Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2135
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическое оборудование
Орудия труда для реализации технологического процесса, его части или технологической операции.
Технология производства
Комплекс технологических процессов и операций, осуществляемых с помощью составленных в определенной последовательности средств производства и персонала, позволяющий производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги.
Технология технического обслуживания и ремонта
Совокупность методов, технологических процессов и операций изменения технического состояния транспортных средств, осуществляемых с помощью составленных в определенной последовательности предметов труда, средств производства и персонала с целью обеспечения исправности, работоспособности и соответствия установленным требованиям транспортных средств.
Тип транспорт- ного средства
Транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
Ток утечки
Электрический ток, протекающий между корпусом троллейбуса и «землей».
Тормозная система
Совокупность частей транспортного средства, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.
Тормозное управление
Совокупность всех тормозных систем автотранспортного средства.
Тормозной привод Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.
Трамвай
Рельсовое транспортное средство городского пассажирского транспорта, приводимое в движение электрическими двигателями, получающими электроэнергию от внешнего источника по контактному проводу и рельсам.
Трамвайное депо
Комплекс сооружений, обеспечивающих хранение, техническое обслуживание и ремонт трамвайных вагонов.
Трамвайный вагон Транспортное средство как единица подвижного состава трамвая, передвигающееся по рельсовым путям, приводимое в движение тяговыми электродвигателями, получающими электроэнергию через специальный токоприёмник от контактного провода, подвешенного над рельсами, которые служат обратным проводом.
Трамвайный вагон специальный
Учебный трамвай, рельсошлифовальщик, поливомоечный, самоходная платформа, оборудованная краном, трамвай-снегоочиститель, трамваи для очистки желобов рельсов и смазки кривых, трамвай для измерения трамвайных путей и др.
Трамвайный вагон сочлененный
Трамвайный вагон, имеющий общую ходовую часть и кузов из двух или более частей, соединенных гибким сочленением.
Трамвайный поезд Система соединения и управления трамвайными вагонами, при которой из кабины головного вагона осуществляется управление тяговыми и вспомогательным оборудованием прицепленных вагонов, соединенных в поезд.
Транспортные средства городского наземного электрического транспорта
Трамвай, троллейбус, автобус с электрическим двигателем, электробус и гибридные транспортные средства, в которых в качестве одного из видов энергии для целей приведения в движение транспортного средства используется электрическая энергия.
Троллейбус
Безрельсовое транспортное средство городского пассажирского транспорта, приводимое в движение электрическими двигателями, получающими электроэнергию от внешнего источника по контактным проводам через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприемника.
Троллейбус сочлененный
Троллейбус, имеющий общую ходовую часть и кузов из двух или более частей, соединенных гибким сочленением.
Троллейбусное депо (парк)
Комплекс сооружений, обеспечивающих хранение, техническое обслуживание и ремонт троллейбусов.
Тягач механическое транспортное средство, используемое для буксировки прицепов
Тяговая сеть
Совокупность устройств (питающие линии, рельсовая сеть, контактная сеть, усиливающие линии), служащих для передачи электрической энергии к подвижному составу.
Указатель поворота
Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения о намерении водителя изменить направление движения.
Упор противоот- катный (башмак)
Приспособление, подкладываемое под колесо вагона, троллейбуса для предотвращения его самопроизвольного движения.
14
Управляемые колеса
Колеса, приводимые в действие рулевым управлением транспортного средства.
Фара ближнего света
Огонь, предназначенный для освещения дороги спереди транспортного средства таким образом, чтобы не ослеплять водителей встречных транспортных средств и других участников дорожного движения и не причинять им неудобства.
Фара дальнего света
Огонь, предназначенный для освещения дороги на большом расстоянии спереди транспортного средства.
Функциональный контроль
Проверка работоспособности и правильности функционирования транспортного средства и (или) его компонентов в действии.
Цветографическая схема
Графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств.
Шип противо- скольжения
Твердый профилированный стержень, состоящий из корпуса и износостойкого элемента и устанавливаемый в выступе протектора зимней шины для повышения сцепления шины с обледенелым или заснеженным дорожным покрытием.
Шумомер
Измерительный прибор для определения уровня звука. В целом представляет собой сочетание микрофона, устройства обработки сигналов и устройства отображения.
Экипировка
Обеспечение выпускаемых на линию транспортных средств съемным оборудованием, запасными частями, инструментом, материалами и документацией.
Экологический класс
Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
Эксплуатация
Стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его ввода в эксплуатацию для использования по назначению до момента утилизации.
Эксплуатационная документация
Комплект эксплуатационных документов, поставляемый изготовителем вместе с транспортным средством и содержащий необходимые сведения по рациональной эксплуатации транспортного средства.
Эксплуатацион- ный документ
Документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации транспортного средства и/или отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) транспортного средства, гарантии и сведения по его эксплуатации в течение установленного срока службы.
Электробус
Безрельсовое транспортное средство городского пассажирского электротранспорта, который большую часть пути проходит как обычный троллейбус, а затем, отсоединяясь от контактной сети, продолжает движение в режиме автобуса
(электробуса), получая энергию от аккумуляторов.
Электромобиль
Транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
Электронная подпись
Информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Энергетическая установка гибридного транспортного средства
Совокупность двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя, генератора
(функции двигателя и генератора могут выполняться одной электромашиной), устройства аккумулирования энергии, электропреобразователей и системы управления.
15
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одним из основных факторов, определяющих эффективность работы автомобильного и городского электрического транспорта по критериям безопасности, является технический уровень и техническое состояние подвижного состава. При этом, безопасность транспорта рассматривается в двух аспектах: как механическая безопасность участников дорожного движения и экологическая безопасность в отношении окружающей среды и здоровья населения.
Механическая безопасность транспорта определяется в первую очередь конструкцией и техническим уровнем транспортных средств, которые через параметры активной и пассивной безопасности закладываются на стадии изготовления, а также техническим состоянием, управление которым осуществляется в процессе эксплуатации.
Техническое состояние транспортных средств оказывает достаточно существенное влияние на безопасность дорожного движения (далее – БДД).
Согласно статистике ГИБДД МВД России, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств служит причиной до 5% от общего количества дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), что в абсолютном выражении составляет порядка 10 тысяч происшествий в год, в которых есть раненые и погибшие.
Следует учитывать, что внезапные отказы работоспособности транспортных средств, участвующих в дорожном движении, сопровождаются наиболее тяжелыми последствиями при свершении ДТП. В среднем по России, на ДТП, произошедшее из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств приходится в 1,5 раза больше погибших и раненых, чем на одну среднестатистическую дорожную аварию. О неудовлетворительном техническом состоянии парка транспортных средств свидетельствуют данные контрольно- надзорной деятельности ГИБДД МВД России, в соответствии с которыми ежегодно выявляется около 2 млн. событий, характеризуемых неисправным техническим состоянием транспортных средств.
Исследования, выполненные в странах с высоким уровнем автомобилизации и безотказности транспортных средств, находящихся в эксплуатации, также подтверждают высокую значимость неудовлетворительного технического состояния, как причины ДТП. По имеющимся оценкам в этих странах из-за технических неисправностей происходит до 10 – 20% всех дорожно-транспортных происшествий, при этом доля этих происшествий в США составляет до 18%, в
Германии – до 15%, во Франции – до 16%, в Дании – до 12%.
По результатам научно-исследовательской работы, осуществленной при реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», посвященной исследованию закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации в течение их жизненного цикла, к числу основных видов неисправностей транспортных средств, являющихся причиной
16
ДТП, правомерно отнести: неисправности тормозной системы (до 30% дорожно- транспортных происшествий по техническим причинам); устройства обзорности дороги (до 19%); рулевое управление (до 14%); внешние световые приборы (до
16%); звуковая сигнализация (до 8%); колеса и шины (до 5%); дополнительное оборудование (до 5%) и прочие (до 3%).
Приведенная статистика свидетельствует о справедливости утверждения о том, что техническое состояние транспортных средств, находящихся в эксплуатации является одним из важнейших факторов, воздействующих на безопасность автотранспортной системы в целом.
Решение проблемы повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом, снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду основывается на применении эффективных механизмов в системе управления техническим состояниям транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Среди таких механизмов наибольшей потенциальной эффективностью в сфере предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий по техническим причинам является механизм предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, так как контрольные процедуры в отношении технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации, реализуются практически ежедневно, перед каждым выездом транспортного средства на линию для участия в дорожном движении.
Законодательно, обязательность проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств закреплена в статье 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [2] устанавливающей, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки
(коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 г.
№ 7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» [45] установлено, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а выпуск на линию
17
транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния запрещается. Кроме того, субъект транспортной деятельности также обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 года № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» [48].
В соответствии с данным приказом, предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 года № 287 [46
]. Указанные требования определяют необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности контролеров технического состояния автотранспортных средств и контролеров технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Настоящее учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые для успешного освоения программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) контролеров технического состояния транспортных средств. В учебно-методическом пособии приведены практические рекомендации субъектам транспортной деятельности по формированию организационного, производственного, технологического, кадрового и информационного обеспечения системы предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.
Материалы учебно-методического пособия носят универсально-прикладной характер, что обеспечивает возможность их использования помимо контролеров технического состояния транспортных средств широкому кругу специалистов при решении задач создания, внедрения и функционирования механизма предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Учебно-методическое пособие содержит большой объем информационно- справочных материалов, которые будут полезны контролерам технического
18
Требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 года № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» [48].
В соответствии с данным приказом, предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 года № 287 [46
]. Указанные требования определяют необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности контролеров технического состояния автотранспортных средств и контролеров технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Настоящее учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые для успешного освоения программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) контролеров технического состояния транспортных средств. В учебно-методическом пособии приведены практические рекомендации субъектам транспортной деятельности по формированию организационного, производственного, технологического, кадрового и информационного обеспечения системы предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.
Материалы учебно-методического пособия носят универсально-прикладной характер, что обеспечивает возможность их использования помимо контролеров технического состояния транспортных средств широкому кругу специалистов при решении задач создания, внедрения и функционирования механизма предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Учебно-методическое пособие содержит большой объем информационно- справочных материалов, которые будут полезны контролерам технического
18