Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Матвеев А. А. Группа ист22 Вариант 1 Проверил Решетникова Е. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство цифрового развития
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Философия»
Выполнил: Матвеев А.А.
Группа: ИСТ-22
Вариант: 1
Проверил: Решетникова Е.В.
Новосибирск 2022
Задание 1. Вопросы к Лекции 1 Философия и ее предмет:
-
Как с течением времени менялись основные вопросы философии? -
Что общего между мифологическим и религиозным мировоззрением?
Задание 2.
Фатенков, А. Н. О философии и ее проблемном поле / А. Н. Фатенков // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 1(41). – С. 292-294. – DOI 10.24411/2078-5356-2018-00046. – EDN UOGUCC.
Щеглова, М. И. Мировоззренческая функция философии / М. И. Щеглова, К. А. Проходцев, А. С. Добрынин // Наука среди нас. – 2018. – № 6(10). – С. 331-334. – EDN GTBODS.
Усов, В. Н. Еще раз о специфике философии / В. Н. Усов // Школа Науки. – 2018. – № 10(10). – С. 47-49. – EDN YQXWTR.
Задание 3. Понятие мировоззрения
Деятельность человека целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь принять то или иное решение, уметь выбрать цели. Для этого ему необходимо глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – Эта модель связана с интуитивным пониманием человеком единства мира, космоса и поиском первооснов этого мира, которые (в отсутствие научного знания) формулируются в неявной и метафорической форме и закрепляются в мифологических системах. Человек не существует иначе, как в определённом отношении к другим людям, семье, в определённом отношении природе, к миру.
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира – это определённая сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живёт, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют ясное и чёткое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельного его представителя. Отвечая на вопрос об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения производят и картину мира, которая дает общее знание о строении, общем устройстве, закономерностях происхождения и развития всего, что так или иначе охватывает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек основывает и общую свою деятельность, ставит совместные и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов единых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может показываться довольно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными индивидуальными установками человека, спецификами его характера. Однако такая связь с мировоззрением безусловно имеется и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, сильно значительную важность во всей деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и совместной картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целенаправленно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. приобретённые знания, сформировавшиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют обусловленную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это обусловленные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, общие знания, приобретенные в следствии профессиональной, фактической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие развитию нравственных, эстетических идеалов.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или нынешнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое организовано не на абстрактных доводах и рассуждениях, либо на социальных иллюзиях, рожденных неполноценным восприятием великими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из специфик мифа, буквально отличающая его от науки, хранится в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является более ранней, а для нынешнего сознания – архаичной, фигурой мировоззрения. Исторические виды мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой фигурой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней формации социального развития. Тогда люди в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие вселенские вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, формирование особенно значительных явлений природы, животных и людей. внушительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, крупное внимание в мифах уделялось многообразным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, разнообразным испытаниям, которые поджидают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, своеобразное синкретическое представление о явлениях естества и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись ростки знаний, церковных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если употребительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.
Для первобытного человека как было исключительно запечатлеть свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не имелось как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое обязано совмещаться с переживаемым, воздействующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, объединяется с ней как ее неотделимая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, возникновения естественных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое соединялось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. содержимое мифа представлялось варварскому человеку в высшей степени реальным, заслуживающим безотносительного доверия.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение
, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного коллективного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разделяет их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над естеством и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и прием у Бога.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.
Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.