Файл: Теоретические вопросы Склонение простых и составных числительных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические вопросы
-
Склонение простых и составных числительных -
Особенности употребление числительных в сочетании с существительными -
Употребление личных форм глагола -
Образование и употребление причастий и деепричастий
Склонение простых и составных числительных
Склонение простых числительных
1. Все порядковые числительные склоняются по образцу прилагательных, то есть имеют те же падежные окончания, например, зеленого– первого, слабому– второму, вредным– четвертым.
2. Собирательные числительные также склоняются по образцу прилагательных, например, синих– двоих, о старых– о четверых. Поэтому нужно быть внимательных при изменении подобных числительных и не путать их окончания с окончаниями соответствующих количественных числительных.
3. Числительные полтора и полтораста имеют только две падежных формы: именительного - винительного падежа и всех остальных – полутора и полутораста.
Числительные сорок, девяносто, сто также имеют только две падежных форам: именительного – винительного падежа и всех остальных — сорока, девяноста, ста.
Числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион и т.д. склоняются аналогично существительным с такими же окончаниями, например, землей – тысячей, о столе – о миллиарде.
4. Склонение сложных числительных
При образовании падежных форм трудности может вызывать изменение сложных числительных, оканчивающиеся на -десят, и числительных, оканчивающиеся на -сот. Эти числительные в структуре одного слова имеют целых два окончания — одно, как обычно, в конце слова, а другое — в середине, аналогичное окончанию простых числительных (от «два» до «девять»), например, пятидесяти, шестьюдесятью, о семидесяти, двумястами, о трехстах, четыремстам. Первая часть числительного склоняется так же, как соответствующее простое числительное, например, чему? трем и тремстам, восьми и восьмидесяти; чем? семью и семьюдесятью, девятью и девятьюстами.
Особенности употребление числительных в сочетании с существительными
Есть несколько главных правил сочетания этих двух частей речи:
Если нужно просклонять словосочетание с составным числительным, которое заканчивается на 2, 3, 4, и с существительным, употребляющимся только в форме мн. ч., возникнет необходимость лексической замены. Например: вместо «двадцать три суток» – «двадцать три дня»;
Числительное требует от сущ. формы Р. п.: сорок разбойников, восемь ступеней и т. д.;
Собирательные имена числительные могут употребляться не со всеми существительными. Нельзя их сочетать с названиями персон женского пола, с неодушевлёнными существительными, с существительными, обозначающими названия животных.
Употребление личных форм глагола
В настоящем и будущем времени глаголы образуют формы, называемые личными, или лицами. Эти формы обозначают лицо, к которому говорящий относит процесс, выраженный глаголом, причем обозначаемое глаголом лицо определяется через отношение его к говорящему. Таких личных форм три: 1-е, 2-е и 3-е лицо. Каждое из них представлено в ед. и во множ. числе.
Лица глагола, противопоставляясь друг другу по значению, образуют две пары соотносительных форм. Одну из них образуют формы 1-го и 2-го лица. Этим формам, как собственно личным, противостоит форма 3-го лица, которая по своему значению может быть определена как неличная и которая только по соотношению с 1-м и 2-м лицом обозначается как форма 3-го лица.
Личное значение собственно личных форм, т.е. форм 1-го и 2-го лица, в основном соответствует значению личных местоимений-существительных. Форма 1-го лица ед. числа обозначает, что говорящий относит процесс, выраженный глаголом, к самому себе: пишу, читаю. Иначе говоря, лицом, к которому относится процесс, является «я». 1-е лицо множ. числа употребляется в том случае, когда говорящий относит выражаемый глаголом процесс к группе лиц, в состав которых входит он сам, т.е. относит его к «мы»: пишем, читаем.
Образование и употребление причастий и деепричастий
| Действительное причастие настоящего времени | Действительное причастие прошедшего времени | Страдательное причастие настоящего времени | Страдательное причастие прошедшего времени |
Вид | несов. вид | сов. и несов. | несов. вид | сов. и несов. |
Переходность | перех. и неперех. | перех. и неперех. | перех. | перех. |
Суффиксы | -ущ- / -ющ- -ащ- /-ящ- | -ш-; -вш- | -ом- / -ем- / -им- | -нн-; -енн-; |
Письменные задания.
Задание 1. Просклоняйте словосочетания числительное + существительное: 456 книг (количественное); 456 заявление (порядковое).
Количественное
четыреста пятьдесят шесть книг
четырёхсот пятидесяти шести книг
четырёмстам пятидесяти шести книгам
четыреста пятьдесят шесть книг
четырьмястами пятьюдесятью шестью книгами
о четырёхстах пятидесяти шести книгах
Порядковое
четыреста пятьдесят шестое заявление
четыреста пятьдесят шестого заявления
четыреста пятьдесят шестому заявление
четыреста пятьдесят шестое заявление
четыреста пятьдесят шестым заявлением
четыреста пятьдесят шестом заявлении
Задание 2. Возразите собеседнику, использовав глаголы в форме 1-го лица единственного числа:
-
- Не надо мне дерзить.
- Я не держу.
2) - Не шелести бумагой, пожалуйста!
- Я не делаю шелест.
3) - Не следует слишком много грезить по этому поводу!
- Я не грежу.
4) - На вечере ты всех затмишь!
- Я не смогу затмить.
5) - Не надо колесить вокруг да около.
- Я не колешу.
Задание 3. Составьте предложения с парами глаголов:
Полощет - поласкает,
Женщина действительно полоскала бельё, а кто-то из археологов или путешествующих белых туристов обратился к ней с вопросом.
Я полощу свой рот по утрам.
Блистает-блещет,
Он пришёл блистать сегодня!
Он блещет своим умом везде.
О нем все говорят, что он умом не блещет, а мне он кажется интересным собеседником.
Обычно она блистает на такого рода вечеринках, а сегодня выглядит очень скромной в своем ромашковом платьице.
Брызгает-брызжет,
Я обожаю слушать рассказы-небылицы, потому что обладает особенным даром рассказчика, и юмор брызжет в каждом его слове.
Чтобы белье легче гладилось, мама всегда брызгает на него водой.
Капает-каплет.
Вода не льется, а только капает, наверное, скоро совсем отключится.
Есть такая поговорка "Над бедным везде каплет", но я не совсем понимаю ее значение.