Файл: Правовой режим и охрана земель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) иные виды деятельности.
2.5 Особенности правового режима земель лесного фонда

В ЗК РФ дается определение земель лесного фонда, к которым ст. 101 данного кодекса относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Установлено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством. Согласно лесному законодательству леса в РФ располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ст. 6 ЛК РФ).

Правовой режим лесов, расположенных на землях лесного фонда зависит от их целевого назначения. Так, в соответствии со ст. 10 ЛК леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:

1) защитные леса;

2) эксплуатационные леса;

3) резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Кроме того, в защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования:

а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

в) постоянные лесосеменные участки;

г) заповедные лесные участки;

д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

ж) другие особо защитные участки лесов (ст. 102 ЛК РФ).

Гл. 2 ЛК РФ устанавливает особенности использования лесов на территории РФ. Так, согласному данному закону леса в РФ могут использоваться для следующих целей: заготовка древесины, живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; сбора лекарственных растений; для ведения охотничьего хозяйства; для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; для рекреационной и иных видов деятельности, с особенностями, предусмотренными соответствующими статьями ЛК РФ,

Рассмотрим особенности правового режима каждой из них.

Законодатель с учетом особенностей правового режима выделяет следующие категории лесов первого вида (защитных лесов):

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;


3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

Устанавливается целевое назначение данной категории земель. Так, согласно ч. 1 ст. 102 и ч. 4 ст. 12 ЛК РФ закреплено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. На территории таких лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях ЛК РФ относит леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных особо охраняемых природных территориях.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. По общему правилу в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесах в РФ запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Кроме того, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов запрещены и случи установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.



Законодатель предусматривает возможность выборочных рубок (в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов), которая на практике реализуется только для целей вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Леса второго вида (эксплуатационные леса) подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускается использование лесов всех видов, предусмотренных ЛК РФ.

К резервным лесам (леса третьего вида) в РФ отнесены леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.
2.6 Правовой режим земель водного фонда

К землям водного фонда в РФ относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ст. 102 ЗК РФ).

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ст. 102 ЗК РФ, а также водным законодательством.

Земли водного фонда в РФ могут использоваться для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод или дренажных вод, для обеспечения пожарной безопасности, разведки и добычи полезных ископаемых, для целей рыболовства и охоты, для рекреационных, лечебных и оздоровительных целей (глава 5 ВК РФ). Но на практике необходимо соблюдать особенности, закрепленные соответствующей статьей ВК РФ. Например, водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения.
2.7 Особенности правового режима земель запаса


Правовой режим земель запаса принципиально отличается от правового режима земель иных категорий. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения и других есть земли, которые никому не предоставлены для использования. Это - земли, целевое назначение которых еще не определено. Это один из критериев определения земель данной категории. Такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности.

К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земель данной категории возможно только после их перевода в состав соответствующей категории земель.

Глава III. Практические ситуации, экологические правонарушения

3.1 В Республике Бурятии незаконно предоставили участок недр в центральной экологической зоне Байкала

Земельный скандал может стоить должности главе Северо-Байкальского района, который признан виновным в халатности. Приказом министерства природных ресурсов Бурятии организации незаконно предоставлен для добычи общераспространенных полезных ископаемых участок недр, расположенный у поселка Кичера Северо-Байкальского района. Этот участок находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где добыча полезных ископаемых запрещена, сообщили в Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре. В целях устранения нарушений прокурор обратился с заявлением в Арбитражный суд Бурятии, который требования прокурора о признании недействительными вышеуказанного приказа Минприроды и лицензии на право пользования недрами по добыче песка удовлетворил. Глава Северо-Байкальского района, незаконно предоставивший недропользователю земельный участок для добычи песка, приговором суда признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 293 Уголовного Кодекса Росийской Федерации (халатность). По объективным причинам он освобожден от наказания (штрафа), но суд принял решение о взыскании с виновного причиненного преступлением ущерба в размере более 7 млн рублей.

3.2 Ответственность за выброс мусора в неположенном месте

Практически все, что человек добывает, производит и потребляет, превращается в отходы. В городах и населенных пунктах происходит интенсивное накопление твердых коммунальных отходов, которые, в случае игнорирования установленных мест для их сбора, загрязняют окружающую среду.

К твердым коммунальным отходам, согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Свалки отходов в местах, не предназначенных для их размещения, представляют серьёзную опасность для окружающей среды и здоровья людей. Вещества,