная, обаятельная, игривая, она была для поэта воплощением самой жизни. Еще большее впечатление произвело на поэта известие о казни пятерых декабристов, духовно близких ему людей. Обе новости Пушкин тут же записывает на листе, там же пишет элегию на смерть Ризнич «Под небом голубым страны моей родной…», а на обороте того же самого листа появляется следующий список: «Скупой. Ромул и Рем. Моцарт и Сальери. Д.Жуан. Иисус. Беральд Савойский. Павел I. Влюбленный бес. Димитрий и Марина. Курбский». Каким-то образом будущие «маленькие трагедии» и мысли Пушкина связаны о судьбе его любимой и друзей .
-
Доказать примерами из текста произведений своеобразие пушкинской трактовки «веч-ных» тем: скупости, Зависти, донжуанства.
Зависть и слава.«Моцарт и Сальери»
Сальери завидует Моцарту,хотя и называет его другом:
”…Друг Моцарт,эти слезы…Не замечай их. Продолжай ,спеши
Еще наполнить звуками мне душу..”
Сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув ее, понимает, что природа творчества иная - пример тому Моцарт.
Одна из центральных идей Пушкина - идея о том, что гений и злодейство-две вещи несовместные.
Скупость. «Скупой рыцарь»
“Геройству что виною было?-скупость.
Да !Заразиться здесь не трудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.
Для Барона скупость и накопительство - не цель. Золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми.” В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, никаких человеческих чувств - ни любви к сыну, ни любви к ближнему, ни сострадания.
-
Определить, с помощью каких средств Пушкин раскрывает психологию героя.
А.С Пушкин – величайший психолог, он понимал человеческую душу и умел точно показывать все, что в ней твориться таким образом, что читатели могли прочувствовать героя, начали сожалеть ему или же наоборот, радоваться и улыбаться вместе с ним.
Читая его произведения, как будто вместе с героями повестей, романов и рассказов проживаешь все: беды и невзгоды, радость и счастье, любовь и разочарование.
Психологию героя А.С Пушкин раскрывает через реплики ,монологи и через оценку других действующих лиц.
-
Найти в каждой трагедии представителей той или иной истины и проанализировать их аргументы.
«Моцарт и Сальери». Отношения двух композиторов. Сальери о своем творческом процессе говорит:
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке.…
А Моцарт –творит легко и непринужденно:
Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал…
Сальери усердно трудится, а у Моцарта мы видим вдохновение
, он творит легко, без усилий. Страсть Сальери — зависть к Моцарту. Сальери решает отравить своего кумира и мучителя, считая это своим долгом.
«Каменный гость». Представитель этой маленькой трагедии - Дон Гуан.
Он признается, что «весь переродился», что иначе видит себя теперь, в частности, видит «на совести усталой много зла». Ранее игнорировавший добродетель, теперь он «смиренно перед нею дрожащие колени преклоняет».
Не правда ли, он был описан вам
Злодеем, извергом. – О Дона Анна, —
Молва, быть может, не совсем неправа,
На совести усталой много зла,
Быть может, тяготеет. Так, разврата
Я долго был покорный ученик,
Но с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю.
Необычен Дон Жуан, нашедший женщину, которая впервые вызвала в нем чувство подлинной любви, однако кощунственно пригласивший Командора в свидетели свидания с его же вдовой.
«Скупой рыцарь». В трагедии показана неисчерпаемая противоречивость каждого жизненного факта. Никого из героев невозможно определить однозначно. Одно столкновение между старым бароном и Альбером говорит о нарушении всех семейных связей и нравственных норм.Старик ненавидит родного сына и наследника и обречен на одиночество.
«Ужасный век, ужасные сердца! »
«Пир во время чумы». С одной стороны, это пир в прямом смысле, т.е. автор говорит нам, что дела пирующих вполне в порядке. Но вместе с этим это тот пир, при котором каждый знает, что «когда соберут со стола, уже другого ему не накроют». Вальсингам не осуждает Священника, но отказывается за ним следовать.
...я здесь удержим.
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего…
этими словами можно объяснить появление на этом страшном пиру любого из присутствующих. Ведь уже с первых строк произведения становится ясно: это веселье обреченных.
5. Выявить позицию автора-повествователя в споре. На чьей он стороне?
В “Маленьких трагедиях” темы смерти помогает проявить нравственно-философскую позицию автора.
Авторская позиция в трагедии «Моцарт и Сальери» однозначна:подлинное искусство не может быть безнравственным. «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы»- духовно-эстетическая позиция А.С. Пушкина. «Каменный гость»- неотвратимость справедливого возмездия за совершённые поступки.
Я считаю,что через смерть автор дает свою оценку происходящему, ведь чем страшнее грех, тем строже наказание.
Все они необычны-двойственны ,такие люди не могут жить,заключает А.С.Пушкин.