Файл: Правовое регулирование защиты населения от социальных рисков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 509

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трудовой или иной деятельности в период, когда застрахованное лицо подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Пособие в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается пострадавшему в размере 100% его среднего месячного заработка (дохода) за весь период нетрудоспособности до его выздоровления или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Пособие по уходу за больным членом семьи предоставляется в том случае, если у работника заболел кто-то из родственников.

Медицинская организация должна выдать листок, который дает возможность получить денежную компенсацию за тот период, когда работник ухаживал за больным и отсутствовал на своем рабочем месте1.

Пособие на протезирование выплачивается при поступлении пациента в стационарное отделение учреждения протезирования и ортопедии. Оно выплачивается за время пребывания в стационаре и за время проезда в больницу и обратно.

Пособие на лечение в зоне отдыха (амбулаторное лечение) выплачивается при двух основных условиях:

  1. у работника нет достаточного отпуска для пребывания в санатории;

  2. путевка предоставляется бесплатно или со скидкой за счет средств фонда социального страхования.

Исходя, из вышесказанного, можно сделать выводы, временная нетрудоспособность – это состояние организма человека, при котором он теряет способность к труду.

Закон четко ограничивает круг лиц, имеющих право на получение пособий по временной нетрудоспособности. Согласно закону, право на получение пособий имеют только лица, охваченные обязательным социальным страхованием, то есть застрахованные лица.

К застрахованным лицам относятся:

  1. лица, работающие на основании трудового договора;

  2. лицо, постоянно занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или государственную должность муниципального образования;

  3. лицо, являющееся единственным членом организации или иного органа.




    1. Социальное пособие на погребение


Сегодня государство также предоставляет своим гражданам социальное пособие на погребение, которое выплачивается в качестве компенсации тем, кто взял на себя обязанность похоронить умершего.
Выплаты такого рода регулируются законодательством Российской Федерации1.

Выплачивается данное пособие:

  1. близким родственникам;

  2. супругам;

  3. законному представителю умершего в случае мертворождения по истечении 196 дней беременности.

Пособие на погребение выплачивается на основании следующих документов:

1.свидетельствоо смерти;

2.справка с места жительства;

3.копиясвидетельства о смерти;

4.справка о захоронении на кладбище (с указанием номера могилы).

Социальное пособие на оплату похорон выплачивается при обращении за ним в течение шести месяцев со дня смерти.

Размер этого пособия равен стоимости похорон, которые предоставляются бесплатно, но не может превышать 10-кратного размера минимальной заработной платы. Пособие на погребение выплачивается территориальными органами СФР в день обращения на основании свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС.

Если погребение осуществляется за счет средств супруга, иных родственников и законного представителя умершего, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, но не более 7793 рублей, которая затем индексируется в соответствии с прогнозным уровнем инфляции. Коэффициент индексации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, социальное пособие на погребение – это фиксированная сумма, выдаваемая всем, кто потратил деньги на похороны. Пособия на погребение выдаются в фиксированном размере.

Например, если родственники потратили сотни тысяч, государство им возместит только гарантированную сумму.

При этом похоронить человека можно на бесплатной основе через социальную службу за счет средств государства.
Глава III.Особенности назначения пособий и актуальные проблемы законодательства о пособиях социального обеспечения в РФ

    1. Особенности прекращения выплат государственных пособий


В период получения государственного социального обеспечения заявитель обязан информировать уполномоченным органам об изменениях, которые становятся основанием прекращения социального обеспечения. На сегодняшний день выделяют две недели для того чтобы сообщили о тех или изменениях со дня их наступления.



Решение о прекращении социальной поддержки принимается руководителем организации социального обеспечения по форме, утвержденной Министерством социального обеспечения, в следующих случаях:

  1. если организация социального обеспечения установит, что получатель социальной помощи навсегда покинул страну;

  2. если информация, предоставленная заявителем, неточна или предоставлена несвоевременно;

  3. если доход семьи выше прожиточного минимума и если информация о составе семьи, принадлежащем им имуществе, а также о доходах неполная;

  4. если заявитель старше 16 лет и не предоставил информацию о продолжении очного образования;

  5. в случае наступления смерти получателя социальной поддержки или в случае смерти ребенка;

  6. если получатели социальной поддержки были лишены родительских прав;

  7. если прошло 6 месяцев с момента приостановления выплаты;

  8. если получатель ежемесячного пособия на ребенка не представил документы в течение шести месяцев после прекращения выплат;

  9. если заявитель добровольно отказывается от получения социальной поддержки и подает заявление о приостановлении выплат;

  10. если получатели ежемесячных выплат на детей до полутора лет не представили документы в установленный срок и т.д.

Получатели пособий должны получить письменное уведомление об отказе в выплате пособий или прекращении их выплаты в отделе социального обеспечения по месту жительства не менее чем за 10дней. Выплаты социального обеспечения прекращаются с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства для прекращения выплат.

Однако если управлению социального обеспечения необходимо провести комиссионную проверку информации, представленной заявителем, оно должно дать окончательный ответ заявителю в течение 30 дней с момента подачи заявления.

Следует отметить, что отказ в таких случаях не является препятствием для подачи заявления во второй раз. Вместе с тем заявители имеют полное право обжаловать решение в суде.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что решение о прекращении выплат принимается органами социальной защиты с момента получения этими органами информации, на основании которой производится прекращение. Как уже было установлено, прекращение выплат происходит, в частности, когда доход семьи превышает прожиточный минимум на душу населения.


    1. Проблемы законодательства о пособиях в РФ



Как объяснялось ранее, все граждане имеют право на социальное обеспечение в зависимости от условий жизни и потребностей1.

Следует отметить, что в законодательстве о социальном обеспечении неоднократно вносятся изменения, что разрушает логические связи между правовыми категориями, используемыми законодателями.

За последние десятилетия в законодательстве социального обеспечения появляются новые виды выплат, для идентификации, которых законодатель использует нововведённые термины:

  1. материальная помощь;

  2. ежемесячные выплаты;

  3. материнский или семейный капитал - это мера государственной поддержки российских семей с 2007 года2. Право на получение материнского капитала имеют граждане РФ независимо от их места жительства:

  1. женщины, родившие первого ребенка начиная с 1 января 2020года, второго или третьего ребенка начиная с 1 января 2007 года;

  2. отцы, воспитывающие ребенка в случае смерти жены, не являющейся гражданкой Российской Федерации или объявленной умершей;

  3. единственные усыновители ребенка, ранее не пользовавшиеся дополнительными мерами государственной поддержки, если решение суда об усыновлении первого ребенка вступило в силу с 1 января 2020 года, а решение суда об усыновлении второго и третьего ребенка вступило в силу с 1 января 2007 года.

  1. дополнительные социальные выплаты к пенсии и т.д.

Каждый вид социального обеспечения имеет индивидуальные и общие черты, которые отличают его от других выплат, не относящихся к социальному обеспечению (например, заработной платы, компенсации)3.

Помимо этих характеристик, существует ряд особенностей, характерных для их назначения. В результате этих особенностей могут возникать проблемы, связанные с предоставлением пособий определенным категориям граждан.

На сегодняшний день выявлены следующие проблемы в законодательстве о социальном обеспечении и пособиях:

  1. первая проблема заключается в недостаточном размере пособий, выплачиваемых компетентными органами нуждающимся гражданам.

Размер пособий не всегда достаточен для того, чтобы граждане могли удовлетворить свои потребности. Размер пособий часто не соответствует финансовым трудностям и затратам, которые испытывают получатели.


  1. Вторая проблема – низкий уровень социальной защищенности населения, проживающего в разных субъектах Российской Федерации, из-за отсутствия единообразного толкования федерального и регионального законодательства.

  2. Третья проблема заключается в сложности подачи заявления и получения пенсии, поскольку:

  1. требуется огромное количество документов, в основном это свидетельства о рождении, справки с места работы, справки с места жительства и, в исключительных случаях, справки о зачислении в учебные заведения;

  2. при подаче документов могут образовываться очереди, в результате чего на оформление документов у граждан уходит 2,3 часа;

  3. кроме того, качество работы с документацией ухудшается из-за отсутствия единого подхода со стороны экспертов.

  1. Еще одной проблемой является низкий уровень информации, предоставляемой гражданам о получении и оформлении пособий. Это означает, что граждане по факту в редких случаях могут иметь право на получение выплат, но не обращаются в компетентные органы для их получения в результате не достаточной информированности.

Поэтому можно сказать, что материальная помощь населению является одной из основных задач государства и должна быть разработана таким образом, чтобы она была доступна всем слоям населения для определения социально-экономической системы страны.
3.3. Пути решения выявленных проблем касающихся законодательстве о пособиях
Как уже упоминалось в предыдущем параграфе, были определены основные проблемы с законодательством о пособиях. Затем необходимо определить решения для предотвращения этих проблем.

Для этого необходимы следующие аспекты, которые будут предложены в качестве решения.

  1. Для решения первого вопроса необходимо разработать нормативно-правовую базу, соответствующую федеральным и региональным нормативным актам1.

Эта нормативно-правовая база, на мой взгляд, будет регулировать средства, выделяемые из федерального и регионального бюджетов.

  1. В качестве решения второй проблемы необходимо создать единую трактовку категорий, определяющих статус получателей социального обеспечения.

  2. Для решения третьей проблемы необходимо, чтобы: