Файл: I понятие и закрепление идеи социальной справедливости в общеправовых и отраслевых принципах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I ПОНЯТИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ОБЩЕПРАВОВЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ ПРИНЦИПАХ

1.1. Социальная справедливость как философская и правовая категория
Первая развитая концепция справедливости была предложена учеником Сократа Платоном. В диалоге «Государство», а затем в диалоге «Законы» Платон изложил свои представления о справедливости и связал их со своим пониманием совершенного государства, основной характеристикой которого выступала именно справедливость. [2]

Совершенно иначе истолковывал справедливость ученик Платона Аристотель, учение которого о справедливости сохранило своё значение и до нашего времени. Справедливость по Аристотелю совпадает с нравственностью в проекции на социальную сферу и является высшей добродетелью социальных институтов. В специальном, а именно более узком, смысле справедливость есть нравственно — определенная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства способа кооперирования разных видов деятельности и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Аристотель впервые поделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности).

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство ущемлены и не обеспечены, между людьми нет равенства, а существующие блага распределяются непропорционально.

Именно общее благо для Аристотеля – важнейший аспект справедливости. Вместе с тем, он подчёркивает связь справедливости с равенством: справедливость есть некоторого рода равенство – равные должны иметь равное. Позднее в христианстве это положение было выражено в виде требования «воздаяния каждому в соответствии с тем, что ему надлежит», или «равным – равное».

Нельзя не отметить и теорию справедливости политического философа С. Дж. Ролза, выпустившего книгу «Теория справедливости» (1972), которая в свою очередь оказала большое влияние на современные правовые дискуссии о справедливости. Мысль Аристотеля о единстве справедливости и общего блага прошла сквозь тысячелетия. На эту мысль опирается и Ролз. Его интересует справедливость, прежде всего, как политическая и социальная категория, а не как формально-правовая. [5]


Основами справедливости в понимании политического философа являются два принципа:

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимых с подобными системами свобод для других;

2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они, во-первых, вели к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших и, во-вторых, делали доступ к должностям и положениям, открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.

Первый принцип является политическим, очевидно, что второй принцип имеет определённое юридическое содержание.

Возвращаясь к реалиям современной жизни, отметим, в правовом поле справедливость выступает как формальное равенство, одинаковость масштаба, мерило требований, законов, правил и норм, посредством которого «измеряются» и индивиды, становящиеся в этом случае лицами, уравненными между собой в качестве субъектов права. Идеи справедливости пронизывают законодательства демократических государств, в частности и наше национальное законодательство, а именно принципы отраслевых институтов права, отдельные нормы Конституции Российской Федерации. Данный принцип закреплён и в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [1], в которой установлено:

1) Все равны перед законом и судом.

2) Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям».

В этой связи обращает на себя внимание мнение О. В. Мартышина, который верно замечает, что:

«Во все эпохи и у всех наций было необходимо, чтобы право оставалось справедливым. Или оно выдвигалось как олицетворение справедливости, либо ставилась цель реформировать его в корреспонденции со справедливостью. Из данного возможно сделать вывод, что справедливость относится к основным принципам права или вечным ценностям». [3]



Принцип справедливости действительно коррелирует со многими институтами права и в целом с законностью. Единство таких понятий, как законность и справедливость подкрепляется нравственными началами. Ведь все, что сказано о ценностях права для общества, государства и личности, так или иначе, относится и к рассматриваемым двум понятиям.

Таким образом, законность и справедливость выступают основополагающими, руководящими началами для общественных отношений, закрепляясь при этом в современном законодательстве, в качестве неотъемлемых принципов. А выступая в качестве идеальных понятий и ценностей, они охватывают всю сферу правотворчества: от принятия проекта закона, до его исполнения в зале судебного заседания.

При этом, законность и справедливость переплетаются и с объективной истиной, процессом ее установления и доказывания при рассмотрении и разрешении отдельных юридических дел. Истина – основа справедливости, необходимое условие, без которого нельзя оценить ту или иную ситуацию, принять справедливое решение. [2] Нахождение истины в каждом деле должно быть основной и направляющей задачей. В свою очередь, законность также базируется на истине.

Как отмечает М. С. Строгович, истина в доказывании устанавливается в определенном законом порядке и при помощи указанных в законе средств. [5] Достижение истины невозможно без правильного применения всех необходимых для этого законных средств. Очевидно, что без истины, так же, как и без правды, невозможно ни одно законное и справедливое решение по делу.

Однако, в это же время, остается немало противоречий между законностью и справедливостью, содержащихся в правовых предписаниях и различных актах правоприменения, которые, в свою очередь, могут также неверно трактоваться людьми. В качестве причин возникновения таких противоречий можем выделить:

  • несовершенство действующего законодательства, его несоответствие отдельным аспектам общественной жизни;

  • различия в свойствах правовых предписаний и нравственности;

  • ошибки практиков в определении нравственной и правовой природы дел;

  • разный уровень профессиональной подготовки правоприменителей;

  • большие нагрузки правоприменителей и короткие сроки выполнения служебных заданий, которые отражаются на качестве выносимых решений.

Думается, что устранение перечисленных выше противоречий между законностью и справедливостью предполагает необходимость совершенствования нынешнего законодательства. Ведь длительное существование устаревших и «мертвых» норм, а также норм со значительными недостатками и пробелами, только обостряют проблему несогласованности законности и справедливости.


В заключение хочется отметить, что справедливость, как понятие и категория действительно находит свое место в действующей правовой сфере – выступает важнейшим принципом права, пронизывая отдельные его нормы. Что же касается соотношения справедливости и закона, то наблюдается их тесная связь и взаимодействие друг с другом, однако же, необходимо учитывать, что только лишь скорейшее устранение противоречий между этими двумя понятиями поспособствует гармонизации законодательства на данном уровне развития современной правовой жизни.

1.2 Принципы права социального обеспечения и социальная справедливость
Принципы права включают в себя главные идеи, которые играют важное значение при определении самой сути и направления развития норм в конкретной обозначенной области социального сотрудничества. Все эти принципы отмечены в нормах правового процесса. Принципы права имеют характерные отличительные черты, которые не дают спутать их с правовыми нормами. Причина в том, что последние руководствуются основными идеями и не включают все элементы правовой нормы.

Правовые принципы играют важную роль в жизни общества. Благодаря им удается понять суть законодательной системы, каким образом она связана с экономикой и моралью, понять общую направленность и тенденции формирования правовых систем.

По своему происхождению принципы характеризуются своим высоким уровнем всеобщности и стабильности. Для них не характерно наличие большое количество признаков и характеристик, но, несмотря на это они всегда закреплены в определенной правовой норме. Про соотношение системы права и системы законодательства расскажет этот материал.

Принципы социального обеспечения – это основные положения в правовом процессе, благодаря которым удается определить единство права, его отличительные черты, содержание и общую направленность.

Права человека на социальное обеспечение характеризуется такими принципами, как равенство, общественная справедливость, реализация общественного обеспечения, размер социального обеспечения не должен быть ниже прожиточного минимума, многообразие видов социального обеспечения.
1.3 Проявление принципа социальной справедливости в российском пенсионном законодательстве в дореформенный период

Первым законом, который за всю историю развития пенсионного законодательства в XX веке наиболее полно отвечал принципу социальной справедливости, был Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» в его первоначальной редакции. Несмотря на то, что с учетом экономического состояния страны Государственной Думой в него неоднократно вносились изменения, которые свели на нет основанную на данном законе возможность построения в России справедливой пенсионной системы, он оказал положительное влияние на разработку новых законодательных актов о пенсионном обеспечении, вступивших в силу в период с января 2002 г.

В современном российском пенсионном законодательстве не отвечает принципу социальной справедливости следующее: сужение круга лиц, имеющих право на трудовые пенсии (в первую очередь это касается пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца); учет при назначении трудовых пенсий нестраховых периодов при условии, что им предшествуют или за ним следуют периоды работы и (или) иной деятельности, в период которых за работника уплачивались страховые платежи в ПФР; исключение периода ухода за ребенком в возрасте до полутора лет при конвертации пенсионных прав, заработанных гражданином до января 2002 г.; большой отрыв базовых частей трудовых пенсий от прожиточного минимума, что означает несоответствие современного пенсионного законодательства Рекомендации Международной организации труда № 43; игнорирование интересов многодетных семей при определении базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности; невключение отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в профессиональный страховой стаж; обязательность отчисления части страховых платежей на накопительную часть трудовых пенсий; перевод в резервный фонд средств, значащихся в специальной части лицевого счета застрахованного, в случаях смерти инвалида или трудоспособного лица, не доживших до пенсионного возраста; перевод льготного пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в профессиональные пенсионные системы; отсутствие в законодательстве четких гарантий реализации всех пенсионных прав граждан; отход от максимально удобных для граждан правил обращения за назначением и перерасчетом пенсий; финансирование за счет средств федерального бюджета пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим и предоставление, по существу, им права получать две пенсии - за выслугу лет и трудовую пенсию.