Файл: Использование игровых технологий в развивающекоррекционной работе с детьми тмнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная школа» г. Черкесска
«Использование игровых технологий в развивающе-коррекционной работе с детьми ТМНР»
Выполнила: Синчук-Павленко Н.Н.
Черкесск 2023 г.
«ТМНР» - это нарушение, при котором имеются 2 и более первичных дефектов. Каждый из них существует в комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, обуславливающими особенности детей. Самыми трудноразрешимыми проблемами в работе с этими детьми являются:
-
отсутствие навыков межличностного общения; -
несформированность потребности в общении; -
неадекватная самооценка; -
негативное восприятие других людей; -
гипертрофированный эгоцентризм; -
склонность к социальному иждивенчеству;
Основным методом обучения таких детей, является - игровой. Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно-отсталого ребёнка.
А игру невозможно развернуть без участия речи. Таким образом, понятно что, в развитии активного словаря у детей с ТМНР большая роль принадлежит игрокоррекции (применение игровых технологий).
В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока. Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие обучающихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Дидактическая игра в школе - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно - воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое - воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.
С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.
Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений,
развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра:
-
помогает снять чувство усталости; -
раскрывает способности детей, их индивидуальность; -
усиливает непроизвольное запоминание.
У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:
-
Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий. -
При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности обучающихся с интеллектуальными недостатками детей. -
Обязательное условие - игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации. -
Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств - выявление победителя. -
Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Эффективность дидактической игры, во многом зависит от моего эмоционального отношения к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому мне необходимо в процессе игровой деятельности, помогать детям. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия.
Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, головоломки и др. - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические
квадраты, игры с геометрическим материалом - направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Применение терапевтических игр обосновано профилактикой и коррекцией трудностей обучения детей с ТМНР.
Цель игры - помочь ребенку достичь состояния психического равновесия, то есть имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:
-
выявление скрытых страхов ребенка; -
помочь ребенку снять накопившееся напряжение; -
уменьшить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми; -
научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.
Терапевтическую игру я провожу в спокойной обстановке. Использую
характерный принцип повторяемости терапевтической игры. Усвоив эту игру как способ «легализации» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее.
К терапевтическим играм относятся: психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика.
Правильно продуманное и организованное применение психогимнастических упражнений в ходе урока помогает ребенку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное - способствует укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
На уроке психогимнастика занимает не более 5 минут. Её можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
Очень важным игровым приемом работы в коррекционно-развивающем обучении, считаю релаксационные упражнения, которые способствуют снятию эмоционального напряжения.
Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Незаменимым игровым упражнением, применяемым на моих уроках, является физкультминутка. Она должна быть тесно связана с темой урока, учитываться при планировании и быть переходным мостиком к следующей части урока. Сочетаю игры и физкультминутки.
Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:
Дидактические игры с движениями. Например, «Найди игрушку по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».
Двигательные действия и задания.
Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.
Развивающие игры.Например, «Испорченный телефон», «Запомни движения и повтори».
Креативные (творческие) физкультминутки:
Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегли, скакалка и т.п.
Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям).
Физкультминутки являются кратковременным отдыхом в первую очередь для центральной нервной системы.
Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя мои движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
С большой эффективностью на уроках я использую упражнения для снятия напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок - дыхательную и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, гимнастику для глаз. Это упражнения вида: «Сова», «Энергетическая зевота», «Сладкий сон», «Надуй шарик». А для развития концентрации внимания и обеспечения межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение использую гимнастику для глаз. Так же для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе над доской прикреплен зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Любимое упражнение детей «Сладкий сон» - дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.