Файл: Правовой режим и охрана земель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Границы населенных пунктов устанавливаются на основании:

1) утвержденного или измененного генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утвержденной или измененной схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Для каждой из вышеназванных территориальных зон индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков устанавливается градостроительный регламент.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима, как самих земельных участков, так и всего, что находится над и под его поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Далее, рассмотрим целевое назначение отдельных составляющих земель населенных пунктов:

1) земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения;

2) земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам;


3) земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей;

4) земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры;

5) земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (пашни, многолетние насаждения, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения) - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Законодателем в самостоятельную статью выделен правовой режим пригородных зон. Так, согласно ст. 86 ЗК РФ пригородные зоны - это земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений, в которых выделяются: территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города; зоны, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

Утверждение и изменение правового режима подобных зон входит в компетенцию субъектов РФ (искл.: пригородные зоны Москвы и Санкт-Петербурга).
2.3 Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Перечень этих земель не является исчерпывающим, т. к. человечество живет в условиях 21 века, когда научно-техническая революция постоянно движется вперед. В целом о них можно сказать, что это земли, предоставляемые в аренду на праве постоянного бессрочного пользования или в собственность предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.



В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации являются федеральной собственностью.

Выделим общие особенности режима земель этой категории:

1) используются для специальных несельскохозяйственных нужд;

2) они не образуют единого земельного массива; они, как правило, проходят узкими участками в земли других категорий;

3) характерна специальная организация землепользования;

4) размеры отводимых для этих целей участков должны быть подготовлены и подтверждены проектно-сметной документацией;

5) для этих целей предоставляются земли несельскохозяйственного назначения;

6) в целях обеспечения безопасности этих объектов и охраны окружающей среды на смежных с ними землях образовываются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями их использования.

Каждая из земель специального назначения имеет особенности правового режима, отличные от других, положения о которых закреплены в соответствующих статьях ЗК РФ (ст. 88 - 93).

Согласно статистике, из общего объема земель специального назначения наибольший объем представляют земли промышленности и земли транспорта.
Поэтому, целевое назначение и особенности правового режима рассмотрим на примере данных земель.

Земли промышленности - это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, ФЗ РФ и законами субъектов РФ.

Земли транспорта предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

В состав земель промышленности могут входить:

- земли под объектами производственного назначения;

- подъездные пути;

- складские и иные вспомогательные помещения;

- административные здания;

- санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями их использования.

В состав земель транспорта могут входить земли автомобильного, морского, воздушного, трубопроводного и т.п. транспорта.
2.4 Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов в РФ

Согласно ч. 1 ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов - это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В их составе выделяют следующие земли:

1) особо охраняемых природных территории, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли.

Необходимо сказать, что данный перечень земель исчерпывающим не является, т.к. в соответствии с земельным законодательством РФ компетентные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут учреждать и иные особоохраняемые территории.

В состав особо охраняемых территорий в РФ входят: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, которые имеют следующие особенности (общие):


- земли данных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности;

- в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается;

- на специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом;

- на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности;

- земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима;

- в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

- земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;