Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ в 2013 – 2020 годах»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ
КОНТРОЛЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ АВТОМОБИЛЬНОГО
И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
МОСКВА 2019

Учебно-методическое пособие по повышению квалификации контролеров технического состояния транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта содержит в необходимом и достаточном объеме актуальную информацию о правовых и организационных основах, функциях и полномочиях субъектов транспортной деятельности по обеспечению и поддержанию исправного и работоспособного состояния транспортных средств в условиях эксплуатации, нормативно-правовом и техническом регулировании в сфере эксплуатационной безопасности транспортных средств; специфике способов и методов контроля технического состояния транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, организации и обеспечении производства предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Пособие ориентировано на специалистов в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, эксплуатации транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте, чья компетенция распространена на проверку технического состояния агрегатов, узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения транспортных средств с использованием контрольно-регулировочного и диагностического оборудования.
Настоящее Пособие рекомендовано к использованию при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (повышения квалификации) контролеров технического состояния транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, профессиональные и квалификационные требования к которым установлены приказом
Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287.
Разработка Пособия осуществлена во исполнение положений Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
3.10.2013 г. № 864, коллективом авторов:

Комаров В.В., к.т.н., НИИАТ;

Андрианов Ю.В., к.т.н., НИИАТ;

Титов А.Е., НИИАТ;

Трубицын В.А., к.т.н., МАДИ.
2

СОДЕРЖАНИЕ
Термины и определения
.........5
1.
Общие положения
.......16
2.
Эксплуатационная безопасность транспортных средств
.......20
2.1.
Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств.
.......20 2.2.
Техническое состояние транспортных средств в условиях эксплуатации.
.......23 2.3.
Влияние технического состояния транспортных средств на безопасность дорожного движения.
.......30 2.4.
Требования к техническому состоянию транспортных средств в условиях эксплуатации.
.......35 2.5.
Принципы обеспечения работоспособности транспортных средств.
.......39 2.6.
Государственный надзор в области транспорта и безопасности дорожного движения.
.......42
3.
Контроль технического состояния транспортных средств
.......57
3.1.
Проверка технического состояния и исправности агрегатов, узлов и систем транспортных средств. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
.......57 3.2.
Проверка требований в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства.
.......60 3.3.
Комплектность транспортных средств.
.......66 3.4.
Дополнительные требования, предъявляемые к транспортным средствам.
.......69 3.5.
Экологический контроль транспортных средств.
.......75
4.
Организация предрейсового или предсменного контроля технического
состояния транспортных средств субъектом транспортной деятельности
.......79
4.1.
Контроль технического состояния транспортных средств, как составная часть производственного процесса субъекта транспортной деятельности.
.......79 4.2.
Организация предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......88 4.3.
Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......102 4.4.
Правовые основы деятельности и профессиональные компетенции контролера технического контроля транспортных средств.
.......106
5.
Средства производства предрейсового или предсменного контроля
технического состояния транспортных средств
.......121
5.1.
Техническое диагностирование транспортных средств.
.......121 5.2.
Комплекс устройств и средств технического диагностирования для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......123 5.3.
Контрольно-технический пункт предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......132 5.4.
Оборудование осмотровой канавы.
.......141 5.5.
Площадка для проверки действия тормозной системы.
.......144 5.6.
Рабочее место для проверки внешних световых приборов.
.......145 5.7.
Парковка (стоянка) для хранения и проведения ежедневного обслуживания транспортных средств.
.......146 3


6.
Технологическое обеспечение предрейсового или предсменного контроля
технического состояния транспортных средств
.......153
6.1.
Технологические карты предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств
.......153 6.2
Продолжительность (трудоемкость) предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......155
7.
Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность, гигиена труда и
производственная санитария при организации работ по контролю
технического состояния транспортных средств
.......165
7.1.
Охрана труда в производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......165 7.2.
Пожарная и промышленная безопасность в производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......173 7.3.
Гигиена труда и производственная санитария при производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......175
Литература
.......181
Приложения 1 – 5
1.
Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, реализуемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, обеспечении безопасности дорожного движения и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
.......188 2.
Требования к оборудованию для проверки технического состояния узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения подвижного состава автомобильного транспорта.
.......189 3.
Перечень требований к контрольно-регулировочному и диагностическому оборудованию, установленных ГОСТ 31489-2012 «Оборудование гаражное.
Требования безопасности и методы контроля».
.......192 4.
Контрольные операции ТО-1 и ТО-2 по проверке технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
.......194 5.
Примерная форма договора на осуществление предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
.......199 4

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем учебно-методическом пособии используются следующие термины и определения:
Автобус
Транспортное средство категорий М
2
и М
3
, сконструированное и предназначенное исключительно для перевозки пассажиров.
Автомобиль
Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов, или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, т.е. нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом. Он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов по дорогам или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов, является лишь вспомогательной функцией.
Автомобиль газобаллонный
Автомобиль, двигатель которого работает на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах, смонтированных на шасси этого автомобиля.
Автомобиль легковой
Автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
Автопоезд
Транспортное средство, образованное автомобилем и буксируемым им полуприцепом или прицепом (прицепами).
Автотранспорт- ное предприятие
Предприятие, осуществляющее перевозку грузов и людей и поддержание автомобилей в пригодном для эксплуатации состоянии.
Автотранспорт- ное средство
Устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам общей сети людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная масса определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и их багажа.
Агрегат
Сборочная единица транспортного средства, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других компонентов транспортного средства и способностью выполнять определенную функцию в транспортном средстве самостоятельно.
Баллон
Герметичная емкость, имеющая одно или два резьбовых отверстия для установки запорной арматуры, предназначенная для транспортирования, хранения и использования сжатого газа.
Безопасность транспортного средства
Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Безопасность транспортного средства активная
Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде в связи со свойствами транспортного средства, снижающими вероятность возникновения ДТП.
Безопасность транспортного средства пассивная
Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде в связи со свойствами транспортного средства, снижающими тяжесть последствий ДТП.
Безопасность транспортного средства экологическая
Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде в связи со свойствами автотранспортного средства, снижающими степень отрицательного влияния на окружающую среду.
Верхнее строение трамвайного пути
Рельсы и специальные части, стрелочные переводы и пересечения со всеми видами скреплении и соединений.
Визуальный контроль
Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.
Владелец
Собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным
5

транспортного средства средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и др.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством при исполнении своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско- правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства
Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение.
Внешние световые приборы
Устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации.
Водитель
Лицо, которое управляет транспортным средством (использует транспортное средство) на праве владения, пользования, распоряжения, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.
Воздушная контактная сеть
Предназначена для передачи электроэнергии через подвижной токосъемник электрическими системами трамвайного вагона или троллейбуса. Основными элементами контактной сети являются:
- опоры и опорные конструкции;
- контактные подвески;
- арматура и спецчасти;
- контактные, питающие и усиливающие провода.
Выбросы
Выбрасываемые в атмосферный воздух вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и испарениях топлива транспортных средств, которыми являются оксид углерода (CO), углеводороды (HC), оксиды азота (NO
x
), дисперсные частицы.
Газоанализатор
Измерительный прибор для определения структуры, качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей с бензиновыми двигателями.
Газовый двигатель Двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе.
Гарантийный ремонт
Восстановление работоспособности автомототранспортных средств и/или самоходной техники за счет завода-изготовителя. Производится фирменными предприятиями завода-изготовителя или предприятиями сервиса по договорам с предприятиями изготовителя.
Гибридное транспортное средство
Транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
ГЛОНАСС
Глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации.
ГИБДД МВД
России
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Городской наземный электрический транспорт
Транспортные средства городского наземного электрического транспорта и объекты инфраструктуры, необходимых для их функционирования, при осуществлении перевозок пассажиров.
Грузовое транспортное средство
Самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом.
Диагностирование Комплекс работ и организационно-технических мероприятий для определения технического состояния транспортных средств в процессе эксплуатации.
Двигатель внутреннего сгорания
Тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу.
Двухкомпонент- ная система нейтрализации
Система, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода и углеводородов.
6

отработавших газов
Двухтопливное транспортное средство
Транспортное средство, предназначенное для эксплуатации, как на бензине, так и на сжиженном нефтяном газе, компримированном природном газе или сжиженном природном газе.
Деселерометр
Измеритель замедления транспортного средства при торможении.
Деталь
Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Является элементом транспортного средства, поставляемым в качестве запасной части, идентифицируемой посредством уникального каталожного номера.
Дефект
Каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям.
Деформация
Изменение формы и (или) размеров тела или его части под действием внешних или внутренних сил.
Диагностическое оборудование
Вид технологического оборудования, включающего в свой состав технические устройства для задания режимов работы транспортного средства (компонента транспортного средства) и средства измерений диагностических параметров
(показателей) транспортного средства или его компонентов.
Дизель
Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия.
Дополнительное оборудование
Оборудование, которое может быть установлено изготовителем на всех транспортных средствах определенной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное в соответствии с требованиями существующего законодательства на транспортное средство в процессе его эксплуатации, помимо серийного оборудования.
Дорожное движение
Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Дорожно- транспортное происшествие
Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Дымомер
Прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов поглощения света отработавшими газами, выделяемыми транспортными средствами.
Заднее защитное устройство
Часть конструкции автотранспортных средств категорий N
2
, N
3
, O
3
и O
4
, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий M
1
и N
1
при наезде сзади.
Задние габаритные огни
Огни, предназначенные для обозначения габаритной ширины транспортного средства сзади.
Задний противотуманный огонь
Огонь, предназначенный для улучшения видимости транспортного средства сзади в густом тумане.
Запасная
(аварийная) тормозная система
Тормозная система, предназначенная для снижения скорости транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы.
Запасная часть
Отдельная деталь или сборочная единица, поставляемая на сборочное производство транспортных средств или предназначенная для замены изношенных, неисправных или отказавших идентичных компонентов транспортного средства с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния.
Запасное окно
Окно, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в аварийной ситуации.
Идентификацион- ный номер (код) транспортного средства (Vehicle
Identification
Number, VIN)
Структурная комбинация знаков, присваиваемая транспортному средству для целей его идентификации.
Идентификация
Установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации, либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов.
Изготовитель
Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его
7

компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.
Измерительный контроль
Контроль, осуществляемый с применением средств измерений, включая средства технического диагностирования, в том числе передвижные.
Использование транспортного средства
Эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог
(дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).
Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства.
Исправное состояние транспортного средства
Состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию транспортного средства.
Квалификация
Уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.
Комплектность транспортных средств
Определяется наличием дополнительных элементов (устройств, приборов, знаков и т.д.), которые не являются компонентами или опциями транспортного средства, но должны на нем присутствовать во время эксплуатации по правовым или иным основаниям.
Компонент
Составная часть транспортного средства, выполняющая определенные технические функции, которая может быть заменена при восстановлении транспортного средства.
Составной частью транспортного средства может быть деталь или сборочная единица. Компоненты поставляются на сборочное производство транспортных средств и (или) используются в качестве запасных частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Контактная линия Участок контактной сети, относящийся к одному трамвайному или троллейбусному пути одного направления.
Контактная подвеска
Система подвешивания контактного провода (проводов) к поддерживающим устройствам.
Контактная сеть электроснабжения трамвая и троллейбуса
Совокупность устройств (опорные устройства, поддерживающие устройства, контактные подвески, специальные части, арматура), служащих для подведения электроэнергии от тяговых электроподстанций непосредственно к токоприемнику подвижного состава.
Корректор света фар
Устройство для регулирования вручную с места водителя или в автоматическом режиме угла наклона светового пучка фары ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки транспортного средства, и (или) профиля дороги, и (или) условий видимости.
Колесные тормозные механизмы
Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению транспортного средства за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).
Колесо
Вращающийся элемент транспортного средства, воспринимающий нагрузку от массы транспортного средства и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска. Колеса для транспортных средств классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин: а) колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной нагрузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления; б) колеса дисковые и бездисковые для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин, и колеса, имеющие неразборные ободья, предназначенные для бескамерных автомобильных шин; в) колеса дисковые и бездисковые для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.
8