ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений.
Современное состояние логистики, ее развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.
Реализация большинства бизнес-концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.
Целью пособия «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является подготовка студентов в области информационных технологий; формирование у студентов общего представления о современных информационных технологиях управления и их применения в профессиональной деятельности; овладение студентами методами и приёмами решения профессиональных задач с помощью современных информационных технологий.
Задачей пособия является обучение студентов использованию современной вычислительной техники и информационных систем, выработка практических навыков работы с современными программными средствами.
Предметом пособия является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций благодаря которым они становятся специалистами в области использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности.Тема 1.1 Основные понятия информационных технологий
Информационные технологии (ИТ, от англ. Information technology, IT) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Совокупность методов и производственных процессов экономических информационных систем определяет – принципы, приёмы, методы и мероприятия, регламентирующие проектирование и использование программно-технических средств для обработки данных в предметной области.
Цель применения ИТ – снижение трудоёмкости использования информационных ресурсов.
Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, аудио и видеоинформация и др.
Информационная система – это система, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей.
Экономическая информационная система (ЭИС) – система для обработки экономической информации. Предметной областью ЭИС является бухучёт, статистика, банковская, кредитно-финансовая, страховая и другие виды экономической деятельности. Для использования ЭИС на рабочем месте её необходимо спроектировать посредством информационных технологий. При этом следует заметить, что ранее процесс проектирования ЭИС был отделён от процесса обработки экономических данных в предметной области. Сегодня он также существует самостоятельно и требует высокой квалификации специалистов-проектировщиков.
Однако уже созданы ИТ, доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ЭИС с процессом обработки данных. Например: электронный офис, текстовые и табличные процессоры и т.д. Таким образом, на рабочем месте эксплуатируются как элементы ЭИС, разработанные проектировщиками, так и информационные технологии, позволяющие работнику автоформализовать свою деятельность.
В таблице 1.1 приведены классы технологий и методов проектирования ЭИС.
Таблица 1.1 – Классы технологий и методов проектирования ЭИС
Класс технологии
Степень
автоматизации
Степень
типизации
Степень
адаптивности
Каноническое проектирование
Ручное проектирование
Оригинальное проектирование
Реконструкция
Индустриальное автоматизированное проектирование
Автоматизированное проектирование
Оригинальное и модельно-ориентированное
Реструктуризация модели прототипа (генерация ЭИС)
Индустриальное типовое проектирование
Автоматизированное проектирование
Типовое параметрически-ориентированное проектирование
Параметризация и реструктуризация модели (конфигурация ЭИС)
Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.
Стадия 1. Формирование требований к информационной системе;
Стадия 2. Разработка концепции
Стадия 3. Техническое задание
Стадия 4. Эскизный проект
Стадия 5. Технический проект
Стадия 6. Рабочая документация
Стадия 7. Ввод в действие
Стадия 8. Сопровождение информационной системы
Процесс обработки данных в ЭИС невозможен без использования технических и программных средств.
Технические средства включают в себя: компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей.
Программные средства обеспечивают обработку данных в ЭИС и состоят из общего и прикладного программного обеспечения.Тема 1.2 Принципы, методы и свойства информационных технологий, их эффективность
Информационная технология основывается на ряде принципов:
Диалоговый режим работы с компьютером
Взаимодействие с другими программными продуктами
Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
Методами ИТ являются методы обработки данных.
Основными свойствами ИТ являются:
целесообразность,
наличие компонентов и структуры,
взаимодействие с внешней средой,
целостность,
развитие во времени.
Рассмотрим данные свойства:
Целесообразность: главная цель реализации информационной технологии состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, распределенной переработке информации, распределенных баз данных, различных информационных вычислительных сетей (ИВС) путем обеспечения циркуляции и переработки информации.
Компоненты и структура:
функциональные компоненты – это конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации;
структура информационной технологии – это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний.
Опорная технология – совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации.
База знаний представляет собой совокупность знаний, хранящихся в памяти ЭВМ.
Взаимодействие с внешней средой – взаимодействие информационной технологии с объектами управления, взаимодействующими предприятиями и системами, наукой, промышленностью программных и технических средств автоматизации.
Целостность: информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.
Реализация во времени: обеспечение динамичности развития информационной технологии, ее модификация, изменение структуры, включение новых компонентов.
Информационные технологии и их эффективность
В середине 1990-х годов, в период инфляционного бума так называемой Интернет-экономики, превалирующая точка зрения по поводу информационных технологий заключалась в том, что они «изменят все». Сегодня, безусловно, наступил этап более трезвой оценки роли ИТ, и основной вывод состоит в том, что роль информационных технологий в мире новой экономики более сложна и неоднозначна. Необходимо разобраться, за счет чего ИТ обеспечивает рост эффективности работы организаций.
Уравнение для эффективности достаточно простое: результат надо поделить на потраченные ресурсы. Для повышения эффективности можно увеличивать первую составляющую этого уравнения (результаты) и уменьшать вторую (ресурсы – финансовые, материальные, трудовые). В силу этого рецепт внешне выглядит тривиально простым: использование информационных технологий в тех областях, которые максимально влияют на эффективность.
Информационные технологии в 1990-х годах были основным, мощным инструментом реализации инноваций по трем причинам:
ИТ позволяли создавать новые продукты и эффективные бизнес-процессы;
ИТ обеспечивали быстрое распространение инноваций в рамках индустрии в целом;
ИТ обеспечивали значительную экономию на масштабах (scale economies) – преимущества от использования быстро увеличивались с расширением применения технологий.
От использования ИТ выигрывали те индустрии, которые в максимальной степени зависели от обработки информации. Это, например, индустрии и организации с достаточно сложными операционными и производственными процессами, с высокой интенсивностью и объемами транзакций и выпускающие достаточно сложные продукты.
К примеру, розничная торговля основана на выполнении миллионов мелких транзакций
, поэтому является экстремально сложным объектом для управления. Информационные технологии позволили не только автоматизировать рутинные операции, такие, как контроль складских запасов и сканирование этикеток для определения цены, но и оптимизировать многие сложные процессы, такие, как управление поставками или управление отношениями с клиентами.
В той же индустрии розничной торговли быстрое распространение инноваций происходило за счет массового внедрения таких технологий, как чтение штриховых кодов, внедрение модулей стандартных ERP-систем для управления персоналом, расчета заработной платы, подготовки отчетов.
При этом у тех компаний, которые добились существенных успехов в использовании ИТ, можно обнаружить три общие характеристики:
во-первых, эти компании концентрировали свои инвестиции в ИТ в тех областях, которые максимально влияли на факторы эффективности для данной конкретной индустрии или компании;
во-вторых, они тщательно выбирали последовательность и время реализации соответствующих инвестиций;
в-третьих, они не использовали информационные технологии изолировано, а, скорее, развивали инновации в области управления в комбинации с технологическими инновациями.
Факторы эффективности, естественно, различны для различных отраслей. В сфере торговли это были системы, позволившие ускорить логистические процессы – системы планирования в управлении товарными запасами.
К примеру, компания Wal-Mart, управляющая сетью крупных торговых центров, сначала внедряла системы для управления потоками и складами хранения продуктов во всей своей сети поставщиков, складов и центров дистрибуции. Следующим этапом было внедрение систем для более тесной координации своих операций с поставщиками. Это позволило на следующем этапе внедрять системы, которые позволяли лучше планировать сочетание и пополнение ассортимента товаров. Наконец, интегрируя все полученные ранее возможности, компания принялась за создание хранилищ данных, которые позволили использовать всю эту информацию для обработки сложных запросов и анализа спроса клиентов.
Как часто бывает, каждый по отдельности взятый фактор не является чем-то новым, но эффект обеспечивается их совокупностью. ИТ не являются панацеей для решения всех проблем, но, использованные правильным образом, они являются мощным оружием в конкурентной борьбе и повышении эффективности работы.Тема 1.3 Методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации