Файл: Компонентный анализ лексического значения слов микрокомпонентный анализ (типология и иерархия сем) макрокомпонентный анализ (выявление всех компонентов выделенного из текста значения слова).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник;
- лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели. Например, слово ельник обозначает место, где растут одни ели; словообразовательный суффикс -ник обозначает место, на котором растут породы деревьев, обозначенные корнем (осинник, малинник);
- мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.
Таким образом, изучение словообразования на уроках русского языка имеет практическую, коммуникативную направленность, осуществляется с учетом ряда принципов: общедидактических, общеметодических и частнометодических.
3. Методы изучения словообразовательных понятий в школе направлены на достижение основной цели – опираясь на структурно-семантическую характеристику слова, научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова, устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка, формировать орфографические навыки учащихся.
Для формирования знаний об основных теоретических понятиях словообразования, о морфемной структуре слова используются различные приемы: беседа, сообщение учителя, чтение правила, показ речевого образца и т.п. Формированию основных умений и навыков школьников при изучении данного раздела способствуют различные морфемные и словообразовательные упражнения.
Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова:
- найдите слова, имеющие приставки, суффиксы и т.п.;
- обозначьте условными знаками части слова;
- подберите слова с такими же суффиксами (приставками);
- выполните графический диктант;
- сгруппировать слова по наличию в них разных приставок (суффиксов);
- заполнить таблицу, используя данные примеры;
- разберите слова по составу и др.
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова:
- определить, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
- составить цепочку однокоренных слов;
- определить способ образования слова;
- восстановить пропущенные звенья в словообразовательной цепочке и др.
Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических навыков.
Кроме этого увлечь школьников словообразовательными понятиями помогают лингвистические игры, шуточные стихотворения, лингвистические сказки по морфемике и словообразованию, которые позволяют в игровой форме познакомить детей с теми или иными языковыми понятиями.
4. Для правильного понимания словообразовательной структуры и грамматической формы слова необходимо умение производить морфологический и словообразовательный анализ. К сожалению, на практике эти виды анализа не всегда разграничиваются и проводятся правильно, хотя каждый из них имеет свою задачу и свою методику.
Морфемный разбор слова преследует цель – выявить значимые части слова – морфемы – с точки зрения современного русского языка. Чтобы морфемный анализ удовлетворял современным требованиям современной лингводидактики, необходимо до разбора структурных элементов слова установить его конкретное значение и лексико-грамматическую принадлежность к той или иной части речи, а затем определить значимые части.
Последовательность (порядок) морфемного разбора:
1. Определить изменяемость – неизменяемость слова, указать часть речи.
2. В изменяемых словах выделить окончание, указать грамматические признаки.
3. Выделить основу.
4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов.
5. Выделить суффикс и приставку (если есть).
Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке, каким способом, от какой основы.
Следует отметить, что учащиеся испытывают значительные трудности при
выполнении словообразовательного разбора. Основной типичной ошибкой является указание в качестве производящей основы не ближайшего слова, а слова, начинающего словообразовательную цепочку. Словообразовательный разбор состоит только из одного, последнего звена (обновление – обновить - суффиксальный способ).
В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с этимологическим разбором. В ходе этимологического анализа слова устанавливается: исконным или заимствованным является слово, какие изменения произошли в структуре слова. Специальные исследования показывают, что этимологический анализ активизирует языковую интуицию учащихся особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала самостоятельно доказать родство предложенных групп слов (например,
мешок – мех, кость – кощей, печка - печаль – пещера и др.); высказать свои предположения, а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.
Таким образом, система работы по словообразованию, использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников, научить орфографически правильному письму, связной письменной и устной речи, т.е. коммуникативным навыкам.
( Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе; Литневская Е.И. Об изучении словообразования в средней школе. ; Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.)
- лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели. Например, слово ельник обозначает место, где растут одни ели; словообразовательный суффикс -ник обозначает место, на котором растут породы деревьев, обозначенные корнем (осинник, малинник);
| |
- мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.
Таким образом, изучение словообразования на уроках русского языка имеет практическую, коммуникативную направленность, осуществляется с учетом ряда принципов: общедидактических, общеметодических и частнометодических.
3. Методы изучения словообразовательных понятий в школе направлены на достижение основной цели – опираясь на структурно-семантическую характеристику слова, научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова, устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка, формировать орфографические навыки учащихся.
Для формирования знаний об основных теоретических понятиях словообразования, о морфемной структуре слова используются различные приемы: беседа, сообщение учителя, чтение правила, показ речевого образца и т.п. Формированию основных умений и навыков школьников при изучении данного раздела способствуют различные морфемные и словообразовательные упражнения.
Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова:
- найдите слова, имеющие приставки, суффиксы и т.п.;
- обозначьте условными знаками части слова;
- подберите слова с такими же суффиксами (приставками);
- выполните графический диктант;
- сгруппировать слова по наличию в них разных приставок (суффиксов);
- заполнить таблицу, используя данные примеры;
- разберите слова по составу и др.
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова:
- определить, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
- составить цепочку однокоренных слов;
- определить способ образования слова;
- восстановить пропущенные звенья в словообразовательной цепочке и др.
Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических навыков.
Кроме этого увлечь школьников словообразовательными понятиями помогают лингвистические игры, шуточные стихотворения, лингвистические сказки по морфемике и словообразованию, которые позволяют в игровой форме познакомить детей с теми или иными языковыми понятиями.
4. Для правильного понимания словообразовательной структуры и грамматической формы слова необходимо умение производить морфологический и словообразовательный анализ. К сожалению, на практике эти виды анализа не всегда разграничиваются и проводятся правильно, хотя каждый из них имеет свою задачу и свою методику.
Морфемный разбор слова преследует цель – выявить значимые части слова – морфемы – с точки зрения современного русского языка. Чтобы морфемный анализ удовлетворял современным требованиям современной лингводидактики, необходимо до разбора структурных элементов слова установить его конкретное значение и лексико-грамматическую принадлежность к той или иной части речи, а затем определить значимые части.
Последовательность (порядок) морфемного разбора:
1. Определить изменяемость – неизменяемость слова, указать часть речи.
2. В изменяемых словах выделить окончание, указать грамматические признаки.
3. Выделить основу.
4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов.
5. Выделить суффикс и приставку (если есть).
Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке, каким способом, от какой основы.
Следует отметить, что учащиеся испытывают значительные трудности при
| |
выполнении словообразовательного разбора. Основной типичной ошибкой является указание в качестве производящей основы не ближайшего слова, а слова, начинающего словообразовательную цепочку. Словообразовательный разбор состоит только из одного, последнего звена (обновление – обновить - суффиксальный способ).
В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с этимологическим разбором. В ходе этимологического анализа слова устанавливается: исконным или заимствованным является слово, какие изменения произошли в структуре слова. Специальные исследования показывают, что этимологический анализ активизирует языковую интуицию учащихся особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала самостоятельно доказать родство предложенных групп слов (например,
мешок – мех, кость – кощей, печка - печаль – пещера и др.); высказать свои предположения, а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.
Таким образом, система работы по словообразованию, использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников, научить орфографически правильному письму, связной письменной и устной речи, т.е. коммуникативным навыкам.
( Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе; Литневская Е.И. Об изучении словообразования в средней школе. ; Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.)