Файл: Тема Функциональная организация мозга и психическая деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6. Функциональная организация мозга и психическая деятельность
-
Типология ВНД. Свойства и динамика нервных процессов. -
Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. -
Функциональные системы. Учение П.К. Анохина о функциональных системах. -
Функциональные блоки головного мозга по А.Р. Лурия: строение, функции.
1.Типология ВНД. Свойства и динамика нервных процессов
И. П. Павловым было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей ВНД - имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов. Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:
1) силой нервных процессов — работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;
2) уравновешенностью нервных процессов — соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;
3) подвижностью нервных процессов — скоростью смены процессов возбуждения и торможения.
В зависимости от сочетания этих свойств выделяются 4 типа ВНД.
Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип).
Второй тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны (безудержный тип).
Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип).
Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).
Т. е. типом ВНД является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для ВНД того или иного индивидуума.
Различные типы ВНД лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.
Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно реагирует на их действие (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).
2.Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся
I Классификация И. П. Павлова | II Классификация типов по Гиппократу | Характеристика личности по возбудимости и впечатлительности | Характеристика поведенческих реакций |
Он положил в основу классификации свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу нервных процессов, т. е. работоспособность корковых клеток. Определяется длительностью нервного напряжения, связанного с возбуждением или торможением. б) уравновешенность нервных процессов – т. е. соотношение процессов возбуждения и торможения. в) подвижность нервных процессов – способность корковых клеток по требованию обстоятельств давать преимущество одного процесса перед другим, или способность к быстрой смене одного процесса другим. | Эту классификацию дал еще Гиппократ (460 – 377г. до н. э.). Классификация темпераментов основывалась на преобладании различных жидкостей тела. | | |
сильный, уравновешенный, подвижный (живой тип) | сангвинический (горячая кровь) | доминирует «центр удовольствия». Характеризуется высокой возбудимостью, живой реакцией на изменения обстоятельств. Сохраняет уравновешенность в трудных ситуациях. | общителен, контактен, целеустремлен. |
сильный, уравновешенный, инертный (спокойный тип) | флегматический (слизь) | доминирует центр терпения. Характеризуется высокой возбудимостью, но человек с трудом меняет деятельность, эмоции погашены. | замедленное формирование программ поведения, высокая целеустремленность и работоспособность. |
сильный, неуравновешенный (безудержный) | холерический (желчь) | доминирует центр нетерпения. Характеризуется повышенной возбудимостью, даже нервозностью, очень эмоционален, бурно реагирует на воздействия. | высокая потребность деятельности, целеустремленность, но интересы часто меняются. |
слабый тип | меланхолический (черная желчь) | доминирует центр уныния. Возбудимость слабая. Характерна быстрая истощаемость процессов возбуждения и торможения. Впечатлительность повышена, эмоционален, преобладают отрицательные эмоции. | трудно устанавливает контакты, нерешителен, боязнь, высокая утомляемость. При новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное поведение. |
Генотип – наследственно передаваемые качества нервных процессов.
Фенотип – их изменение в результате образа жизни, жизненного опыта, воспитания.
Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.
Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами - воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным» типом нервной системы - тренировать процессы торможения и т.д. Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления. Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.
3.Функциональные системы. Учение П.К. Анохина о функциональных системах
Функциональной системой, согласно П.К. Анохину, является всякая организация нервных процессов, в которой отдаленные и разнообразные импульсы нервной системы объединяются на основе одновременного и соподчиненного функционирования, заканчивающегося полезным приспособительным эффектом для организма. В такой функциональной системе конечный эффект в виде работы каких-либо органов не может быть строго отделен от собственно нервных процессов.
Функциональные системы имеют отличную от рефлекторной дуги циклическую динамическую организацию, вся деятельность составляющих компонентов которой направлена на обеспечение различных приспособительных результатов, полезных для организма и для его взаимодействия с окружающей средой и себе подобными. Любая функциональная система, согласно представлениям П.К.Анохина, имеет принципиально однотипную организацию и включает следующие общие, притом универсальные для разных функциональных систем периферические и центральные узловые механизмы (рис. 1).
-
Полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональной системы; -
Рецепторы результата; -
Обратную афферентацию, поступающую от рецепторов результата в центральные образования функциональной системы; -
Центральную архитектонику, представляющую избирательное объединение функциональной системой нервных элементов различных уровней; -
Исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, включающие организованное целенаправленное поведение.
С общетеоретической точки зрения функциональные системы представляют саморегулирующиеся организации, динамически и избирательно объединяющие ЦНС и периферические органы и ткани на основе нервной и гуморальной регуляции для достижения полезных для системы и организма в целом приспособительных результатов. Полезными для организма адаптивными результатами являются в первую очередь обеспечивающие различные стороны метаболических процессов гомеостатические показатели, а также находящиеся за пределами организма результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие различные биологические (метаболические) потребности организма, потребности зоосоциальпых сообществ, социальные и духовные потребности человека.
Функциональные системы строятся прежде всего текущими потребностями живых существ. Они постоянно формируются метаболическими процессами. Кроме того, функциональные системы организма могут складываться под влиянием специальных факторов окружающей организм среды. У человека это в первую очередь факторы социальной среды. Механизмы памяти также могут быть причиной формирования функциональных систем, особенно поведенческого и психического уровней.
Совокупная деятельность множества функциональных систем в их взаимодействии определяет сложные процессы гомеостазиса организма и его взаимодействия со средой обитания. Функциональные системы представляют, таким образом, единицы интегративной деятельности организма.
4.Функциональные блоки головного мозга по А.Р. Лурия: строение, функции
Весь мозг может быть подразделен на три структурные функции блока:
I. энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;
II. блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
III. блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3 блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Они характеризуются определёнными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.
I блок - включает ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лоб и височных долей мозга: мозолистое тело, средний мозг, теменно-затылочная борозда, мозжечок, ретикулярная формация ствола, крючок, гипоталамус, таламус;
II блок - включает основные анализаторные системы (зрит, кожно-кинестет, слух), корковые зоны которых расположены в задних отделах БП: премоторная область, прецентральная извилина, центральная извилина, моторная область, префронтальная;
III блок - включает моторные, премоторные.
Характеристика первого блока мозга по А.Р. Лурии. Структура первого блока мозга по А.Р. Лурии.
Энергетический блок включает неспецифические структуры разных уровней:
-
ретикулярную формацию ствола мозга; -
неспецифические структуры среднего мозга, -
диэнцефальные отделы; -
лимбическую систему; -
медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Регулирует два типа процессов активации:
1. общие генерализованные изменения активации, являются основой различия функциональных состояний; связанных с изменением уровня бодрствования.
2. локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ.
Неспецифические системы:
- нижние уровни (ретикулярные отделы ствола и среднего мозга) обеспечивают 1 тип процесс активации;
- расположенные выше уровни (диэнцефальный, лимбич-й, корковый) связаны с регуляцией 2 типа процесса;
- медиобазальные отделы коры лобных долей - регуляция избирательных селективных форм процессов активации, которая осуществляется с помощью речевой системы.
Неспецифические структуры блока по принципу своего действия подразделяются на след типы: