Файл: Роль народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ануфриенко Елизавета Владимировна,

воспитатель,

МБДОУ 37 «Теремок»,

г. Железногорск
Роль народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

И именно поэтому с 2001 реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем развития патриотизма и придания ей новой динамики. Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения.

Так же, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

«Без памяти нет традиций. Без воспитания нет духовности. Без духовности нет личности. Без личности нет народа. «Традиции, обычаи, образы русской народной культуры в развитии дошкольников, как исторической общности», — сказал академик Г. Волков на семинаре педагогических работников. Данный тезис учёного усиливает положение о необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях кризиса самосознания. Именно поэтому необходимо закладывать начало в дошкольном возрасте, когда дети воспринимают окружающую его действительность эмоционально,
приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Поэтому-то и важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в старшем возрасте - мир родного края, и, наконец, мир родной отчизны — России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему. Погружая ребенка в национальный быт, народные игры, сказки, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине.

К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. Ведь «народная педагогика» основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей. Народная педагогика использовала для достижения своих целей:



- фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т. д.);

- народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);

- народный театр (Петрушка, скоморохи и др.);

- изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т. д.);

- быт и межличностные отношения в семье.

Если вспомнить жизненный уклад наших прабабушек, особенно тех, которые жили в деревнях, как они вели быт, как общались со своими детьми, в какие игры с ними играли, то по сравнению с нашей современной семьей можно предположить, что семейные традиции постепенно уходят в никуда. Дети часто с младенчества остаются на попечении нянек или бабушек, если маме нужно срочно выходить на работу. Но из-за ранней разлуки с матерью ребенок страдает, он становиться более капризным, нервозным и, как следствие, снижается его иммунитет. Малыш начинает болеть уже с раннего детства. И вспомним, как общались с детьми раньше: ребенок с рождения находился рядом с матерью, которая укачивала его в колыбельке, пела ему песни. Постоянное присутствие мамы рядом благотворно влияет на развитие ребенка в целом, и эмоционального состояния. Соблюдались семейные традиции, семья собиралась на совместные обеды, игры, вместе вели быт.

Роль народной культуры в воспитании детей огромна. Именно культура народного быта приобщает подрастающее поколение к корням, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.