Файл: Реферат на тему Правовое положение финансовопромышленных групп.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Дисциплина: Предпринимательское право
Реферат на тему: «Правовое положение финансово-промышленных групп»
Выполнил: студент группы ЮНКз – 1321(2)
Ф.И.О.:
Кузнецов Дмитрий Павлович
Омск, 2023
Содержание
Введение
1. Общее положение о финансово-промышленных группах
2. Государственная регистрация финансово-промышленных групп
3. Деятельность финансово-промышленной группы
4. Контроль и отчетность в финансово-промышленной группе
5. Ликвидация финансово-промышленной группы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) в условиях перехода страны к рыночной системе хозяйствования может стать действенным механизмом становления высокоэффективных экономических структур в экономике России, способных успешно функционировать как на внутренних, так и на внешних рынках. ФПГ являются средством централизации капитала и иных ресурсов, позволяют укрепить производственный потенциал страны, а также создать конкурентоспособные экономические образования, способные функционировать в жесткой конкурентной борьбе, как с отечественными, так и с зарубежными производителями товаров и услуг.
Характер процесса формирования ФПГ в России имеет свои специфические особенности по сравнению с процессами формирования и функционирования подобного рода экономических структур за рубежом. В частности, процесс формирования ФПГ в России является элементом государственной структурной политики и развивается по инициативе государства, тогда как большинство зарубежных ФПГ создавались по собственной инициативе исходя из экономической необходимости - достижения победы в условиях жесткой конкуренции. В связи с этим появилась необходимость в регулировании процесса формирования ФПГ в России в условиях реформирования экономики. Для выработки мер такого регулирования необходим системный подход, включающий как разработку концепции этого процесса, так и реализацию нестандартных практических мер в данном направлении.
Создание ФПГ в условиях чрезмерной монополизации в большинстве отраслей промышленности России влияет на характер взаимоотношений данных субъектов хозяйствования с государством и между собой, что обусловливает потребность в регулировании возникающих отношений.
Все данные аспекты определяют актуальность выполненного исследования.
Основная цель исследования состоит в разработке концепции формирования ФПГ в России.
Достижение главной цели исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
- уточнение сущности ФПГ, как новой экономической структуры в экономике России;
- выявление основных тенденций формирования ФПГ в России и особенностей взаимодействия государства и ФПГ в условиях перехода к рыночной экономике;
- разработка обобщенной стратегии и технологии развития и функционирования ФПГ в переходный период экономики России, обеспечивающей выход на мировой рынок.
Объектом исследования являются ФПГ в период перехода к рыночной системе хозяйствования.
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования ФПГ в условиях переходного периода - российской экономики.
Теоретической и методологической базой исследования служат: диалектический метод познания; системный подход; достижения отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий общественного развития, экономики и науки-управления; действующие российское законодательство и нормативные акты, официальная статистическая отчетность, программы, концепции, методические материалы государственных органов управления; публикации в периодической печати, в том числе, в различных деловых изданиях; официальные документы и материалы коммерческих структур.
1. Общее положение о финансово-промышленных группах
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации.
Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации федеральных целевых программ, регулируются законодательством Российской Федерации о федеральных целевых программах. Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации региональных целевых программ, регулируются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
По отдельным вопросам создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, регулирование осуществляется нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами других уполномоченных органов исполнительной власти. Государственное регулирование создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется уполномоченным на то федеральным государственным органом (далее - полномочный государственный орган), указанные функции которого являются исключительными.[2]
Отношения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы, другими договорами, заключаемыми между участниками финансово-промышленной группы.
Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы (статья 11 настоящего Федерального закона) либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.
В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием - учредителем).
В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.[1]
2. Государственная регистрация финансово-промышленных групп
Совокупность юридических лиц, образующих финансово - промышленную группу, приобретает статус финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа об ее государственной регистрации.
Для государственной регистрации центральная компания финансово-промышленной группы представляет в полномочный государственный орган следующие документы:
заявку на создание финансово-промышленной группы (по форме, установленной Правительством Российской Федерации);
договор о создании финансово-промышленной группы (за исключением финансово-промышленных групп, образуемых основным и дочерними обществами);
нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию финансово-промышленной группы;
организационный проект;
нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;
заключение федерального антимонопольного органа.
В случае необходимости Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов финансовый промышленный учет реестр
Решение о государственной регистрации финансово - промышленной группы принимается на основе экспертизы представленных документов полномочным государственным органом.
Полномочный государственный орган вправе запрашивать экспертные заключения других организаций, специалистов, органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по документам финансово-промышленной группы.
По результатам рассмотрения документов финансово - промышленной группы с учетом экспертных заключений полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений:
об отказе в регистрации финансово-промышленной группы;
о возврате документов финансово-промышленной группы на доработку;
о регистрации финансово-промышленной группы.
Отказ в регистрации или возврат документов финансово-промышленной группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин полномочного государственного органа.
В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.
Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов "финансово-промышленная группа", "транснациональная финансово-промышленная группа" или "межгосударственная финансово-промышленная группа", и включением в государственный реестр финансово-промышленных групп.
Использование слов "финансово-промышленная" в наименовании любого юридического лица, кроме центральной компании финансово-промышленной группы, не допускается.
Словосочетания "финансово - промышленная" и "промышленно - финансовая" равноправны.
Особенности государственной регистрации финансово - промышленных групп, не урегулированные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.[2]
Государственная регистрация изменений условий договора о создании финансово-промышленной группы.
Изменение условий договора о создании финансово - промышленной группы или состава участников финансово-промышленной группы подлежит государственной регистрации полномочным государственным органом.
Государственная регистрация изменений состава участников финансово-промышленной группы производится полномочным государственным органом на основании заключения федерального антимонопольного органа.
В случае изменений существенных условий договора о создании финансово-промышленной группы финансово-промышленная группа подлежит повторной государственной регистрации.
Договор о создании финансово-промышленной группы.
Договор о создании финансово-промышленной группы должен определять:
наименование финансово-промышленной группы;
порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной
группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;
порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;
порядок внесения изменений в состав участников финансово - промышленной группы;
объем, порядок и условия объединения активов;
цель объединения участников;