Файл: Правовое регулирование защиты населения от социальных рисков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ»
Выполнила обучающаяся

2 курса 09-кПСОо-21-18 группы

очной формы обучения

специальности 40.02.01

«Право и организация

социального обеспечения»

Михайлова Софья Александровна

____________________

«____» _______________2023г.

Научный руководитель ВКР

Максимова Оксана Владимировна

_____________________

«____» ______________2023г.

Директор колледжа

Гереев Зелимхан Гириханович

______________________

«____» ______________2023г.


Ростов-на-Дону.

2023г.

Оглавление


Введение 3

Глава I.Пособие – основа социального обеспечения в РФ 7

1.1История развития пособий как вида социального обеспечения в современной России 7

1.2 Общая характеристика пособий и право на получение выплат 10

1.3 Классификация пособий в Российской Федерации 14

Глава II.Характеристика основных видов пособий по социальному обеспечению 16

2.1 Назначение государственных пособий семьям с детьми 16

2.2 Порядок и условия выплаты государственных пособий по безработице 25

2.3. Основания для выплаты пособий по временной нетрудоспособности 28

2.4. Об особенностях получения пособия на погребение 32

Глава III.Особенности назначения пособий и актуальные проблемы законодательства о пособиях социального обеспечения в РФ 34

3.1.Особенности прекращения выплат государственных пособий 34

3.2 Проблемы законодательства о пособиях в Российской Федерации 36

3.3.Пути решения выявленных проблем касающихся законодательстве о пособиях 39

Заключение 41

Библиографический список 45


Введение
На сегодняшний день любой гражданин может столкнуться с проблемами в области социального обеспечения. Для предотвращения данных проблем в настоящий момент государственной системой предусмотрена социальная защита населения, семьи и социально-экономическая поддержка, которая помогает нуждающимся гражданам в поддержке, найти ответ на вопросы1.

Социальная поддержка – это комплекс мер по оказанию помощи различным категориям граждан в зависимости от их жизненной ситуации. Как правило, социальная поддержка оказывается незащищенным слоям населения либо гражданам в трудной жизненной ситуации.

Социальная поддержка осуществляется в частности в денежной форме в виде ежемесячных выплат, а также в натуральном виде (например, в предоставлении еды, санитарно-курортных лечении, а также оказание каких-либо социальных услуг). Однако данная финансовая поддержка, в основном направлена на стимулирование рождения детей, а не на их дальнейшее «содержание».

Основными функциями социальной поддержки в Российской Федерации, которые отражают его сущность:

  1. экономическая функция, которая отражается в частичной компенсации дохода;

  2. политическая функция;

  3. демографическая функция;

  4. реабилитационная функция (заключена в поддержке нетрудоспособных и иных социально слабых категорий граждан, с целью закрепления их социального статуса, что позволяет им чувствовать себя полноценными членами общества);

  5. профилактическая функция.

По этой причине материнство, детство, семья находятся под защитой государства, так как наша страна признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1.

Актуальность заявленной темы для написания выпускной квалификационной работы обусловлена многими аспектами. Сегодня во всем мире растет число людей с ограниченными возможностями, что приводит к созданию неблагоприятных условий жизни для удовлетворения потребностей. Наша страна, в частности, не является исключением. Это связано, во-первых, с тем, что Российская Федерация находится в серьезном экономическом кризисе, сформированном двумя основными факторами: глобальной пандемией и специальными военными операциями на Украине. Во-вторых, это связано с тем, что система государственных пособий Российской Федерации за последние десятилетия претерпела небольшие, но глобальные изменения, связанные с социально-экономической трансформацией страны.2.

Поэтому общество и государство должны изменить свое отношение, чтобы сохранить семью как социальный, культурный и исторический институт. Для этого необходимо уделять ей особое внимание.

Степень изученности проблемы: в отечественной научной литературе изучением пособий как вида социального обеспечения в современном обществе посвящены труды целого ряда выдающихся российских ученых. Среди авторов, чьи работы были опубликованы в последние годы, следует выделить, например, Акатова Н.Б.; Галаганова В.П.; Филиппова М.В.; Шайхатдинова В.Ш.; Шульга А. А.; Меркулова А. В.; Иванова Е. В. и многих других.

Теоретическая значимость заключается в обобщении подобранного теоретического, практического и нормативного материала в одном исследовании.

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению пособий как вида социального обеспечения.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере выплаты государственных пособий.

Предметом исследования являются: нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по предоставлению государственных пособий нуждающимся гражданам, а также научная литература в аспекте темы исследования.

Цель исследования – рассмотреть и раскрыть проблемы законодательства о пособиях в системе социального обеспечения

Задачи данного исследования:

  1. изучить историю развития пособий как вида социального обеспечения в современной России,

  2. произвести общую характеристику пособий и право на получение выплат;

  3. рассмотреть характеристику основных видов пособий по социальному обеспечению;

  4. раскрыть особенности прекращения пособий и актуальные проблемы законодательства о пособиях социального обеспечения в РФ.

В процессе написания дипломной работы были использованы различные методы исследования: метод применение системного анализа, а также сравнительно-правовой, формально-юридический, метод логического анализа. В процессе работы был использован также общефилософский диалектический метод познания, что отвечает задаче комплексного изучения проблемы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Во введении выявляется актуальность, определяется степень научной разработанности темы, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе рассматривается история возникновения пособий в современной России, понятие, а также классификация пособий в Российской Федерации.

Во второй главе рассматриваются основные виды пособий и их значение. Сроки выплаты пособий нуждающимся гражданам.

В третьей главе рассматриваются особенности прекращения пособий и актуальные проблемы законодательства о пособиях социального обеспечения в РФ.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются окончательные выводы по исследованной теме.
Глава I.Пособие – основа социального обеспечения в РФ

    1. История развития пособий как вида социального обеспечения в современной России


Особенностью обществ, находящихся на стадии развития, является предоставление социальной поддержки и защиты определенным категориям людей, которые не могут обеспечить себя работой, в частности, пожилым людям, детям и нуждающимся гражданам1.

В рабовладельческий период за беременными женщинами, престарелыми и ранеными ухаживали в основном члены семьи, за несовершеннолетними детьми – их родители, а за престарелыми – те, кто к тому времени достиг определенного возраста.

Кроме того, в рабовладельческий период существовали так называемые «коллегии самопомощи», в основном для бедных и среднего класса. Средства этих организаций использовались для выплаты дивидендов больным, престарелым и раненым.

Эти «коллегии самопомощи» были основаны на личной поддержке самих работников, без участия рабовладельцев. Позже, в Риме в первом веке до нашей эры, был создан тип социального обеспечения, похожий на социальную помощь.

В России социальное развитие началось с введением христианства. Основным источником помощи в то время была церковь. Церковная помощь определялась материальным и экономическим положением нуждающихся граждан.

Позже в 1903 году государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению, вследствие чего возникает государственная система социального обеспечения нуждающихся граждан.

В эти времена основными социальными и правовыми формами поддержки престарелых и инвалидов были содержание, благотворительность и т.д. 1. В случае если гражданин получал статус безработного, государство выплачивало ему пособие по безработице.

Этот термин был введен в начале 1920-х годов. Позже, во времена Сталина, выплаты прекратились, так как экономическая ситуация заметно улучшилась (до 1991 года).

А с 1990-х годов, когда многие страны находились на этапе перехода от одной политической системы к другой, были введены государственные системы социального обеспечения с рыночными отношениями2.

Основным направлением социальной политики в этот период стало создание структур социальной защиты, а социальное обеспечение получило широкое распространение и широкое использование 3.

Социальное обеспечение – это деятельность по оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи, предусмотренной или не противоречащей действующему законодательству4.

В настоящее время пособия являются основным видом социального обеспечения в Российской Федерации.

Преимущество пособий заключается в том, что в процессе развития человечества многие люди сталкивались с проблемами, отраженными в содержании пожилых людей, инвалидов, беременных женщин и детей или связанными с ними.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальное обеспечение в целом подразумевает поддержку, которая отражает многочисленные связи между личностью и обществом1.

В настоящее время система социального обеспечения в России достаточно хорошо развита и включает в себя пособия и другие виды социальной помощи2.

Меры социальной защиты на сегодняшний день отражены в ряде нормативно-правовых документов по стратегическому развитию общества.

Например, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года3, Концепция демографического развития и Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025года4.


    1. Общая характеристика и право на получение пособий


В современной системе социального обеспечения социальные пособия имеют особое практическое и теоретическое значение в законодательстве. Термин «пособие» определен в статье 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ1.

Пособия обеспечивают финансовую поддержку граждан в виде денежных выплат, которые предоставляются гражданам ежемесячно или единовременно в случаях, установленных законом.

Законодательство о государственных пособиях гражданам содержит следующие положения, регулирующие порядок назначения пособий и ее выплату:

  1. Трудовой кодекс РФ2;

  2. Федеральный Закон от 29.09.2020 N 668н 3;

  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.09.2020 N 668н 4;

  4. Постановления Правительства РФ от 11 сентября 2021 г. N 1540 5;

  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» и иных актов6.

Пособие назначается в случае заболевания, травмы, по беременности и родам, а также при потере кормильца и в других установленных законом случаях.

Социальные пособия были созданы для поддержания социального благополучия граждан. Они являются центральной частью социальной защиты нуждающихся граждан, и занимают в системе социального обеспечения центральное место.

Все граждане Российской Федерации имеют право на получение пособий при определенных обстоятельствах. Пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

а) гражданам РФ, проживающим на территории РФ в случае нетрудоспособности;

б) граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в органах внутренней службы, таможенных органах и военных организациях Российской Федерации на территории иностранных государств, если международными договорами Российской Федерации предусмотрена выплата указанных пособий;

в) постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;

г) иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также лицам в связи с материнством1.

Пособия не выплачиваются следующим категориям граждан:

  1. иностранным гражданам, лицам без гражданства или гражданам Российской Федерации, дети которых находятся в полном государственном обеспечении;

  2. гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации;

  3. гражданам, которые в определенных случаях были лишены родительских прав.

Социальные пособия рассчитываются исходя из дохода членов семьи или с учетом экономического потенциала государства.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ установлено, что размер пособий в Российской Федерации, определяемый в соответствии с законодательством в зависимости от минимального оплаты труда, устанавливается в твердой денежной сумме1.

Сегодня пособия выплачиваются за счет:

  1. средств центрального внебюджетного фонда обязательного социального страхования (ФСС РФ, ПФР);

  2. бюджетных ассигнований (федеральных, региональных, муниципальных);

  3. средств работодателей. На выплату пособий работникам не распространяются какие-либо дополнительные меры поддержки работников (помимо предусмотренных законодательством), за исключением случаев, когда выплата пособий предусмотрена соглашением между работником и работодателем, а также коллективным или трудовым договором.

Таким образом, мы можем сказать, что социальное пособие назначается гражданам, которые нуждаются в помощи со стороны государства.

Под социальными пособиями понимаются такие денежные выплаты, которые производятся гражданам с целью полного или частичного возмещения их временной утраты дохода или оказания материальной помощи бесплатно, если это предусмотрено законом.
1.3 Классификация пособий в Российской Федерации
Сегодня основной задачей государства является оказание помощи и содействия нуждающимся гражданам. Нуждающимся гражданами принято считать:

  1. инвалидов;

  2. престарелых лиц;

  3. беременных женщин;

  4. нетрудоспобных граждан;

  5. безработных граждан;

  6. детей.

Для оказания помощи гражданам предоставляются государственные пособия по социальному обеспечению в виде денежных выплат для поддержания их жизнедеятельности в периоды отсутствия дохода.

Пособия можно разделить на несколько видов в зависимости от их назначения, продолжительности выплаты и источника выплаты.

Пособий по целевому назначению:

  1. могут быть предоставлены в целях восполнения утраченного по уважительной причине заработка;

  2. могут выплачиваться для покрытия разовых дополнительных расходов (например, по уходу за ребенком);

  3. могут предоставляться для обеспечения средств к существованию в периоды отсутствия дохода и т.д.

В зависимости от срока выплаты пособий бывают:

  1. ежемесячное пособие – на время по уходу за ребенком до полутора лет;

  2. единовременное пособие – выделятся на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;

  3. периодическое пособие – пособие, которое предоставляется гражданам на определенный период (например, по временной нетрудоспособности).

По источнику выплаты выделяют: пособия, выплачиваемые из бюджетов всех уровней (для граждан, пострадавших при участии в борьбе с терроризмом); пособия, выплачиваемые из средств ФСС РФ; пособия, выплачиваемые за счет средств СФР (в случае временной нетрудоспособности застрахованного лица).

Таким образом, социальные пособия – это финансовые средства, выплачиваемые гражданам для полной или частичной компенсации временной потери дохода или для оказания материальной помощи, если это предусмотрено законом.


Глава II.Характеристика основных видов пособий по социальному обеспечению

2.1 Назначение государственных пособий семьям с детьми
Согласно Федеральному Закону от 19.05.1995г. № 81государственные пособия семьям, имеющим детей – это государственные денежные средства, выплачиваемые семьям, имеющим детей, в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечивающие гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.1.

Это также так называемое пособие, выплачиваемое родителям, опекунам, попечителям и другим законным представителям в связи с рождением и воспитанием ребенка и предусмотренное законом для материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

В соответствии с законодательством выделяют следующие виды пособий гражданам, имеющим детей в Российской Федерации:

  1. пособие по беременности и родам;

  2. ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

  3. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

  4. ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

  5. единовременное пособие при рождении ребенка;

  6. единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

  7. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Пособие по беременности и родам – это вид социального обеспечения в форме денежных выплат, выплачиваемой женщины за весь период отпуска по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам до и после даты рождения ребенка в течение 70дней (продлевается до 80 дней в случае осложнений при родах или многоплодной беременности).

Если ребенок в возрасте до трех месяцев усыновлен, пособие по беременности и родам выплачивается в течение 70 календарных дней со дня усыновления.

Пособие могут получить женщины:

  1. подлежащие государственному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности;

  2. получающие, по очной форме высшее или среднее образование.

Пособие по беременности и родам выплачивается на тех же основаниях при выкидышах после 196-го дня беременности. Основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам является установленный законом больничный лист.



В 2023 году пособие по беременности и родам выплачивается только за тот же названный период отпуска по беременности и родам. Это означает, что если женщина продолжает работать (т.е. получает зарплату), не уходя в отпуск, она не имеет права на пособие. В результате ей будет выплачено пособие за количество отработанных дней. Если женщина решит уйти в декретный отпуск и действительно уйдет, ей перестанут платить зарплату, и она получит право на пособие.

Пособие по беременности и родам выплачивается, если гражданин обратится в региональную организацию ФСС в течение шести месяцев после окончания отпуска.

Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, имеют право на получение этого пособия из Фонда социального страхования по месту жительства или фактического пребывания.

Размер этого пособия рассчитывается на основе среднего заработка за период в два календарных года. Эта сумма делится на общее количество календарных дней в течение этих двух календарных лет.

Если женщина проработала менее шести месяцев, она может рассчитывать на пособие, не превышающее прожиточный минимум.

Сегодня минимальный размер пособия составляет – 74757,20рублей, максимальный размер пособия составляет – 383178,60рублей с учетом ситуации, когда женщина работает.

Если беременная женщина является безработной, она имеет право на получение пособия в фиксированном размере на период отпуска по беременности и родам.

Следующим видом является ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в ранних сроках беременности. Право на ежемесячное пособие беременным женщинам за постановку на учет в ранние сроки беременности с 2023 года гарантировано Федеральным законом от 21.11.2022 № 455-ФЗ1.

Конкретные правила назначения и выплаты данного пособия регламентированы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 23302.

Право на ежемесячное пособие получают женщины, если они являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории России.

Пособие предоставляется женщинам, состоящим на учете в медицинском учреждении на сроке не менее 6 недель и не более 12 недель беременности.

Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия СФР принимает в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления. Срок может быть продлен до 20 дней в случае не поступления документов и сведений, запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия.


В случае одобрения ежемесячное пособие будет выплачиваться беременной женщине в размере 50% величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения.

Например, в Ростовской области в 2023 году прожиточный минимум для трудоспособного населения равен 14729 рублю (Правительства Ростовской области от 19.12.2022 № 1113) 1. Соответственно, пособие беременной женщине в общем случае в Ростовской области составит от 7364 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет также выплачивается родителям, опекунам и близким родственникам (например, бабушкам и дедушкам), которые ухаживают за ребенком.

В случае если за ребенком ухаживают двое или несколько родственников, то право на получение выплаты имеет только кто-то один, по их выбору.

Пособие оформляется вместе с отпуском по уходу за ребенком, а документы подают в отдел кадров. Обращаться за оформлением пособия нужно в отделение СФР – при условии, что в предыдущем календарном году родители ребенка выплатили взносы на социальное страхование.

Пособие по уходу за ребенком до 18 месяцев выплачивается ежемесячно в размере 40% от среднего заработка по месту работы за календарный год, непосредственно предшествующий месяцу, в котором будет осуществляться уход за ребенком. Это пособие не может быть больше или меньше минимальной суммы.

Если уход осуществляется за двумя или более детьми в возрасте до 18месяцев, ежемесячное пособие по уходу за ребенком суммируется. При этом размер пособия не может превышать 100% среднего заработка, и не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

На сегодняшний день размер ежемесячного пособия составляет от 8591,47 руб. до 33281,80 руб. Каждый год данная сумма индексируется с учетом инфляции.

Если беременную женщину увольняют во время отпуска в связи с ликвидацией организации, ее пособие устанавливается в размере 40% в течение 12 месяцев с даты увольнения. Минимальная сумма составляет – 8591,47 рублей, а максимальная – 17182,94рублей.

Право на ежемесячное пособие на ребенка беременным женам военнослужащего проходящего военную службу по призыву возникает, если срок беременности составляет не менее 180 дней. Пособие прекращается по достижении ребенком трехлетнего возраста, но не позднее даты окончания отцом военной службы.


Данное пособие выплачивается:

  1. матери ребенка со дня рождения ребенка, при этом не раньше даты начала военной службы отца ребенка;

  2. опекуну ребенка или другому законному представителю ребенка, проходящему военную службу.

Если за уходом ребенка военнослужащего осуществляется несколькими лицами, то право на получение предоставляется только одному из представителей.

Ежемесячные пособия на детей военнослужащих назначаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения за счет субвенций из федерального бюджета.

В случае смерти матери ребенка ежемесячное пособие назначается и выплачивается другому лицу со дня ее смерти или со дня принятия решения о выплате, но не ранее даты начала военной службы отца ребенка.

Размер ежемесячного пособия составляет 6000 рублей на каждого ребенка без учета индексации. С 1 февраля 2023 года данное пособие выплачивается в размере 15548 рублей 07 копеек.

Единовременное пособие – это разовая выплата, которая предоставляется одному из родителей1. При рождении двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. В случае если ребенок рождается мёртвым, пособие не выплачивается.

Единовременное пособие при рождении ребенка, отличается от иных видов пособий тем, что могут получить данное пособие как лица, которые работают, так и безработные граждане в соответствии с законодательством.

Данная поддержка назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту работы (работодателем) законных представителей, либо по месту жительства.

После рождения ребенка оба родителя могут обратиться за государственной помощью.

Если мать ребенка работает, пособие перечисляет бухгалтерия по месту ее работы; если оба родителя не работают, пособие перечисляет пенсионный фонд.

При этом важно знать, что размер пособия не зависит от заработной платы родителей ребенка. Поэтому для оформления выплаты пособия, можно обратиться с необходимыми документами и заявлением в территориальный орган СФР, а также в МФЦ принимающий данное заявление.

Обратиться за назначением единовременного пособия можно в течение шести месяцев после рождения ребенка. Если по какой-либо причине шестимесячный срок превышен, решение о выплате государственной помощи принимает местный орган СФР. Данный орган может разрешить выплату при наличии уважительных причин.