Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право Порядок создания, управления и ликвидации некоммерческих организаций.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4 Наименование и место нахождения некоммерческой организации
В соответствии с ГК РФ:
-
Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Зарегистрированная некоммерческая организация должна иметь наименование, отличающее ее от других организаций. В наименовании содержится указание на организационно- правовую форму (например, «Общественный фонд помощи ветеранам спорта»). Обязательно указание на характер деятельности организации -этим указанием определяются рамки специальной правоспособности конкретной организации. Наименование может быть использовано только той организацией, за которой оно зарегистрировано. Право на имя отнесено к числу исключительных прав ст. 138 ГК РФ.
-
Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной организации, если в соответствии с законом учредительными документами некоммерческой организации не установлено иное.
Территориальные границы деятельности некоммерческой организации определяются целями деятельности, зафиксированных в ее учредительных документах. Однако место нахождения организации, по общему правилу, определяется местом, где она была зарегистрирована. По месту нахождения организации заключаются договоры от ее имени, исполняются обязательства, предъявляются иски к этой организации и рассматриваются споры в суде. Обычно по месту регистрации находится и постоянно действующий орган юридического лица (правление, дирекция и т.п.).
-
Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
Всякое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Согласно ст. 54 ГК РФ, наименования любых некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Наименование и место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.[1]
2. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц
2.1 Создание некоммерческих организаций - юридических лиц
Некоммерческие организации создаются в организационно - правовых формах, предусмотренных Федеральным законом РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях» и действуют на основании соответствующих учредительных документов. Любые изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица, их учредители и участники не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношении с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Цели создания некоммерческих организаций:
-достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
- охрана здоровья граждан;
- развитие физической культуры и спорта;
- удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
- защита прав, законных интересов граждан и организаций;
- разрешение споров и конфликтов;
- оказание юридической помощи;
- иные цели, направленные на достижение общественных благ. Некоммерческая организация как юридическое лицо приобретает
Гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Еще в 1648 году известный юрист Г. Гроций писал, что полномочия любой корпорации «обычно осуществляются именем первого лица в корпорации» Порядок назначения или избрания органов некоммерческих организаций определяется законом или учредительными документами, важно отметить, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов некоммерческой организации выступает от имени некоммерческой организации, должно действовать в интересах представляемой им некоммерческой организации добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) некоммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им такой организации.[2]
Важно отметить, что гражданская правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В соответствии со ст. 51 ГК РФ, любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
При создании некоммерческой организации необходимо четко представлять юридические последствия такого решения. Важно правильно, с учетом целей деятельности, материальных, кадровых и организационных ресурсов, избрать правовую форму некоммерческой организации, подумать о размещении офиса, возможностях контроля за своевременным получением некоммерческой организацией адресованной данной некоммерческой организации корреспонденции и т.д. Ответственно следует подходить к выбору лица или организации, готовящей учредительные документы и регистрирующей некоммерческую организацию, во всяком случае, нельзя «покупать» готовую некоммерческую организацию, ибо никто не знает, какая «история» может быть за формально «новой» организацией. Государственная регистрация влечет обязательное ведение бухгалтерского учета, своевременную налоговую отчетность, оформление правоотношений с другими организациями и гражданами.
На практике нередко возникают проблемы с арендой офиса. По ныне действующему законодательству, любые сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации, а на это, иногда, не решаются арендодатели. Зачастую, фактическая аренда оформляется договорами о совместной деятельности, однако такая деятельность, согласно закону, требует объединения имущества сторон и ведения обособленного бухгалтерского учета совместной деятельности (или, как ныне определяет ГК РФ в ст. 1041 «простого товарищества»). Можно воспользоваться нормами ст. 689-701 ГК РФ о безвозмездном пользовании, либо создать с арендодателем какую-либо новую совместную организацию, например общественное объединение без прав юридического лица, что допускается Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995года.
Гражданским законодательством допускается наличие у юридического лица представительств и филиалов, при этом каких либо ограничений для создания этих структур некоммерческих организаций законом не предусмотрено. Представительством является обособленное подразделение , расположенное вне места нахождения некоммерческой организации, которое14 представляет ее интересы и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденных этой некоммерческой организацией положений. Руководители представительств и филиалов назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной руководителями некоммерческой организации. О возможности создания и наличии представительств и филиалов должно быть указано в учредительных документах создавшей их некоммерческой организацией.[1]
Некоммерческие организации отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций не отвечают по ее обязательствам (кроме собственников учреждений), а некоммерческие организации не отвечают по обязательствам учредителей (участников, членов), за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством либо учредительными документами некоммерческих организаций.
2.2 Реорганизация некоммерческих организаций - юридических лиц
Некоммерческие организации могут быть реорганизованы путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Порядок реорганизации установлен статьей 16 Федерального закона РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях». Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена по решению его учредителей (участников, членов) либо органа некоммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. Некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Законодательством определен порядок правопреемства при реорганизации некоммерческой организации. В частности, при разделении или выделении из состава некоммерческой организации одного или нескольких юридических лиц его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствия в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной некоммерческой организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Законодательством предусмотрены гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. После принятия решения о реорганизации некоммерческой организации надлежит письменно уведомить об этом кредиторов. Кредитор реорганизуемой некоммерческой организации вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизуемой некоммерческой организации, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной некоммерческой организации перед его кредиторами.
2.3 Ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц
Ликвидация некоммерческих организаций регулируется ГК РФ и ст. 18 и 19 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях»., которая влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей (участников, членов) либо органа некоммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который она создана, с достижением цели, ради которой она создана, или с признанием судом недействительной регистрации некоммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в случаях, предусмотренных законодательством.[1]
Требование о ликвидации некоммерческой организации в связи с допущенными ею нарушениями законодательства может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации некоммерческой организации на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на то ее учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Одновременно по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации: с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации , при этом названная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации в праве выступать в суде.