ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бурятский респотребсоюз ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум» | | «Улаан-Yдын худалдаа наймаанай-экономическэ техникум» |
ДОКЛАД
по дисциплине «Основы экологического права»
на тему:
«Правовой режим и охрана земель»
Выполнили студенты 2 курса 221\1 группы
Специальность 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
Козлова Анжелика,
Свинкина Александра
Проверил преподаватель
Уварова Оксана Владимировна
Оценка преподавателя
_______________________
(оценка, подпись, расшифровка)
г.Улан-Удэ 2022
Содержание
Введение
Глава I. Общие положения по правовому режиму и целевому использованию земель в РФ:
1.1 Понятие правового режима земель;
1.2 Состав земель и правовой режим земель в РФ.
Глава II. Некоторые особенности правовых режимов и целевого назначения отдельных категорий земель в РФ:
2.1 Правовой режим и целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения;
2.2 Особенности правового режима и целевого назначения земель населенных пунктов;
2.3 Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения;
2.4 Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов в РФ;
2.5 Особенности правового режима земель лесного фонда;
2.6 Правовой режим земель водного фонда;
2.7 Особенности правового режима земель запаса.
Глава III. Практические ситуации, экологические правонарушения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимают «категория земель» и «правовой режим земель».
Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.
В основе разграничения земель на категории лежит их целевое назначение. Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы доклада, которая позволяет не только дать характеристику самих понятий «правовой режим» и «целевое использование» земель, но и рассмотреть некоторые особенности правовых режимов и целевого использования всех категорий земель в РФ.
Глава I. Общие положения по правовому режиму и целевому использованию земель в РФ.
1.1 Понятие правового режима земель
Все земли в РФ для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Это обстоятельство является решающим фактором, определяющим их правовой режим.
Основными элементами понятия «правовой режим земельного участка» являются право собственности на землю, иные права на землю, управление использованием и охраной земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.
Практическое значение этого понятия заключается в том, что его употребление дает возможность определить порядок использования и охраны определенной категории земель, т.е. установить особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель, возможности использования земель на иных, производных от права собственности титулах прав на землю, особенности управления использованием и охраной земель и т.д.
Использование понятия «правовой режим земель» применительно к земельному участку означает определение содержания конкретных прав и обязанностей лиц, которые используют участок на законных основаниях.
В основе разграничения земель на категории лежит целевое назначение соответствующих земель. Определение целей, для которых могут использоваться земли, является той базой, на которой устанавливаются главные положения правового режима соответствующей категории земель. Средством уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель служит зонирование, предусмотренное в Земельном Кодексе РФ (ЗК РФ) Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44. и Градостроительном кодексе РФ Российская газета, 30.12.2004, N 290. Пункт 2 ст.7 ЗК РФ предусматривает, что общие принципы и порядок проведения зонирования должны быть установлены федеральными законами.
Зонирование земель - это:
- средство уточнения и детализации правового режима земель;
- основа определения порядка использования земель населенных пунктов;
- в качестве специфического правового инструмента определения правового режима земель зонирование играет определенную роль для установления режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и земель историко-культурного назначения;
- в отношении иных категорий земель ЗК РФ зонирования не предусматривает.
Неотъемлемым элементом правового режима категории земель являются ограничения прав лиц, использующих земельные участки, путем установления зон с особыми условиями использования земель, санитарных зон, охранных зон и т.п. Задача установления таких зон - ограничить права лиц, использующих земельные участки, обычно в публичных интересах. Правовой режим земельного участка зависит также от того, установлен в отношении него сервитут или нет.
Разрешенное использование земельного участка - это также элемент понятия «правовой режим земель». Разрешенное использование представляет собой результат отнесения участка к соответствующей категории земель, территориального зонирования, установления ограничений и сервитутов, если таковые предусмотрены законодательством Земельное и градостроительное законодательство связывает разрешенное использование с зонированием земель, которое проводится преимущественно на землях поселений. Несмотря на это, кодекс использует этот термин и в отношении иных категорий земель, на которых зонирование не осуществляется. Разрешенное использование земельного участка особенно важно для конкретного лица, использующего земельный участок, - собственника, владельца, пользователя или арендатора земли. Так, в ст. 29 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; ФЗ РФ №66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства РФ, 20.04.1998, N 16 предусматривается, что при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается. Согласно ст. 14 ФЗ РФ «О государственном земельном кадастре»; ФЗ РФ №22-ФЗ от 02.01.2000 г. «О государственном земельном кадастре» // Российская газета, 2000, N 5. в Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков.
В ст. 6 ЗК РФ разрешенное использование выступает в качестве критерия для признания земельного участка делимым. Разрешенное использование определяется при предоставлении земельного участка для строительства с его формированием без предварительного согласования. Разрешенное использование - это правовая основа для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ. В то же время собственник участка обязан использовать землю как в соответствии с целевым назначением, так и разрешенным использованием (п.1 ст.42 ЗК РФ).
Наряду с указанными выше факторами ЗК предусматривает, что правовой режим соответствующих категорий земель устанавливается требованиями законодательства. Таким законодательством являются, согласно п. 2 ст. 3 ЗК РФ, законодательство о природных ресурсах, об охране окружающей природной среды и т.д. Например, правовой режим земель лесного фонда определяется не только земельным, но и лесным законодательством, земель водного фонда - водным законодательством и т.д. Правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав и сервитутов.
1.2 Состав земель и правовой режим земель в РФ
Все земли имеют различное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют различное экономическое и социальное значение в жизни общества. В отношении некоторых земель на первый план выходит их экологическое значение. С учетом этих обстоятельств, для организации рационального использования и охраны земель все земли в нашей стране подразделяются на различные категории. В основе выделения категорий земель лежит их целевое назначение.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ все земли в РФ подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Приведённые 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой.
По мнению автора, перечень категорий располагается от «высших» категорий к «низшим» в зависимости от их ценности и характера использования.
В отличие от сельскохозяйственных земель, служащих главным, как правило, единственным и незаменимым средством производства сельскохозяйственной продукции, земли других категорий служат пространственным базисом для проживания, отдыха, производственной деятельности различного характера и т.д.
Любой перевод земель из одной категории в другую, осуществленный с нарушением установленного земельным законодательством порядка (ст. 8 ЗК РФ), является основанием признания актов об отнесении земель к определенным категориям, а также о переводе земель из одной категории в другую.
Все перечисленные выше земли могут использоваться только в соответствии с установленным для данной категории земель целевым назначением.
Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым, с тем чтобы правильно организовать процесс их использования.
Соответствующие исполнительные органы государственной власти на основании данных государственного земельного кадастра определяют целевое назначение земель, решая вопрос об использовании тех или иных земель либо в сельском или лесном хозяйстве, либо для размещения населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных объектов и сооружений и т.д.
В результате подразделения земель на категории определяется содержание и объем прав и обязанностей соответствующего субъекта, использующего землю на законных основаниях. Права и обязанности, например, собственника сельскохозяйственных земель отличаются от прав и обязанностей собственника земель, которые отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.п. Таким образом, базой определения правового режима земель является их целевое назначение.
Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведённые 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой.