Файл: Вопросы к коллоквиуму 1 Основы товароведения Сформулируйте определение категории товароведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к коллоквиуму №1 «Основы товароведения»
1. Сформулируйте определение категории «товароведение». Назовите основные задачи товароведения медицинских и фармацевтических товаров.
- Юля
Товароведение - комплексная научная дисциплина, изучающая:
- потребительные свойства и потребительные стоимости товаров;
- их классификацию и кодирование;
- стандартизацию;
- факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;
- методы контроля и оценки качества;
- закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру;
- условия сохранения качеств товаров при их транспортировании, хранении, потреблении и эксплуатации.
Задачи:
- изучение основ товароведения, классификации, кодирования медицинских и фармацевтических товаров,
- использование товароведческого анализа для оценки качества медицинских и фармацевтических товаров, экспертизы при приемке товаров,
- обеспечение сохранности медицинских и фармацевтических товаров при транспортировании и хранении,
- проведение маркетинговых исследований в системе движения товаров,
- управление ассортиментом фармацевтической организации и рынка.
2. Сформулируйте определение категорий «медицинское и фармацевтическое товароведение»,
«медицинские товары», «фармацевтические товары».
Таня
Товароведение медицинских и фармацевтических товаров — комплексная научная дисциплина, изучающая:
– потребительную стоимость медицинских и фармацевтических товаров;
– их классификацию и кодирование;
– стандартизацию;
– факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;
– методы контроля и оценки качества;
– конкурентоспособность;
– закономерности формирования ассортимента товаров, его структуру;
– условия сохранения качества товаров при их транспортировке, хранении, потреблении и эксплуатации.
Медицинские товары – это изделия и материалы, которые применяются в медучреждениях с лечебной, диагностической и профилактической целью.
Фармацевтическими товарами или товарами основного ассортимента являются:
1. лекарственные средства, в том числе и гомеопатические:

- лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача;
- лекарственные средства, отпускаемые без рецепта;
2. изделия медицинского назначения (ИМН):
- перевязочные средства;
- предметы ухода за больными;
- другие ИМН.
3. Сформулируйте определение категорий «качество товара» и «полезность товара». В чем состоит отличие оценки качества товара от товароведческого анализа.
Качество товара - совокупность потребительских свойств, обуславливающих полезность товара
Полезность товара - его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность
Оценка качества медицинских и фармацевтических товаров - совокупность операций по выбору показателей качества, определению их действительных значений и сопоставлению их с базовыми показателями
Цель товароведческого анализа - экспертная оценка специалистом (провизором) комплекса характеристик медицинских и фармацевтических товаров для подтверждения его соответствия
НТД и годности к применению в здравоохранении.
4. Сформулируйте требования, обуславливающие потребительные свойства фармацевтических товаров. Поясните отличия потребительной стоимости товара от потребительных свойств товара.
МАРИНА
Потребительные свойства - св, обуславливающие способность товара удовлетворять конкретные потребности.
Потребительная стоимость - полезность товара, т е способность товара удовлетворять какую-либо конкретную потребность.
Потребительная стоимость - экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага. Потребительные св-ва проявляются только в процессе эксплуатации или потребления товара. Не все св-ва явл потребительными, а только ТЕ, которые способны удовлетворять определенную потребность. (Например, вата медицинская хорошо горит, но это св-во не явл потребительным для медсестры. Потребительное св-во ваты для медсестры будет ее гигроскопичность).
5. Обоснуйте необходимость изучения вами медицинского и фармацевтического товароведения. Назовите основные методы, применяемые в товароведении.
МАРИНА
Оттолкнуться от определения “Товароведение мед и фарм товаров”(вопр 1), что все, чем занимается данная дисциплина, необходимо нам как будущим специалистам.
Предмет - товар. Знания о мед и фарм товарах необходимы тем, кто встречается на всех этапах его продвижения от разработчика до потребителя. Для освоения профессиональных компетенций. Без знаний особенностей товаров, их свойств нельзя принимать управленческие решения.


Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели. Две группы методов:
1) методы научного познания - направлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.
2) методы практической товароведческой деятельности.
1):
К эмпирическим относят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Они подразделяются на измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств).
Аналитические методы базируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. К ним относятся методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование,
программирование и планирование) и систематизации (идентификация, классификация,
обобщение, кодирование).
Анализ базируется на изучении экспериментальных данных.
Диагностика — распознавание признаков недоброкачественности товаров, ассортиментной принадлежности и др.
Прогнозирование — возможные изменения ассортимента и др.
Программирование — определение последовательности действий специалистов по рациональному товародвижению и др.
Планирование — разработка мероприятий по дальнейшему улучшению свойств товаров,
ассортиментной политики и др.
Систематизация — упорядочение однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам,
путем расположения их в определенном порядке.
Идентификация — установление соответствия характеристик товаров требованиям,
предъявляемым к ассортиментной группе.
Обобщение (группировка) — выделение ассортиментных групп по общепринятым признакам.
Классификация — разделение множества объектов товаров на подмножества по сходству и различию в соответствии с принятыми методами.
Кодирование - образование и присвоение товару или классификационной группировке соответствующего кода.
2):
К методам практической товароведческой деятельности относятся методы экспертизы товаров,
рекомендуемые нормативно-технической документацией для оценки качества, и технологические методы (упаковывание, маркирование, хранение), рассматриваемые в частных разделах товароведения.
6. Какие методы и принципы стандартизации используются при разработке нормативной документации.
Оля
(стр.143 учебника)
Методы:
-
унификация - установление единообразия, приведение к единой форме
(документов,
деталей, оборудования, запасных частей и т.п.). Это один из наиболее распространенных и эффективных методов стандартизации→ заключается в рациональном сокращении числа типов, видов и размеров изделий одинакового

функционального назначения и направлена на уменьшение числа разновидностей изделий за счет их комбинирования
-
типизация — придание типовых форм, использование типичных, общих для многих объектов процессов, приемов, методов решения. Она заключается в разработке и установлении типовых конструктивных и технологических решений, которые содержат общие характеристики для ряда изделий или процессов, и позволяет сократить затраты времени на проектирование и разработку .
-
агрегирование — укрупнение. Оно состоит в создании медицинских приборов и оборудования путем их компоновки (сборки) из ограниченного количества стандартных или унифицированных деталей.
Принципы: комплексность, многоступенчатость и многозвенность, экономное использование материальных ресурсов, использование прогрессивных технологий.
Примером осуществления принципа комплексной стандартизации является стандартизация лекарственных средств. В этом случае в стандартах и ФС введены повышенные требования к качеству исходного сырья, оборудования, приборов, контролирующих технологический процесс производства, к упаковке, маркировке, условиям транспортирования и хранения и т.п. → подход позволяет повысить качество продукции, поскольку на качество готового изделия влияют технология производства, сырье, упаковочные материалы, условия хранения и транспортирования.
Принцип многоступенчатости и многозвенности предполагает стабильность и конкретность объектов стандартизации на каждом уровне. Стандарты на разных уровнях (государственные,
отраслевые, республиканские, стандарты предприятий) взаимосвязаны, представляют собой звенья одной цепи.
Важное преимущество принципа многозвенности состоит в полном исключении параллелизма стандартов, так как государственные стандарты имеют свои объекты, а республиканские и отраслевые — свои.
Принцип экономного использования материальных ресурсов заключается в стандартизации материалов, используемых при изготовлении тех или иных изделий, и способствует упорядочению материально-технического снабжения предприятий.
Принцип использования прогрессивных технологий заключается в том, что при разработке стандарта на товар используется самый прогрессивный и эффективный способ изготовления изделия. В случае же разработки стандарта на способ производства создается стандарт на самый прогрессивный способ.
7. Укажите цели и задачи стандартизации. Какие нормативные документы используются при составлении заявки и приемке лекарственных препаратов.
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик для их дальнейшего добровольного и многократного использования с целью упорядоченности в сфере производства, обращения и потребления товара, а также повышения его безопасности,
экономичности и конкурентоспособности.
К основным задачам стандартизации относятся:
– разработка нормативных требований к качеству готовой продукции, а также к качеству сырья,
полуфабрикатов, используемых при ее изготовлении;
– разработка требований и норм в области проектирования и производства продукции, методов и средств ее испытания и контроля; обеспечение единства и правильности измерений в стране,
разработка новых и совершенствование существующих эталонов единиц измерений;
– совершенствование систем терминологии и обозначений в различных отраслях науки и техники; участие в работе международных организаций по стандартизации;


– обеспечение высокого качества продукции через единую систему показателей качества,
методов контроля и исследований готовой продукции, а также сырья и материалов,
необходимых для ее изготовления;
– повышение степени соответствия продукта, процессов и т.п. их функциональному назначению; устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие
НТП и сотрудничеству в различных областях;
– разработка международных рекомендаций и стандартов и др.
Стандарты правил приемки предусматривают унифицированный порядок и правила приемки товаров медицинского назначения по количеству и качеству.
В этих стандартах описываются единый порядок отбора проб, место и условия приемки,
порядок внешнего осмотра, последовательность и описание операций приемки, документация,
в которой оформляются результаты приемки и др
В требовании-накладной указывается номер, дата составления документа, отправитель и получатель лекарственного препарата, наименование лекарственного препарата (с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.п.), вид упаковки
(коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения,
приема внутрь, глазные капли и т.п.), количество затребованных лекарственных препаратов,
количество и стоимость отпущенных лекарственных препаратов.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:
● повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
● повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
● обеспечение научно-технического прогресса;
● повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
● рациональное использование ресурсов;
● техническая и информационная совместимость;
● сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
● взаимозаменяемость продукции.
8. Укажите цели и задачи сертификации товаров медицинского назначения.
Сертификация товаров медицинского назначения, зарегистрированных в Российской
Федерации, проводится с целью подтверждения их безопасности и соответствия качества
требованиям нормативных документов.
Основные цели сертификации: 1) содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
2) защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца; 3) контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества; 4) подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Участники системы сертификации проводят:
– идентификацию продукции, представленной для сертификации;


– сертификацию продукции;
– выдачу сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;
– инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
– приостановку или отмену действия выданных сертификатов;
– формирование фонда нормативных документов, необходимых для проведения сертификации.
9. Укажите сферы действия стандарта отрасли. В каких случаях разрабатываются стандарты предприятия?
Отраслевой стандарт (ОСТ) — принимается государственным органом управления в пределах его компетенции. Он обязателен для всех предприятий и организаций других отраслей, применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли. Такие стандарты устанавливаются на сырье, полуфабрикаты, используемые в данной отрасли, а также на отдельные виды товаров народного потребления.
Утверждаются отраслевые стандарты министерством (ведомством), являющимся ведущим в производстве данной продукции. Основное внимание при разработке этой группы стандартов обращается на переход от стандартизации однородных групп продукции к стандартам на технологические процессы и комплексные методы оценки, а также вопросам технического обслуживания и калибровки изделий.
Стандарт предприятия (СП) — принимается предприятием. Он отражает присущие каждому предприятию особенности технологического процесса получения товара и содержит перечень показателей качества, которые должны быть не ниже требований ГОСТа или ОСТа на аналогичную продукцию.
Стандарты предприятий могут разрабатываться предприятием, объединением предприятий,
союзом, ассоциацией, концерном, акционерном обществом, межотраслевым, региональным и другим объединением.
Предприятие самостоятельно устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения,
учета, издания, применения, обновления и отмены стандартов предприятия, но с учетом требований по разработке национальных стандартов.
Стандарты предприятий утверждаются, как правило, без ограничения срока действия. Но по решению самого предприятия срок действия стандарта может быть ограничен.
Главная цель стандартов данной категории – совершенствование организации и управления производством.
10. Назовите основные объекты государственной стандартизации.
Объектами государственной стандартизации являются продукция массового или серийного производства и другие изделия, имеющие межотраслевое и промышленное значение
1) объекты организационно-методические и общетехнические, в том числе:
- Организация проведения работ по стандартизации
- Терминологические системы различных областей знаний и деятельности;