Файл: Контрольный диктант по русскому языку по теме Глагол (3 класс 4 четверть) Диктант Весна в лесу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1197
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольный диктант по русскому языку по теме: «Глагол»
(3 класс – 4 четверть)
Диктант
Весна в лесу.
Весна вступает в свои права. Уже давно не трещат морозы. Солнце ласково пригревает землю. Тёплый ветер пробегает с высоких вершин сосен. Появилась молодая травка. На деревьях радостно зазеленела листва. Смолой пахнут душистые почки.
Вот в овраге текут и звенят голосистые ручьи. На лесных полянах зацвели белые и голубые подснежники. Проснулись после долгой зимы хлопотливые муравьи.
Скоро прилетят и запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны – главный праздник! (72 слова)
Грамматическое задание
1 вариант
-
Подчеркните в тексте все глаголы в первом абзаце. -
Выпишите 3 глагола, употреблённые в единственном числе. -
Спиши и определи время глагола: думаю, задумает, придумал, думать. -
Сделайте разбор по составу глагола: побежал, принесла. -
* Составьте и запишите предложение с отрицательной частицей не о том, чего нельзя делать в лесу.
Контрольный диктант по русскому языку по теме: «Глагол»
(3 класс – 4 четверть)
Диктант
Весна в лесу.
Весна вступает в свои права. Уже давно не трещат морозы. Солнце ласково пригревает землю. Тёплый ветер пробегает с высоких вершин сосен. Появилась молодая травка. На деревьях радостно зазеленела листва. Смолой пахнут душистые почки.
Вот в овраге текут и звенят голосистые ручьи. На лесных полянах зацвели белые и голубые подснежники. Проснулись после долгой зимы хлопотливые муравьи.
Скоро прилетят и запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны – главный праздник! (72 слова)
Грамматическое задание
1 вариант
-
Подчеркните в тексте все глаголы в первом абзаце. -
Выпишите 3 глагола, употреблённые в единственном числе. -
Спиши и определи время глагола: думаю, задумает, придумал, думать. -
Сделайте разбор как части речи глагола: побежал. -
* Составьте и запишите предложение с отрицательной частицей не о том, чего нельзя делать в лесу.
Грамматическое задание
2 вариант
-
Подчеркните в тексте все глаголы во втором и третьем абзацах. -
Выпишите 3 глагола, употреблённые во множественном числе. -
Спиши и определи время глагола: рисовать, рисую, нарисует, зарисовал. -
Сделайте разбор как части речи глагола: принесу. -
5.* Составьте и запишите предложение с отрицательной частицей не о том, чего нельзя делать в лесу.
Птичьи заботы
Ещё весной птицы на деревьях, в кустах, в траве строили гнёзда. Там они откладывали яйца и высиживали их. В июне вывелись из яиц птенцы. Сколько забот тогда появилось у родителей. Ведь птенцы быстро росли. Поэтому они всё время очень хотели есть. Пташки сновали туда и обратно, искали корм, ловили мошек, собирали зёрнышки. Птенчики широко открывали свои клювики и требовали ещё и ещё. Но скоро они выросли. Настала для них пора учиться летать.
Грамматические задания:
-
Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые. -
Выполни морфологический разбор слова пробежала. -
Сделай фонетический разбор слова яйца. -
Выпиши из текста глаголы, стоящие в неопределенной форме.
Входная контрольная работа по русскому языку 3 класс
Диктант
Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение.
Друзья
Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.
Слова для справок: раскинулись, ближний.
Грамматическое задание
1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания: вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с; вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.
2. Прочитайте слова.
Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга, друзья, Юрий.
1 вариант. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
3. Вспомни, какие бывают орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.
Живут, шина –
Часы, щавель –
Чудо, щупальца –
Ночка, ручной –
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают осенние листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.
Зимний холод
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
Слово для справки: постоянно.
Грамматическое задание
1. Разберите по составу слова: сторожка, зимний, душистое.
2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2. Разберите по составу слова: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Декабрь
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, водяной.
(Так же необходимо чётко проговорить окончания в словах: веселая, пушистые.)
Грамматическое задание
4. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
5. Разберите по составу слова: осинка, переход.
6. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».
Село Юрьево
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3. Разберите по составу слова: рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант по теме «Части речи. Имя существительное»
Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Грамматическое задание
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова: интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант по теме «Глагол»