Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право Порядок создания, управления и ликвидации некоммерческих организаций.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гражданское законодательство подробно регламентирует порядок ликвидации некоммерческой организации. Прежде всего, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации или органом, принявшими решение о ликвидации, по согласованно с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Гражданским законодательством (ст.64 ГК РФ) установлено, что при ликвидации некоммерческой организации требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. При недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди17 пропорционально сумам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор в праве до утверждения ликвидационного баланса некоммерческой организации, обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой некоммерческой организации. Требования кредитора, заявление после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемой некоммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, неудовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой некоммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество некоммерческой организации передается на цели, предусмотренные ее уставом, и распределению между учредителями (участниками, членами) не подлежит, за исключением случаев ликвидации некоммерческого партнерства и учреждения.[2]
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Русакова И.В.,
Установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 30 декабря 2011 г. № 455 утверждён Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации февраля 2012 г., регистрационный номер 23117, опубликован в «Российской газете» 16 марта 2012 г. № 58.
Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трёх подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.
Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.
В случае если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, государственная регистрация некоммерческой организации, за исключением общественного объединения и религиозной организации, может быть приостановлена однократно на срок, не превышающий трёх месяцев (пункт 75 Административного регламента).
По мнению административного истца, оспариваемые положения Административного регламента не соответствуют общеправовому принципу формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом, порождают неоднозначное толкование и произвольное его применение; противоречат подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункту 51 статьи 131, пункту 11 статьи 231 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункту 1 части шестой статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; нарушают права Организации на приостановление регистрационных действий в целях устранения недостатков.[1]
Организация считает, что лишение Административным регламентом некоммерческих организаций, созданных в форме общественных объединений, права на устранение недостатков в документах, представленных на государственную регистрацию в зависимости лишь от организационно-правовой формы некоммерческой организации, приводит к необоснованным различиям между некоммерческими организациями и влечёт за собой такую дифференциацию в правовом регулировании процедуры предоставления государственной услуги по регистрации общественных объединений, которая не имеет объективного и разумного обоснования, соответствующего конституционно значимым ценностям, что является нарушением конституционного принципа юридического равенства.
В обоснование требования административный истец указывает, что уведомлением Управления Минюста России по Красноярскому краю от 22 октября 2021 г. № 24/03-6903 отказано в государственной регистрации изменений, внесённых в учредительный документ Организации в связи с тем, что документы поданы в ненадлежащем количестве (некоторые документы не представлены в двух экземплярах) и оформлены в ненадлежащем порядке (протокол заседания общего собрания членов Организации от 20 сентября 2021 г. не подписан председательствующим и секретарём собрания).
Организация в судебное заседание, о котором извещена надлежащим образом, уполномоченного представителя не направила, представила письменные возражения на отзыв Минюста России, заявленное требование поддержала.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Федотова А.П. не признала административный иск.
Обсудив доводы административного истца Красноярской региональной общественной организации по реализации гражданских прав в области общественного контроля «Отечество», выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Федотовой А.П., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым удовлетворить заявленное требование частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.
В указанном исчерпывающем перечне документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации и общественного объединения, определены документы, которые должны представляться в подлиннике, и требуемое количество экземпляров документов.[1]
Признание оспариваемого нормативного положения не действующим с указанной, а не более ранней даты не может являться препятствием для защиты тех прав, которые административный истец считает нарушенными, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой в конкретном деле нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяться не может - вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим (постановление от 6 июля 2018 г. № 29-П).
Так, решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные названным федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке. Такое решение принимается до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.
При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей согласно чеку от 1 марта 2022 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Министерства юстиции Российской Федерации в пользу административного истца.
Решил:
Административное исковое заявление Красноярской региональной общественной организации по реализации гражданских прав в области общественного контроля «Отечество» удовлетворить в части.
Признать не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 455, в той мере, в какой данный пункт позволяет распространить на перечень документов, представляемых для государственной регистрации общественной организации, требование о представлении всех документов (кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов) на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.[2]
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Взыскать с Министерства юстиции Российской Федерации в пользу Красноярской региональной общественной организации по реализации гражданских прав в области общественного контроля «Отечество» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.