Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Удивительный мир слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучающиеся должны уметь:

            Различать приставки и предлоги.

            Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
           Разбирать слова по составу.
           Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
           Писать НЕ с глаголами.
           Работать со словарем.

            Группировать и подбирать слова на определенные правила.
           Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
           Составлять рассказы по картинке.                                                                                     

      Пересказать текст.

3 класс     «Занимательное словообразование»
Календарно-тематическое планирование. (34 часа)


п/п

Тема занятия

Количество часов

По

плану

Проведено факт.

1

Сказочное царство слов .

1







2-3

Путешествие в страну Слов.

2







4 - 5

Чудесные превращения слов.

2







6 -7

В гостях у слов- родственников.

2







8- 9

Добрые слова.

2







10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1







11- 12

Новые слова в русском языке.

2







13

Встреча с зарубежными друзьями.

1







14- 15

Синонимы в русском языке.

2







16

Слова- антонимы.

1







17

Слова- омонимы.

1







18

Крылатые слова.

1







19- 20

В королевстве ошибок.

2







21-22

В стране Сочинителей.

2







23-24

Искусство красноречия.

2







25

Праздник творчества и игры.

1







26- 27

Трудные слова.

2







28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2







30- 31

Шарады и логогрифы.

2







32

Откуда пришли наши имена.

1







33

Занимательное слообразование.

1







34

КВН по русскому языку.

1







Итого 34 часа














Содержание занятий.

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами.  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.



Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24.  Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.


Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.  

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

      Правила правописания слов с изученными орфограммами.
     Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
     Главные члены предложения.
     Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

      Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
     Разбирать предложения по членам предложения.
     Обозначать на письме интонацию перечисления.
     Разбирать слова по составу.
     Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
     Писать правильно слова с удвоенными согласными.
     Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
     Определять число, время глаголов.
     Писать НЕ с глаголами.
     Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
     Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
     Составлять рассказы по картинке.

4 класс  «Занимательная лингвистика»
Календарно-тематическое планирование     (34 часа)


п/п

Тема занятия




Дата проведения

Количество часов

по плану

фактически




Фонетика и орфоэпия        (7 часов)










1

Что такое орфоэпия?










2

Что такое фонография или звукозапись?










3

Звуки не буквы!










4

Звучащая строка.










5

Банты и шарфы.










6

«Пигмалион» учит орфоэпии.










7

Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях».













Лексикология    (27 часов)










8

Имена вещей.










9

О словарях энциклопедических и лингвистических.










10

В царстве смыслов много дорог.










11

Как и почему появляются новые слова?










12

Многозначность слова.










13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.










14

Об одном и том же - разными словами.










15

Как возникают названия.










16

Слова – антиподы.










17

Фразеологические обороты.










18

Словари «чужих» слов.










19

Капитан и капуста.










20

«Он весь свободы торжество».










21

Мы говорим его стихами.










22

Слова, придуманные писателями.










23

Слова уходящие и слова – новички.










24

Словарь языка Пушкина.










25

Смуглая Чернавка.










26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».










27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».










28

Какой словарь поможет избежать ошибок?










29

Словарь- грамотей.










30

Научная этимология.










31

Какие бывают имена?










32

Древнерусские имена.










33

Отчество и фамилия.










34

Надо ли останавливаться перед зеброй?










Итого 34 ч














Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.        Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.        Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.